МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика и современные информационные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 14 14 28 28 42 42
Сам. работа 22 22 44 44 66 66
Итого 36 36 72 72 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Ваганов А.В.;препод., Корниевская Т.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Информатика и современные информационные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 «Биология» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых знаний и навыков по применению современных информационнных технологий на основе библиографической культуры, с применеием информационно-коммуникационных технологий (текстовых документов, презентационных материалов в соответсвии с требованиями стандартов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия информационных технологий, передачи, обработки и накопления информации; виды информационных технологий и разновидности информационных компьютерных технологий; способы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять выбор необходимого вида программы для выполнения конкретных задач в своей профессиональной деятельности; самостоятельно осуществлять выбор использования информационных технологий и верно их применять для достижения практических целей; применить на практике различные виды информационных технологий; организовывать проектную работу и презентовать результаты своей исследовательской работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами защитить персональный компьютер и обеспечить его бесперебойную работу возможностями сети Интернет для организации своей исследовательской научной работы; обрабаткой текстовой и графическок информации, полученной в результате исследования биологических объектов; возможностями биологических баз данных; возможностями презентации результатов своих исследований; обработкой электронных библиотек и электронных изданий в сети Интернет; соблюдением норм авторского права.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Текстовые редакторы и электронные талицы
1.1. Обработка информации в текстовом редакторе (на примере пакета программ MS Office: Word), редактирование, форматирование и начальная верстка текста. Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.1
1.2. Обработка информации в электронных таблицах (на примере пакета программ MS Office: Excel), ввод данных, форматирование, работа с формулами и форматами. Лабораторные 1 4 ОПК-1 Л1.1
Раздел 2. Презентации, Сеть Интернет и графика
2.1. Понятие презентации и её основное содержание; классификация всего разнообразия мира презентаций; особенности работы с цветом, стилем изложения, шрифтом, иллюстративным рядом. Сам. работа 1 12 ОПК-1 Л1.1, Л1.3
2.2. Сеть Интернет для биолога: правила и приемы адресного поиска информации, полезные ресурсы для биолога Лабораторные 1 6 ОПК-1 Л1.1, Л1.3
2.3. Сеть Интернет для биолога: поиск научной литературы и организация НИРС Лабораторные 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Графические редакторы
3.1. Графические редакторы Сам. работа 2 22 ОПК-1 Л1.1
3.2. Виды компьютерной графики и форматы, цветовые модели, работа с растровой графикой на примере редактора Paint.net. Лабораторные 2 8 ОПК-1 Л1.1
3.3. Работа с растровой графикой на примере Paint.net, ч 1 Лабораторные 2 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Работа с растровой графикой на примере Paint.net, ч 1 Лабораторные 2 6 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Молекулярная филогения
4.1. Построение филогенетических деревьев живых организмов Сам. работа 2 22 ОПК-1 Л1.1, Л1.2
4.2. Решение задач с помощью алгоритмов программы Mega Лабораторные 2 3 ОПК-1 Л1.1
4.3. Дендриты, особенности построения, их биологический смысл Лабораторные 2 3 ОПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. Д. Рудер, Я. И. Грачева Информатика. Компьютерный практикум: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2733
Л1.2 Иванов А.Л. Эволюция и филогения растений: учебное пособие М.: Берлин : Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276518http://doi.org/10.23681/276518
Л1.3 О. П. Новожилов Информатика : учеб. пособие для бакалавров М. : Юрайт, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бесчастнов, Н. П Цветная графика: ВЛАДОС, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "АлтГУ" elibrary.asu.ru
Э2 "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Э4 ЭБС "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э5 ЭБС "Консультант студента" www.studentlibrary.ru
Э6 Курс в Moodle "Информатика и современные информационные технологии " portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения лабораторных занятий:
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
DjVu reader, http://djvureader.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Сайт библиотеки АлтГУ (www.lib.asu.ru);
Курс «Информатика и современные информационные технологии» на образовательном портале АлтГУ (http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=963)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса «Информатика и современные информационные технологии» предусматривает 4 раздела.
В первом разделе рассматриваются возможности программы MS PowerPoint для создания презентаций. На первом занятии студенты знакомятся с панелью инструментов программы, усваивают элементарные навыки по созданию презентаций. Типы презентаций, нюансы создания, типичные ошибки. Раскрываются цель и задачи дисциплины. На последующих занятиях студентам предлагаются более сложные практические задания (создание 3D фигур, применение различных форм заливки фигур, анимация текста и фигур, создание презентаций по заданным темам). Также студентам предлагается лекция («Методические указания по созданию презентаций для научного доклада»).
Во втором разделе основной упор сделан на освещении электронных научных изданий в сети Интернет по биологическим направлениям (работа с ресурсами сети Интернет, метод проектов). Подробно рассматривается Научная электронная библиотека «E-library» - российский информационный портал в области науки, медицины, технологии и образования. На платформе аккумулируются полные тексты и рефераты научных статей и публикаций.
В третьем и четвертом разделах основное изложение материала относится к практическому применению знаний в своей научной работе и учебе. Студентам необходимо подготовить в графической компьютерной среде схему биологического процесса или явления (графологическая структура); обработать в графических редакторах и продемонстрировать на конкретных примерах своего научного исследования эффективность использования новых решений в графических средах (обработка графики); подготовить макет плаката по своей НИР в компьютерной графической среде (метод проектов).
Материал закрепляется в ходе лабораторных занятий, посвященных созданию презентаций, серфингу в сети Интернет для формирования своих образовательных навыков и компетенций.
Лабораторные занятия играют ключевую роль в реализации дидактических задач курса, связанных со структурой и содержанием курса информационных технологий в биологии.
Наиболее важной задачей лабораторных занятий является формирование профессиональных умений и ключевых компетенций. При этом специальное занятие организуется в форме представления презентаций по своей научной работе, интерактивного урока.