Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 121 | 121 | 121 | 121 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Целью освоения дисциплины является знакомство обучающихся с информационно-коммуникационными технологиями, применяемыми в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании современной школы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-4 | способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах |
ПК-4 | готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные требования информационной безопасности; организацию образовательного процесса с использованием ИКТ. Основные понятия информационной и библиографической среды; основные методики и приемы обучения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; применять современные ИКТ в образовательном процессе. Создавать документы в текстовых редакторах и программах презентаций; анализировать результаты образовательного процесса. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет методами решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры; основными методами научно-педагогического исследования. Владеет навыками сбора, анализа и представления информации; базовыми технологиями и приемами обучения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Презентации | ||||||
1.1. | Критический обзор технического исполнения презентации | Лекции | 2 | 2 | ОК-4, ПК-4 | Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Принципы работы с презентациями на примере MO PowerPoint – требования и виды практического использования | Практические | 2 | 4 | ОК-4, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Сеть Интернет | ||||||
2.1. | Современные ИКТ в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании | Сам. работа | 2 | 20 | ОК-4, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Коммуникационная составляющая в эколого-биологическом образовании | Сам. работа | 2 | 30 | ОК-4, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Базы данных по биологии открытого доступа в сети Интернет | Сам. работа | 2 | 30 | ОК-4, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Ресурсы электронных научных изданий в сети Интернет по биологическим направлениям | Лекции | 2 | 2 | ОК-4, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Графические редакторы | ||||||
3.1. | Обзор видов графики и графических редакторов | Сам. работа | 2 | 20 | ОК-4, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Акутальный софт для дополнительного эколого-биологического образования | Сам. работа | 2 | 21 | ОК-4, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Навыки работы с растровой графикой на примере Paint.net | Практические | 2 | 4 | ОК-4, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Возможности сети Интернет в реализации практических задач биолога, образовательной деятельности и помощь в НИР | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ПК-4 | Л1.1, Л2.2 |
3.5. | Экзамен | 2 | 9 | ОК-4, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение "Фонд оценочных средств" |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение "Фонд оценочных средств" |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение "Фонд оценочных средств" |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Плаксина | Интерактивные образовательные технологии : учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | : www.biblio-online.ru/book/76A17743-ABF9-4E94-A630-3964124ACB79. |
Л1.2 | сост. В.В. Журавлев | Информационные технологии в образовании : учебное пособие | Ставрополь : СКФУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Захарова И.Г. | Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2008 | |
Л2.2 | Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова | Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник | Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452839 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека АлтГУ | www.elibrary.asu.ru. | ||
Э2 | Научная электронная библиотека | www.e-library.ru | ||
Э3 | ИБС "Университетская библиотека on-line" | lib.ivanovo.ac.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ОС «Windows»; пакет Microsoft Office,Chrome, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека www.e-library.ru. Научная электронная библиотека АлтГУ www.e-library.asu.ru. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием, рабочей программы дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании». Дисциплина «Информационно-коммуникационные технологии в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Информационно-коммуникационные технологии в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. Программа курса «Информационно-коммуникационные технологии в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании» предусматривает три раздела. В первом разделе рассматриваются возможности программы MS PowerPoint для создания презентаций. На первом занятии студенты знакомятся с панелью инструментов программы, усваивают элементарные навыки по созданию презентаций. Типы презентаций, нюансы создания, типичные ошибки. Раскрываются цель и задачи дисциплины. Также студентам предлагается для работы использовать авторское электронное учебное пособие «Подготовка и создание презентаций по практическим курсам «Информационные технологии в биологии и экологии»»). Во втором разделе основной упор сделан на освещении электронных научных изданий в сети Интернет по биологическим направлениям (работа с ресурсами сети Интернет, метод проектов). Подробно рассматриваются: виды баз данных для хранения и обработки биологической информации; ресурсы для самостоятельной организации НИР работы школьников; возможности научной электронной библиотеки «E-library» - российский информационный портал в области науки, медицины, технологии и образования. В третьем разделе основное изложение материала относится к практическому применению знаний в своей научной работе и учебе. Студентам необходимо подготовить в графической компьютерной среде схему биологического процесса или явления (графологическая структура); обработать в графических редакторах и продемонстрировать на конкретных примерах своего научного исследования эффективность использования новых решений в графических средах (обработка графики); подготовить макет плаката по своей НИР в компьютерной графической среде (метод проектов). Материал лекций закрепляется в ходе практических и семинарских занятий, посвященных созданию презентаций, серфингу в сети Интернет для формирования своих образовательных навыков и компетенций. Практические занятия играют ключевую роль в реализации дидактических задач курса, связанных со структурой и содержанием курса информационных технологий в биологии. По содержанию они связаны с лекциями. Наиболее важной задачей практических занятий является формирование профессиональных умений и формирование ключевых компетенций. При этом специальное занятие организуется в форме представления презентаций по своей научной работе, интерактивного урока. |