МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-коммуникационные технологии в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Ваганов А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Информационно-коммуникационные технологии в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является знакомство обучающихся с информационно-коммуникационными технологиями, применяемыми в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании современной школы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах
ПК-4 готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные требования информационной безопасности; организацию образовательного процесса с использованием ИКТ. Основные понятия информационной и библиографической среды; основные методики и приемы обучения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; применять современные ИКТ в образовательном процессе. Создавать документы в текстовых редакторах и программах презентаций; анализировать результаты образовательного процесса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры; основными методами научно-педагогического исследования. Владеет навыками сбора, анализа и представления информации; базовыми технологиями и приемами обучения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Презентации
1.1. Критический обзор технического исполнения презентации Лекции 2 2 ОК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.2
1.2. Принципы работы с презентациями на примере MO PowerPoint – требования и виды практического использования Практические 2 4 ОК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Сеть Интернет
2.1. Современные ИКТ в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании Сам. работа 2 20 ОК-4, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Коммуникационная составляющая в эколого-биологическом образовании Сам. работа 2 30 ОК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.2
2.3. Базы данных по биологии открытого доступа в сети Интернет Сам. работа 2 30 ОК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.2
2.4. Ресурсы электронных научных изданий в сети Интернет по биологическим направлениям Лекции 2 2 ОК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Графические редакторы
3.1. Обзор видов графики и графических редакторов Сам. работа 2 20 ОК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.2
3.2. Акутальный софт для дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 21 ОК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.2
3.3. Навыки работы с растровой графикой на примере Paint.net Практические 2 4 ОК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.4. Возможности сети Интернет в реализации практических задач биолога, образовательной деятельности и помощь в НИР Практические 2 2 ОК-4, ПК-4 Л1.1, Л2.2
3.5. Экзамен 2 9 ОК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение "Фонд оценочных средств"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение "Фонд оценочных средств"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение "Фонд оценочных средств"

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Плаксина Интерактивные образовательные технологии : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/76A17743-ABF9-4E94-A630-3964124ACB79.
Л1.2 сост. В.В. Журавлев Информационные технологии в образовании : учебное пособие Ставрополь : СКФУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л2.2 Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452839
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека АлтГУ www.elibrary.asu.ru.
Э2 Научная электронная библиотека www.e-library.ru
Э3 ИБС "Университетская библиотека on-line" lib.ivanovo.ac.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС «Windows»; пакет Microsoft Office,Chrome, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека www.e-library.ru.
Научная электронная библиотека АлтГУ www.e-library.asu.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием, рабочей программы дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании».
Дисциплина «Информационно-коммуникационные технологии в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Информационно-коммуникационные технологии в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.
Программа курса «Информационно-коммуникационные технологии в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании» предусматривает три раздела. В первом разделе рассматриваются возможности программы MS PowerPoint для создания презентаций. На первом занятии студенты знакомятся с панелью инструментов программы, усваивают элементарные навыки по созданию презентаций. Типы презентаций, нюансы создания, типичные ошибки. Раскрываются цель и задачи дисциплины. Также студентам предлагается для работы использовать авторское электронное учебное пособие «Подготовка и создание презентаций по практическим курсам «Информационные технологии в биологии и экологии»»). Во втором разделе основной упор сделан на освещении электронных научных изданий в сети Интернет по биологическим направлениям (работа с ресурсами сети Интернет, метод проектов). Подробно рассматриваются: виды баз данных для хранения и обработки биологической информации; ресурсы для самостоятельной организации НИР работы школьников; возможности научной электронной библиотеки «E-library» - российский информационный портал в области науки, медицины, технологии и образования. В третьем разделе основное изложение материала относится к практическому применению знаний в своей научной работе и учебе. Студентам необходимо подготовить в графической компьютерной среде схему биологического процесса или явления (графологическая структура); обработать в графических редакторах и продемонстрировать на конкретных примерах своего научного исследования эффективность использования новых решений в графических средах (обработка графики); подготовить макет плаката по своей НИР в компьютерной графической среде (метод проектов).
Материал лекций закрепляется в ходе практических и семинарских занятий, посвященных созданию презентаций, серфингу в сети Интернет для формирования своих образовательных навыков и компетенций.
Практические занятия играют ключевую роль в реализации дидактических задач курса, связанных со структурой и содержанием курса информационных технологий в биологии. По содержанию они связаны с лекциями.
Наиболее важной задачей практических занятий является формирование профессиональных умений и формирование ключевых компетенций. При этом специальное занятие организуется в форме представления презентаций по своей научной работе, интерактивного урока.