МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Ваганов А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г. Г.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 «Биология» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка бакалавров, обучающихся на 1 курсе биологического факультета, приобретение слушателями базовых знаний и навыков по применению современных информационных технологий, в частности технологий разработки текстовых документов, профессиональной разработки презентационных материалов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.05.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые понятия основ психологии и педагогики в преподавании биологии;
фундаментальные основы в области биолого-экологической грамотности.


3.2.Уметь:
3.2.1.прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики и личностных способностей характера обучающегося;
осуществлять выбор вида программы для выполнения конкретных задач в своей профессиональной и образовательной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.решать стандартные задачи в образовании, педагогике и психологии на основе современных достижений в сфере информационных технологий;
проводить обработку информации, выполнять компьютерную визуализацию результатов для повышения эколого-биологической грамотности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информатика и современные информационные технологии (1 семестр)
1.1. Информационные ресурсы портала АлтГУ (ресурсы сайта биологического факультета и ботанического сада для НИР) и эколого-биологических профильных ресурсов Сети Интернет. Лабораторные 7 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в предмет. Современные аспекты педагогики и психологии в преподавании биологии, в контексте современных достижений информационных технологий. Компьютерная сеть АлтГУ (структура, доступ к сетевым дискам, файл обменный сервер). Лекции 7 8 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Информационные технологии в современном мире. Информационные ресурсы портала АлтГУ (электронная библиотека, электронное расписание, единый образовательный портал, сайт биологического факультета). Электронная почта и коммуникационная составляющая исследователя. Практические 7 6 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Технологии разработки текстовых документов. Текстовый документ: понятие, форматы (*.txt, *.rtf, *.doc, *.docx, *.pdf, *.eps), разновидности (официальные документы, научные издания, книги, статьи, рукописи, курсовые и дипломные, листовки, газеты и т.д.), структура документа. Стандарты оформления библиографического списка. Лабораторные 7 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Правила форматирования текстов в соответствии с требованиями оформления курсовых и дипломных работ в АлтГУ (пробелы, размер шрифта, колонтитулы, висячие строки, разрыв абзацев, правила размещения рисунков, подписи таблиц, нумерация страниц, разрыв страницы и раздела и т.д.), оформление титульной страницы, содержание, заглавия разделов. Сам. работа 7 12 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Виды мультимедиа технологий в образовании и биологической науке, их прикладное использование. Технологии разработки презентаций. Презентация (форматы, типовая структура, правила размещения текста, рисунков, таблиц и инфографики). Лабораторные 7 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Виды самостоятельной творческой деятельности студента, школьника, педагога при использовании различных видов информационных компьютерных технологий (метод проектов, создание сайтов и пр.). Сам. работа 7 76 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение "Фонд оценочных средств"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение "Фонд оценочных средств"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение "Фонд оценочных средств"

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рудер, Д., Я.И. Грачева Информатика: Учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Д. Д. Рудер, Я. И. Грачева Информатика. Компьютерный практикум: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2733
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Информатика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Microsoft PowerPoint 2010 www.intuit.ru
Э2 Работа в Microsoft Word 2010 www.intuit.ru
Э3 Курс «Информатика и современные информационные технологии» на образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
Э4 НБЦ НЭБ "Elibrary" elibrary.ru
Э5 Академия Google scholar.google.ru
Э6 Глобальная информационная система по биоразнообразию www.gbif.org
Э7 Проект "Life Map" (древо жизни) lifemap.univ-lyon1.fr
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения лабораторных занятий: Microsoft office Word, Microsoft office Power Point, Adobe Reader, Microsoft Windows, 7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Свободная энциклопедия «Википедия»
http://ru.wikipedia.org
Электронная библиотечная система АлтГУ
www.elibrary.asu.ru;
Курс «Информатика и современные информационные технологии» на образовательном портале АлтГУ
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1085

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием, рабочей программы дисциплины «Информационные технологии в образовании».
Дисциплина «Информационные технологии в образовании» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные и практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Информационные технологии в образовании». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Практические и лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. Итоговой формой аттестации является зачет. Критерии получения зачета представлены в Фонде оценочных средств.