МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизико-химическая биология и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физхим-12-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Овчарова Н.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
История и методология биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.04.01 «Биология» (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «23» сентября 2015 г. № 1052

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление о теоретических основах и методических подходах истории и методологии биологии, и использовать полученные знания и навыки для решения профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-5 способностью применять знание истории и методологии биологических наук для решения фундаментальных профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- принципы функционирования профессионального научного коллектива; о социальных, этнических и культурных особенностях представителей разных социальных общностей.
- исторические и современные проблемы науки и выбирает их для сопоставления в своей профессиональной деятельности; теорию принятия управленческих решений.
- основные этапы развития биологических знаний; основные исторические и современные методы изучения биологических объектов; методологические подходы отдельных биологических наук.
- место биологии в общей системе естественных наук; основные этапы развития биологических знаний;основные понятия биологической науки как системы знаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.- работать в коллективе, эффективно выполнять задачи профессиональной деятельности; сопоставить исторические и современные социально-значимые биологические и проблемы и процессы в ходе развития биологии.
- использовать полученные знания истории и методологии биологии при решении собственных и коллективных профессиональных задач; осуществлять контроль реализации принятых решений.
- анализировать исторические и современные социально-значимые биологические проблемы и процессы; оценивать историческую роль выдающихся ученых в развитии биологической науки; обосновывать и выражать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.
- объяснять сущность методологических подходов и методов, практикуемых в современной биологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью к самообучению и саморазвитию, что необходимо для реализации и квалификации себя в профессиональном труде.
- навыками управления и организации собственного и коллективного исследования; знаниями об основных этапах развития биологии с учетом социальных, этнических, конфессиональные и культурные особенностей.
- анализом связи современного состояния биологических наук с историей их развития; способностью к самообучению и саморазвитию, что необходимо для адаптации к постоянно изменяющемуся внешнему миру, для повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде.
- способностью соотносить полученные представления о методах в биологии применительно к теме своей исследовательской работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ведение в предмет. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
1.1. Классификация методов научного познания. Критерии и структура естественнонаучного познания. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Классификация методов научного познания. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Критерии и структура естественнонаучного познания. Характерные черты и темпы развития науки. Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Естественно-научные знания в древности и в средневековье.
2.1. Представление о сущности живого в первобытном обществе. Биологические воззрения философов Древнего мира. Основные черты мировоззрения эпохи Средневековья. Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Особенности древнегреческой натурфилософии и ее влиние на развитие естественно-научных знаний и современного мировозрения. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Анализ мировозренческих взглядов древнегреческих натурфилософов. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Учение Аристотеля Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Развите естественно-научных знаний в Древней Индии, Китае и Ближнем Востоке Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Зарождение опытного естествознания в эпоху Возрождения.
3.1. Эпоха Возрождения – метафизический этап в развитии естествознания.Принципы и методы естественнонаучного познания природы в трудах философов XVII века. Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Механистическая картина мира в трудах и взглядов философов и ученых эпохи возрождения. Практические 3 4 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Изучение биографии, научных взглядов и достижений Исаака Ньютона, Рене Декарта, Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница Сам. работа 3 7 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Расширение и систематизация биологических знаний в XVI-XVIII веке.
4.1. Заложение основ биологических наук в трудах ученых и философов XVI-XVIII века. Развитие естествознания в России. Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. Развитие естествознания в России. Великие открытия и путешествия. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Раскрытие вопросов развития природы в трудах философов-материалистов 18 века Сам. работа 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.4. Великие российские путешественники и первооткрыватели российских земель Сам. работа 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Философская мысль, характерные черты и основные тенденции естествознания в первой половине XIX века.
5.1. Влияние немецкой натурфилософии на развитие естествознания. Основные тенденции естествознания в первой половине XIX века. Предпосылки создания эволюционной теории Чарльза Дарвина и ее влияние на развитие естествознания. Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.2. Обсуждение эволюционной теории Чарльза Дарвина и ее влияние на развитие естествознания. Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.3. Анализ трудов Чарльза Дарвина Сам. работа 3 3 ОПК-2, ОПК-5 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Развитие основных направлений биологии в XX веке.
6.1. Формирование новых отраслей экспериментальной биологии. Интеграция с другими естественными науками. Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Проблема возникновения жизни на Земле. Обсуждение гипотез, теорий и современных представлений. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Гипотеза Опарина и современные взгляды на происхождение жизни Сам. работа 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Основные обобщения теоретической биологии. Современная естественнонаучная картина мира.
7.1. Современная естественнонаучная картина мира. Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Современные проблемы и тенденции развития биологии в мире. Сам. работа 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Современные методы биологических исследований. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.4. Ведущие современные разделы биологических знаний. Сам. работа 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. А. Терехина, Н. В. Овчарова История естествознания и биологии в лицах: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Н.В. Овчарова, Т.А. Терехина История и методология биологии: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. Л. Я. Бляхер История биологии с начала ХХ века до наших дней. Т.2: М. : Наука, 1975 10
Л2.2 В. В. Лункевич От Гераклита до Дарвина: очерки по истории биологии. В 2 т.: М. : Учпедгиз, 1960 3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Практическая молекулярная биология www.molbiol.edu.ru
Э2 Сайт доктора биологических наук, известного популяризатора А. Маркова. Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции www.evolbiol.ru
Э3 Сетевое информационное издание о современной биологии. Сайт, посвящённый молекулярным основам современной биологии и практическим применениям научных достижений в медицине и биотехнологии www.biomolecula.ru
Э4 Научно популярный портал «Элементы большой науки» www.elementy.ru/biology
Э5 Курс в Moodle "История и методология биологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus»: www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: elibrary.asu.ru
Научная электронная библиотека elibrary: elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, магистрант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «История и методология биологии».
Дисциплина «История и методология биологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций магистрант получает систематизированные научные знания о предмете «История и методология биологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, магистрант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию магистранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация магистрантов. Текущий контроль осуществляется на каждом семинарском занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации магистранта с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.