Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 28 | 28 | 28 | 28 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.б.н., проф. Силантьева М.М.
1.1. | Знакомство с основными видами культурных растений, овладение важнейшими знаниями по их происхождению, расселению, сорторазнообразию и использованию человеком. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основную терминологию , стандарты и ГОСТы по оформлению научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок. основные методы и подходы, в том числе экспериментальные, стандарты и госты по оформлению научно-технических отчетов, обзоров по литературе, аналитических карт по культурным растениям и пояснительных записок к выполненным заданиям. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований в области изучения культурных растений. проводить интерпретацию получаемой информации и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований в виде разделов работы или статей. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок. способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок с использованием сведений по русурсам культурных растений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеритика культурных растений | ||||||
1.1. | Происхождение культурных растений | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.2 |
1.2. | Происхождение важнейших культурных растений | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Основные центры происхождения культурных растений | Лекции | 8 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Центры происхождения культурных растений | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Общая характеристика культурных растений | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Основные группы культурных растений | ||||||
2.1. | Хлебные растения | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Овощные растения | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Технические растения | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Лекарственные растения | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Декоративные растения | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Основные группы культурных растений | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Декоративные растения и их использование | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2 |
2.8. | Общая характерискика культурных растений Алтайского края | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Сортовое многоообразие культурных растений | ||||||
3.1. | Районированые сорта и их особенности | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Сортовое многообразие культурных растений | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Новейшие сорта культурных растений | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2 |
3.4. | Сорта культурных растений | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Н. Вехов, И. А. Губанов, Г. Ф. Лебедева | Культурные растения СССР: | Мысль, 1978 | 18 |
Л1.2 | И.А. Уткина, А.А. Бетехтина | Ботаническое ресурсоведение: Учебное пособие | Уральского университета, 2011 | biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239875 |
Л1.3 | Рындин В.Е. | Лекарственные растения. Общая рецептура: | Воронежская лесохозяйственная академия, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143106 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | З.И. Лучник | Интродукция деревьев и кустарников в Алтайском крае: | Колос, 1970 | 6 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | ЭБС "АлтГУ" | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; | herba.msu.ru | ||
Э5 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Культурные растения». Программа предусматривает три раздела. В первом разделе рассматривается история возникновения науки, актуальность изучения курса, цели и задачи, методы, классификации. В связи с тем, что человечеством накоплены огромные знания по культурным растениям, в разделе предлагаются обсудить происхождение важнейших культурных растений, основные центры происхождения культурных растений. Второй раздел посвящен основным группам культурных растений - хлебным, овощным, техническим, лекарственным и декоративным. Третий раздел связан с изучением основных сортов культурных растений. Дисциплина «Культурные растения» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к экзамену. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. |