Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Современные аспекты изучения фиторазнообразия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Фитораз-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой проф. Силантьева М.М.
1.1. | сформировать у магистрантов навыки планирования и реализации профессиональных мероприятий; сформировать навыки проектирования и выполнения полевых и лабораторных исследований лекарственных растений с использованием современного лабораторного оборудования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-2 | способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности планирования профессиональных мероприятий по изучению лекарственных растений; особенности подготовки и оформления научных докладов и отчетов по изучению лекарственных растений; особенности выращивания, заготовки, переработки основных видов лекарственных и эфирномасличных растений; требования к качеству сырья основных видов лекарственных и эфирномасличных растений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | планировать мероприятия, направленные на популяризацию актуальных вопросов изучения лекарственных растений; разрабатывать программы семинаров, конференций, направленных на на популяризацию актуальных вопросов изучения лекарственных растений; грамотно подобрать ассортимент и составить севооборот при выращивании лекарственного сырья; определить качество лекарственного растительного сырья |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью реализовывать мероприятия направленные на популяризацию актуальных вопросов изучения лекарственных растений; способностью организовывать мероприятия направленные на популяризацию актуальных вопросов изучения лекарственных растений; навыками использования современного лабораторного оборудования при оценке качества лекарственного растительного сырья; навыками использования современного лабораторного оборудования при выделении биологически активных веществ |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История лекарственного и эфирномасличного растениеводства и основные методы поиска лекарственных растений. | ||||||
1.1. | История лекарственного и эфирномасличного растениеводства и основные методы поиска лекарственных растений. Введение дикорастущих видов в культуру. | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | История изучения лекарственных растений. Понятие об основных классах биологически (физиологически) активных веществ (БАВ) | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Происхождение и распространение различных видов лекарственных и пряно-ароматических эфиромасличных культур | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. Общая характеристика химического состава лекарственных растений | ||||||
2.1. | Общая характеристика и классификация химических веществ лекарственных растений. Общее понятие о химических веществах, содержащихся в лекарственных растениях | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.2. | Основные классы биологически активных веществ | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Химический состав лекарственных растений и классификация лекарственного растительного сырья | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.4. | Лекарственные растения и сырье, содержащие различные биологически активные вещества. Биологически активные добавки | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Неорганические (вода, соли) и органические вещества растений (алкалоиды, терпеноиды, фенольные соединения и их гликозиды, полисахариды и др.) | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 3. Дикорастущие и культурные лекарственные растения | ||||||
3.1. | Основные лекарственные и эфиромасличные культуры | Лекции | 2 | 1 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Ознакомление с географической, экологической, систематической и морфологической характеристикой дикорастущих лекарственных растений | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Культивируемые лекарственные растения | Лекции | 2 | 1 | ПК-2 | Л2.2, Л1.2 |
3.4. | Ознакомление с географической, экологической, систематической и морфологической характеристикой культивируемых лекарственных растений | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
3.5. | Общие приемы агротехники лекарственных и эфиромасличных культур | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.2 |
Раздел 4. Сырьё и нормативно-техническая документация | ||||||
4.1. | Сырьё и нормативно-техническая документация | Лекции | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л2.3 |
4.2. | Методы оценки запасов дикорастущих лекарственных растений. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л2.3 |
4.3. | Сырьевая база лекарственных растений | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
4.4. | Сбор, сушка, хранение и подготовка лекарственного сырья для анализа. Техника безопасности при работе с лекарственным сырьем | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3 |
4.5. | Основные методы анализа лекарственного растительного сырья. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 5. Охрана природных ресурсов лекарственных растений | ||||||
5.1. | Охрана природных ресурсов лекарственных растений | Лекции | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.2, Л1.2 |
5.2. | Разработка мероприятий, повышающих продуктивность природных зарослей | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2 | Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М.В.Фомина, Е.В.Бибарцева, О.Я.Соколова | Фармацевтическая биохимия.: | Оренбург:ОГУ, 2015 | URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438993 |
Л1.2 | И.А. Уткина, А.А. Бетехтина | Ботаническое ресурсоведение: Большой спецпрактикум : учебное пособие | Издательство Уральского университета, 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239875 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под редакцией Соколова П.Д. | Растительные ресурсы СССР. Цветковые растения, их химический состав, использование. Семейства Paeoniaceae - Thymelaeaceae: | Наука, Ленингр. отд-ние, 1986 | |
Л2.2 | Вальтух К.К., Соколов В.М. | Природные ресурсы России : территориальная локализация, экономические оценки: монография | Сибирское отделение Российской академии наук, 2007 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Самбуу А.Д. | Оценка запасов основных видов лекарственных растений восточной и северо-восточной части Тувы : | , 2019 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э2 | Лесные травянистые растения справочник | www.cnshb.ru | ||
Э3 | База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн | www.plantarium.ru | ||
Э4 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office Word, MS Office PowerPoint, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Лесные травянистые растения справочник http://www.cnshb.ru/AKDiL/0046/default.shtm База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Лекарственные растения». Дисциплина «Лекарственные растения» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Лекарственные растения». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в ходе проведения письменного или устного опроса и защиты лабораторных работ. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |