МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Лекарственные растения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильСовременные аспекты изучения фиторазнообразия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Фитораз-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Силантьева М.М.

Рабочая программа дисциплины
Лекарственные растения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф. Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой проф. Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у магистрантов навыки планирования и реализации профессиональных мероприятий;
сформировать навыки проектирования и выполнения полевых и лабораторных исследований лекарственных растений с использованием современного лабораторного оборудования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности планирования профессиональных мероприятий по изучению лекарственных растений;
особенности подготовки и оформления научных докладов и отчетов по изучению лекарственных растений;
особенности выращивания, заготовки, переработки основных видов лекарственных и эфирномасличных растений;
требования к качеству сырья основных видов лекарственных и эфирномасличных растений
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать мероприятия, направленные на популяризацию актуальных вопросов изучения лекарственных растений;
разрабатывать программы семинаров, конференций, направленных на на популяризацию актуальных вопросов изучения лекарственных растений;
грамотно подобрать ассортимент и составить севооборот при выращивании лекарственного сырья;
определить качество лекарственного растительного сырья
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью реализовывать мероприятия направленные на популяризацию актуальных вопросов изучения лекарственных растений;
способностью организовывать мероприятия направленные на популяризацию актуальных вопросов изучения лекарственных растений;
навыками использования современного лабораторного оборудования при оценке качества лекарственного растительного сырья;
навыками использования современного лабораторного оборудования при выделении биологически активных веществ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История лекарственного и эфирномасличного растениеводства и основные методы поиска лекарственных растений.
1.1. История лекарственного и эфирномасличного растениеводства и основные методы поиска лекарственных растений. Введение дикорастущих видов в культуру. Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. История изучения лекарственных растений. Понятие об основных классах биологически (физиологически) активных веществ (БАВ) Лабораторные 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Происхождение и распространение различных видов лекарственных и пряно-ароматических эфиромасличных культур Сам. работа 2 16 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Общая характеристика химического состава лекарственных растений
2.1. Общая характеристика и классификация химических веществ лекарственных растений. Общее понятие о химических веществах, содержащихся в лекарственных растениях Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Основные классы биологически активных веществ Лабораторные 2 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Химический состав лекарственных растений и классификация лекарственного растительного сырья Лабораторные 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Лекарственные растения и сырье, содержащие различные биологически активные вещества. Биологически активные добавки Лабораторные 2 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.5. Неорганические (вода, соли) и органические вещества растений (алкалоиды, терпеноиды, фенольные соединения и их гликозиды, полисахариды и др.) Сам. работа 2 20 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Дикорастущие и культурные лекарственные растения
3.1. Основные лекарственные и эфиромасличные культуры Лекции 2 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Ознакомление с географической, экологической, систематической и морфологической характеристикой дикорастущих лекарственных растений Лабораторные 2 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Культивируемые лекарственные растения Лекции 2 1 ПК-2 Л2.2, Л1.2
3.4. Ознакомление с географической, экологической, систематической и морфологической характеристикой культивируемых лекарственных растений Лабораторные 2 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.5. Общие приемы агротехники лекарственных и эфиромасличных культур Сам. работа 2 10 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Сырьё и нормативно-техническая документация
4.1. Сырьё и нормативно-техническая документация Лекции 2 1 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.2. Методы оценки запасов дикорастущих лекарственных растений. Сам. работа 2 10 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.3. Сырьевая база лекарственных растений Лабораторные 2 2 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.4. Сбор, сушка, хранение и подготовка лекарственного сырья для анализа. Техника безопасности при работе с лекарственным сырьем Лабораторные 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.5. Основные методы анализа лекарственного растительного сырья. Сам. работа 2 10 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Охрана природных ресурсов лекарственных растений
5.1. Охрана природных ресурсов лекарственных растений Лекции 2 1 ПК-3 Л2.2, Л1.2
5.2. Разработка мероприятий, повышающих продуктивность природных зарослей Сам. работа 2 10 ПК-2 Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.В.Фомина, Е.В.Бибарцева, О.Я.Соколова Фармацевтическая биохимия.: Оренбург:ОГУ, 2015 URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438993
Л1.2 И.А. Уткина, А.А. Бетехтина Ботаническое ресурсоведение: Большой спецпрактикум : учебное пособие Издательство Уральского университета, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239875
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под редакцией Соколова П.Д. Растительные ресурсы СССР. Цветковые растения, их химический состав, использование. Семейства Paeoniaceae - Thymelaeaceae: Наука, Ленингр. отд-ние, 1986
Л2.2 Вальтух К.К., Соколов В.М. Природные ресурсы России : территориальная локализация, экономические оценки: монография Сибирское отделение Российской академии наук, 2007 biblioclub.ru
Л2.3 Самбуу А.Д. Оценка запасов основных видов лекарственных растений восточной и северо-восточной части Тувы : , 2019 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Лесные травянистые растения справочник www.cnshb.ru
Э3 База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн www.plantarium.ru
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office Word, MS Office PowerPoint, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Лесные травянистые растения справочник http://www.cnshb.ru/AKDiL/0046/default.shtm
База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Лекарственные растения».
Дисциплина «Лекарственные растения» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Лекарственные растения». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в ходе проведения письменного или устного опроса и защиты лабораторных работ.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.