МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования в ботанике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-3-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 88
самостоятельная работа 92
Виды контроля по семестрам
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 88 88 88 88
Сам. работа 92 92 92 92
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Соколова Людмила Валерьевна

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Галина Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования в ботанике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение знаниями об особенностях организации и управлении научными исследованиями, получении знаний по основным историческим аспектам, теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований на базе современных достижений отечественных и зарубежных ученых и овладении навыками выбора темы научного исследования, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-14 способностью и готовностью вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии
ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-значимые проблемы биологии и экологии; дискуссионные вопросы и новейшие достижения ботаники; содержание принципа научности обучения в высшей школе и способы его реализации; различные формы и методы научно-исследовательской работы; принципы организации научного исследования; правила оформления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в вопросах изучения фиторазнообразия; доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы ботаники как науки; вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии; использовать в познавательном процессе основы научно-исследовательской деятельности, использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач; работать с источниками научной информации, базами данных; правильно и грамотно оформлять дипломные, курсовые работы и рефераты (структура работы, объем страниц, правила оформления сносок и библиографии, таблиц, рисунков), представлять и анализировать результаты лабораторных и полевых биологических исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.научно-исследовательской работы, планирования, постановки и проведения эксперимента; анализа экспериментальных данных; работы с литературными источниками и в сети интернет; анализа экспериментальных данных; составления научных докладов с презентацией материала; составления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок, подготовки и написания курсовой работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научное исследование, его этапы.
1.1. Наука и ее роль в современном обществе. Научно-исследовательская работа студента (НИРС) как важная составляющая профессиональной подготовки. Цель, задачи, виды и формы НИРС. Лабораторные 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Организация и этапы научно-исследовательской деятельности. Научное исследование и его сущность. Этапы проведения научно-исследовательских работ: подготовительный, исследовательский, оформительский и внедренческий. Выбор темы исследования, обоснование актуальности темы. Поиск и анализ литературных источников, как основа подготовительного этапа исследований. Особенности исследовательского периода. Анализ и обработка результатов как заключительных этап экспериментальной части. Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Накопление и обработка информации. Поиск и накопление информации, анализ и обработка информации, подведение итогов и формулирование выводов. Формулирование конкретных целей и задач. Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Основные источники научной информации. Классификация изданий. Виды научных изданий. Виды учебных изданий. Справочно-информационные издания. Библиографические, реферативные и обзорные изданиям в области ландшафтной архитектуры и биологии. Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Составление программы научного исследования (проекта). Выбор объекта для эксперимента. Сформулировать тему опыта. Составить научную программу опыта. Описать условия закладки и проведения опыта (лабораторный, вегетационный, полевой). Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Схема эксперимента, особенности лабораторного и вегетационного эксперимента. Наблюдение как важная часть эксперимента. Схема эксперимента – совокупность опытных и контрольных вариантов. Понятие варианта. Основные требования к закладке лабораторного и вегетационного опыта на территории и во времени. Связь количества повторностей и точности опыта. Размещение вариантов и делянок на экспериментальном участке. Разбивка опытного участка. Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Составление программы научного исследования (проекта), курсовой работы, подготовка сожержания. Сам. работа 6 30 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Обработка результатов исследования.
2.1. Наблюдения и истолкование результатов. Значение исходной гипотезы в выборе параметров для наблюдения. Динамика наблюдения. Интегральные показатели состояния биологического объекта. Обработка результатов. Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Статистический анализ экспериментальных данных. Основные статистические характеристики и их расчет. Средняя арифметическая. Варианса и стандартное отклонение. Ошибка средней арифметической. Коэффициент вариации. Нормативное отклонение разности двух средних арифметических. Количественная и качественная изменчивость признаков. Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Написание и оформление научных работ студентов. Структура учебно-научной работы студента. Рубрикации. Способы написания текста. Типы изложения текста. Использование в тексте таблиц, диаграмм, рисунков. Список литературы. Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Способы изложения экспериментального материала. Оформление таблиц. Правила составления таблиц. Анализ таблиц. Графический способ изложения материала. Диаграммы. Схемы. Сокращение слов. Правила сокращения. Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Оформление списка литературы. Библиографические ссылки, их виды, роль и значение. Список литературы, требования к его составлению и оформлению. Требования к описанию различных видов изданий (ГОСТ). Выходные данные, правила их оформления. Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Особенности подготовки, оформления и защиты рефератов. Реферат как краткое изложение научной работы. Требования к реферату. Этапы работы над рефератом. Структура реферата и его оформление. Критерии оценки реферата. Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Составление списка литературы по теме курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа Сам. работа 6 30 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Представление результатов научного исследования.
3.1. Особенности подготовки, оформления и защиты курсовой работы. Общие требования. Тематика курсовых работ и факторы, влияющие на выбор темы. Структура курсовой работы. Требования к ее оформлению. Критерии оценки, защита курсовой работы, ее особенности. Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Особенности подготовки, оформления и защиты выпускной квалификационной работы. Общие требования. Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы. Структура и содержание. Требование к текстовой части. Оформление работы, критерии ее оценки. Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Научный стиль речи. Требования к языку и стилю научной речи. Грамотность, выразительность языка, тенденция к стандартизации. Академический этикет в научной речи, его место и роль в НИРС, Стиль научной речи. Использование личных местоимений и числительных, текстовых сокращений и аббревиатур. Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Подготовка доклада и презентации. Общие требования к докладу. Способы представления результатов научно-исследовательской работы. Особенности оформления презентации. Продолжительность доклада. Критерии оценки доклада. Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Участие в научной конференции. Организация научной конференции. Подготовка программы, приглашение. Выступление с докладом с презентацией. Ответы на вопросы. Лабораторные 6 14 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.6. Анализ и обобщение всего пройденного материала. Заслушивание и обсуждение НИРС по предложенной теме. Лабораторные 6 12 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.7. Подготовка доклада для научной конференции, подготовка к защите текста курсовой работы. Сам. работа 6 32 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
Л1.2 В. Г. Сидякин, Д. И. Сотников, А. М. Сташков Основы научных исследований. Биология.: учеб. пособие для вузов Высш. шк., 1987 25
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Основы научных исследований и патентоведение: учебно-методическое пособие: Новосибирский государственный аграрный университет, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230540
Л2.2 Кожухар В.М. Основы научных исследований: Москва : ИТК "Дашков и К", 2013 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
Э4 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э5 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения учебной дисциплины "Методология научного исследования в ботанике" студенты получают знания об особенностях организации и управлении научными исследованиями, знания по основным историческим аспектам, теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований на базе современных достижений отечественных и зарубежных ученых и овладевают навыками выбора темы научного исследования, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий.
В процессе изучения курса "Методология научного исследования в ботанике" студенты должны ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина "Методология научного исследования в ботанике" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лабораторные занятия и самостоятельная работа. Лабораторные занятия проводятся с целью получения, углубления и закрепления знаний. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятий. При самостоятельном изучении теоретической темы студент используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме защиты курсовой работы.