МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы реконструкции растительного покрова

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильСовременные аспекты изучения фиторазнообразия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Фитораз-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Соломонова М.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Сколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Методы реконструкции растительного покрова

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.04.01 «Биология» (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «23» сентября 2015 г. № 1052

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у магистрантов представления о методах реконструкции растительного покрова Земли в фанерозое;
Знать основные подходы к реконструкции эволюции биосистем;
Уметь использовать основные методы реконструкции раститеьлного покрова;
Знать основные достижения палеоботаники в изучении флорогенеза Алтайского края;
Владеть методами представления и анализа палеоданных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы и методологические особенности палеоботанических исследований и возможность их применения для решения научных и производственно-технологических проблем;
Особенности глобальных и региональных палеофлор;
Особенности и ограничения применения палеофлористических, палеоботанических методов в решении актуальных вопросов глобальных изменений природной среды и процессов формирования углеродных полезных ископаемых.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать в научной и прикладной сфере методы палеоботанических исследований;
Всесторонне анализировать палеофлористические списки;
Творчески выбирать методы палеофлористических и палеоботанических исследований для решения актуальных вопросов глобальных изменений природной среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностью поиска подходящего метода палеоботанических и флорогенетических исследований для решения актуальных вопросов глобальных изменений природной среды и процессов формирования углеродных полезных ископаемых;
Принципами флорогенетического анализа в изучении современных флор и палеофлор;
Инновационными методами применения палеофлористических, палеоботанических и флорогенетических знаний в решении актуальных вопросов глобальных изменений природной среды и процессов формирования углеродных полезных ископаемых.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие принципы исторической реконструкции биосистем
1.1. Принципы исторической реконструкции биосистем в работах отечественных ученых. Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Общие принцыпы обогащения палеоботанического материала Лабораторные 3 6 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Основные результаты реконструкции растительного покрова Земли Сам. работа 3 20 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Палинология
2.1. Палинологический анализ. История. Методология Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Определение палинологического материала Лабораторные 3 6 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Палинологический метод в четвертичной палеоэкологии. Сам. работа 3 9 ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Фитолитный анализ
3.1. Фитолиты и их роль в изучении природных и антропогенных систем Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Определение фитолитов в почвенном материале Лабораторные 3 6 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Фитолиты злаков и других таксонов в палеореконструкциях. Сам. работа 3 23 ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Визуализация палеоданных
4.1. Программы испольуемые для визуализации результатов палеоботанических исследований Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Составление стратиграфических диаграмм Лабораторные 3 6 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Палеофлоры Земного шара. Сам. работа 3 24 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Ю. Сперанская [и др.] Основы фитолитного анализа: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Б. Т. Янин Палеобиогеография: Учебник М. : Академия, 2009 17
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шумилова Л.В. Фитогеография.: Изд-во ТГУ, 1979 69
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Э3 аучная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru
Э4 Библиотека флора и фауна: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
Э5 База данных издательства Springer: https://link.springer.com/
Э6 Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции: http://www.evolbiol.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
НMS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint, С2 u др
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru
Библиотека флора и фауна: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
База данных издательства Springer: https://link.springer.com/
Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции: http://www.evolbiol.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Методы реконструкции растительного покрова».
Дисциплина «Методы реконструкции растительного покрова» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Методы реконструкции растительного покрова». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, палеоботаническими образцами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать этапы лабораторного занятия.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде тестов и защиты лабораторных работ с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета или экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.