МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы географии растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Силантьева М.М.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Основы географии растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.б.н. проф., Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.б.н. проф., Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить студентов с особенностями географического распределения растений и их сообществ, а также показать определяющие их факторы.
Сформировать представления о флорах как о многомерных сложных объектах – подсистемах биотического уровня организации живой материи как исторически сложившихся на той или иной территории (акватории) совокупности разновозрастных видов, существующих в устойчивом равновесии в течение длительного времени.
Подготовить студентов к практике составления научных отчетов флористическому разнообразию и по оценке состояния растительного покрова, дать навыки использования методов картографии, районирования и подготовки пояснительных записок, а также критического анализа получаемой информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.приемы составления аналитических обзоров, отчетов и пояснительных записок по факторам, определяющим формирование ареалов таксонов и флор, а также их признаки и особенности; основные принципы и приемы ботанико-географического районирования (флористического, геоботанического) на основе критического анализа источников.
3.2.Уметь:
3.2.1.устанавливать соответствие между полученной информацией из всех источников по флоре территории и ее типологическими элементами, также характерными особенностями растительности; оценивать информацию, полученную из всех источников по флоре и растительности территории для подготовки научно-технических отчетов, аналитических карт и пояснительных записок.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть способами картографирования ареалов таксонов, синтаксонов, флор, а также составления аналитических карт по итогам полевых и камеральных работ; навыком составления научных отчетов по характеристике растительного покрова территорий с использованием полевых и камеральных исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет географии растений и ее место среди биологических и географических наук. Основы флорологии
1.1. География растений как наука. История. Законы и терминология.Понятие о флоре. Таксономический и типологический анализ флоры. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Проведение таксономического и типологических анализов флор.Стадиальный анализ флоры. Составление научного отчета по изучнию флоры. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Экологические основы географии растений. Закономерности распределения растений и растительных сообществ (фитоценозов) на Земном шаре.Факторы их определяющие. Сам. работа 8 4 ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Основы учения об ареалах (хорология).
2.1. Ареал и его структура. Факторы формирования ареалов. Способы и темпы расселения растений. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Сплошные и дизъюнктивные ареалы. Типы и причины дизъюнкций. Викаризм. Ареалы космополитные и эндемичные. Составление карт и аналитических записок. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Развитие ареала. Изменение границ ареалов человеком на примере культурных растений. Центры происхождения и центры многообразия форм вида. Центры происхождения культурных растений Н.Н. Вавилова. Адвентивные растения и их ареалы. Сам. работа 8 4 ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Способы картирования ареалов. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Ареалы сообществ (Синхорология). Спектры типов ареалов сообществ. Синхорологические карты. Приемы составления и последовательность работы. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Флористические царства земного шара.
3.1. Принципы и критерии флористического районирования Лекции 8 2 ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Картирование и особенности голарктического, палеотропического, неотропического, австралийского, капского и голантарктического царств, их история, подразделение на области, подобласти и провинции. Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Хозяйственно-ценные виды культурных растений различных флористических царств. Сам. работа 8 6 ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Растительность земного шара и ее распределение.
4.1. Происхождение зональности и поясности растительности. Интразональная, экстразональная и азональная растительность. Основные типы растительности Земного шара. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Тропическая растительность
5.1. Влажные тропические леса и тропические сезонные леса. Географическое распространение, климатическая характеристика, почвы. Состав флоры, структура, жизненные формы растений. Эколого-фитоценотическая характеристика лесов. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
5.2. Картирование тропических лесов. Сравнительная характеристика. Основные представители. Экологические особенности растений. Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
5.3. Саванны. Географическое распространение, климат и почвы. Флора, структура растительности, жизненные формы и их экологические особенности. Основные черты ландшафта саванн и саванновых лесов. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
5.4. Мангровая растительность. Географическое распространение. Состав флоры. Экология мангровых растений. Типы мангровой растительности. Луговые и степные типы растительности Сам. работа 8 6 ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Субтропическая растительность
6.1. Вечнозеленые жестколистные леса и кустарниковые сообщества и влажные субтропические леса. Географическое распространение, климат и почвы, флора, жизненные формы, экологические особенности растений. Структура лесов ненарушенных и деградированных. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
6.2. Картирование субтропических лесов. Сравнительная характеристика. Основные представители, экологические особенности растений. Оценка антропогенной нарушености территории Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Тропические, субтропические пустыни и пустыни умеренного пояса.
7.1. Географическое распространение и физико-географические условия различных типов пустынь. Экологические особенности растений, структура сообществ. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
7.2. Картирование пустынь. Флористический состав пустынь различного типа. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Степи, прерии, пампа, туссок.
8.1. Климатические особенности различных типов злаковников. Структура сообществ, видовой состав, жизненные формы, основные представители. Антропогенная трансформация растительного покрова. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
8.2. Причины безлесия степей. Происхождение «травяных типов» растительности Сам. работа 8 4 ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Широколиственные и бореальные леса умеренного пояса
9.1. Бореальные хвойные и широколиственные леса. Картирование. Климатическая характеристика, почвенные условия, флора. Сам. работа 8 4 ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
9.2. Широколиственные и бореальные леса умеренного пояса. Климатические условия, почвы. Вертикальная структура сообществ, видовой состав, жизненные формы, основные представители. Антропогенная трансформация растительного покрова. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 10. Тундры и их аналоги в южном полушарии.
10.1. Структура сообществ, видовой состав, анатомо-морфологические приспособления к условиям существования, жизненные формы, основные представители. Охрана растительного покрова. Сам. работа 8 5 ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 11. Растительность горных систем.
11.1. Вертикальная поясность растительности в горах. Типы поясности, расположение поясов. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
11.2. Верхние границы растительности в горах. Растительность гор Хибин, Карпат, Алтая, Тянь-Шаня, Крыма, Кавказа. Сам. работа 8 4 ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
11.3. Экзамен 8 27 ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курнишкова, Тамара Васильевна Лабораторные работы и межсессионные задания по географии растений с основами ботаники: Просвещение, 1985 25
Л1.2 Курнишкова, Тамара Васильевна География растений с основами ботаники: Просвещение, 1987 24
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. М. Силантьева, Н. В. Елесова Типологические особенности флор: учеб. пособие : АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/979
Л2.2 Силантьева М.М. Конспект флоры Алтайского края: изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/101
Л2.3 Шумилова Л.В. Фитогеография.: Изд-во ТГУ, 1979 69
Л2.4 Вальтер Г. Общая геоботаника: Учебник Мир, 1982 19
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ботаническая литература http://www. herba.msu.ru/shipunov/.../sch-ru.htm
Э2 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э6 Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии herba.msu.ru
Э7 Интернет-архив цифровой библиотеки archive.org
Э8 Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии www.biodiversitylibrary.org
Э9 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: https://archive.org/about/
Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии – книги, монографии, журналы и т.д.: https://www.biodiversitylibrary.org
База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях: https://www.gbif.org
База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/
База данных «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». Тестовая и графическая информация о более чем 7000 растений, животных и грибов с территории Алтая и Саян: http://bioaltai-sayan.ru.
База данных Биоразнообразие животного и растительного мира Сибири:
http://www-sbras.nsc.ru/win/elbib/bio/


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина "Основы географии растений" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о объектах географии растений и их сообществах как о динамическом историческом явлении – результате расселения вида, таксона или синтаксона, обусловленном современными климатическими, эдафическими и биотическими причинами, геологической историей и эволюцией видов и сообществ. При изучении первого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о факторах формирования ареалов и объяснить основные современные теоретические положения, особенности внешних и внутренних границ видов и родов; перечислить основные типы геоэлементов, типов и подтипов ареалов, эндемичные, космополитные и широкоареальные виды растений и показывать их на карте.
При изучении второго раздела необходимо научиться использовать на практике методы картографии. При изучении третьего раздела необходимо выработать навыки сравнения флористических царств и фитохорионов по природно-климатическим показателям и особенностям растительного покрова. В четвертом разделе студенты знакомятся с растительным покровом, изучают экологические и эколого-морфологические особенности основных ландшафтообразующих типов растительности. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета (или экзамена).
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.