МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охрана растительного мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильСовременные аспекты изучения фиторазнообразия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Фитораз-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Силантьева М.М.;преп., Корниевская Т.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Охрана растительного мира

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.04.01 «Биология» (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «23» сентября 2015 г. № 1052

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об охране растений и растительного мира в целом как об области практической деятельности, имеющей биологические, социально- экономические и правовые основы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры
ПК-2 способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Биологические основы охраны растительного мира на популяционном, видовом, ценотическом и экосистемном и биосферном уровнях организации живой природы;
определения категорий охраняемых видов растений; основные критерии редкости и угрожаемости растений и фитоценозов.


3.2.Уметь:
3.2.1.Планировать мероприятия по охране растительного мира в зависимости от особенностей природной ценности территорий;
Оценить особенности охраны растительного мира на высокоурбанизированных территориях и пути сохранения растительного мира на загрязненных территориях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Составления программ по охране растительного покрова на территории Алтайского края в соответствии с действующим природоохранным законодательством и сложившимися историко-культурными традициями; навыками эколого-просветительской деятельности и пропаганды по охране редких и исчезающих видов растений; методами экологической оценки растительного покрова ООПТ различного уровня.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Охрана растительного покрова как область практической деятельности
1.1. Охрана отдельных видов растений и их популяций.Особенности охраны растений и растительного покрова Лекции 4 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.2. Виды, растений занесенные в Красные книги Лабораторные 4 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.3. Охрана растительного покрова на высокоурбанизированных территориях. Лекции 4 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.4. Охрана растений и растительного покрова при рекреации Лекции 4 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.5. Планирование национальных и региональных мероприятий по ограничению использования редких и угрожаемых растений. Лабораторные 4 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.6. Планирование национальных и региональных мероприятий по ограничению использования редких и угрожаемых растений. Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Социально-экономические особенности охраны растительного покрова
2.1. Особенности хозяйственного использования растений как возобновимого природного ресурса. Лекции 4 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.2. Экономические аспекты реализации природоохранных решений. Менеджмент и охрана растительного покрова Лекции 4 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Расчет ущерба от уничтожения охраняемых видов растений на землях Гослесфонда Лабораторные 4 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.4. Расчет ущерба от уничтожения охраняемых видов растений на землях Гослесфонда Первомайского и Чарышского районов Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Правовые проблемы охраны растительного покрова.
3.1. Особенности национального законодательства (гражданского, административного и др.) применительно к охране растений. Лесное законодательство. Лекции 4 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Мониторинг редких и исчезающих видов растений Лабораторные 4 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Мониторинг редких и исчезающих видов растений территории Кислухинского и Усть-Чумышского заказников Сам. работа 4 13 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Историко-культурное наследие и народные традиции в охране растительного покрова
4.1. Пропаганда охраны растений: ее цели и методы. Роль и место негосударственных организаций в охране растительного покрова. Лекции 4 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
4.2. Понятие «особо охраняемая природная территория», их типы и особенности создания и функционирования. Принципы создания систем и сетей особо охраняемых природных территорий. Лекции 4 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Методы выявления популяций редких и находящихся под угрозой уничтожения видов растений и организация их охраны Лабораторные 4 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Методы выявления популяций редких и находящихся под угрозой уничтожения видов растений и организация их охраны Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Экзамен 4 27 ПК-1, ПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Галушин В.М., Константинов В.М., Жигарев И.А., Челидзе Ю.Б., Константинов В.М. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л1.2 М. М. Силантьева, Н. В. Карлова, О. Н. Мироненко Основы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права: Учебн. пособие Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 редкол.: С. И. Авцинов и др. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: Администрация Алт. края, Упр. природ. ресурсов и охраны окруж. среды Алт. края, 2009 http://oopt.aari.ru/ref/544
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Справочник. Информационная система "Биоразнообразие России. Ботаника" www.binran.ru
Э3 База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях www.gbif.org
Э4 Красная книга Алтайского края. Растения и грибы www.altairegion22.ru
Э5 Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву (кодексы, законы и другие материалы). СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э6 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э7 ЭБС "АлтГУ" elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Лекции в электронном варианте в «PowerPoint» по всем разделам.
Видеопроектор, ноутбук, переносной экран. На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "АлтГУ" http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru/
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/
Красная книга Алтайского края. Растения и грибы http://www.altairegion22.ru/territory/info/redbook/
База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях https://www.gbif.org
Справочник. Информационная система «Биоразнообразие России. Ботаника http://www.binran.ru/resources/archive/biodiv/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Охрана растительного мира» является формирование представления об охране растительного покрова как об области практической деятельности, имеющей биологические, социально-экономические и правовые основы.
Задачами дисциплины являются: создание представления о биологических основах охраны растительного покрова на популяционном, видовом, ценотическом и экосистемном и биосферном уровнях организации живой природы; формирование представления о социально-экономических особенностях охраны растительного покрова; обучение планированию мероприятий по охране растительного покрова в зависимости от особенностей природной ценности территорий, характера действий антропогенных факторов и правоприменительной практики; формирование представления о путях охраны растительного покрова в соответствии с действующим природоохранным законодательством и сложившимися историко-культурными традициями.
Дисциплина состоит из 4 разделов. При знакомстве с разделом – «Охрана растительного покрова как область практической деятельности» для магистранта важным является знакомство с биологическими и социально-экономическими основами охраны растительного покрова. В разделе «Охрана отдельных видов растений и их популяций» обучающиеся учатся давать определение категориям охраняемых видов растений. Знакомясь с разделом «Понятие ООПТ, их типы и особенности создания и функционирования» магистранты называют действующие законы и кодексы российского законодательства (природоохранного, гражданского, административного и др.) применительно к охране растений, растительного покрова. При изучении проблем рекреации и рекреационной дигрессии подготавливается оценка рекреационной емкости какого-либо фитоценоза; оценивается возможная рекреационная дигрессия и пути повышения рекреационной емкости естественного фитоценоза. В разделе «Социально-экономические особенности охраны растительного покрова» обучающимися оцениваются особенности хозяйственного использования растений в качестве возобновимого природного ресурса; экономические аспекты реализации природоохранных решений; расчет ущерба от уничтожения охраняемых видов растений на землях Гослесфонда.
При освоении раздела «Правовые проблемы охраны растительного покрова» рассматриваются особенности реализации природоохранных рекомендаций в существующих социально-экономических условиях с учетом воздействия экономических, правовых, культурно-исторических и иных социальных факторов на этот процесс.
Изучая раздел «Историко-культурное наследие и народные традиции в охране растительного покрова», магистранты оценивают пути охраны растительного покрова на территории Алтайского края в соответствии с действующим природоохранным законодательством и сложившимися историко-культурными традициями; применяют на практике биологические, социально-экономические и правовые сведения для проведения мероприятий по экологическому образованию и просвещению различных групп населения.