Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Современные аспекты изучения фиторазнообразия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Фитораз-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.б.н., профессор Силантьева М.М.
1.1. | Формирование у магистрантов представлений о способах оценки антропогенных изменений растительного покрова на разных уровнях его организации, а также об особенностях мониторинговых исследований фитоценозов флоры растительного покрова в целом. Выработка навыков по применению методических основ проектирования, организации полевых и лабораторных работ по фитомониторингу с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные полевые и лабораторные методы биологических исследований; современные полевые и лабораторные методы биологических исследований, основные принципы и методики системы мониторинга растительного покрова. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Дать определение основным терминам и категориям дисциплины; перечислить основные направления мониторинга растительного мира; объяснить закономерности системы наблюдений за объектами растительного мира и прогноза развития и изменений под воздействием природных и антропогенных факторов; перечислить основные методы и подходы в фитомониторинге; с помощью компьютерных технологий обрабатывать результаты полевых и лабораторных исследований; объяснить закономерности системы наблюдений за объектами растительного мира и прогноза развития и изменений под воздействием природных и антропогенных факторов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Имеет навык основных этапов сбора, обобщения и анализа информации (фондовой, ведомственной, литературной и иной) об объектах растительного мира; сформулировать основные решения в области сохранения биоразнообразия, рационального использования растительных ресурсов и поддержания качества окружающей среды; владеет навыками организации и проведении научно- исследовательских полевых и лабораторных биологических работ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Основные термины и понятия дисциплины. Общие представления об организации растительного покрова. Формирование фитоценозов, взаимоотношения растений в фитоценозе | ||||||
1.1. | Введение. Общие представления об организации растительного покрова. Фитомониторинг, его основные цели и задачи. Среда фитоценозов. Формирование фитоценозов. Взаимоотношения растений в фитоценозе. | Лекции | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
1.2. | Основные понятия, цели и задачи дисциплины. Общие представления об организации растительного покрова. Мониторинговые исследования фитоценозов разных типов. | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
1.3. | Формирование фитоценозов, взаимоотношения растений в фитоценозе. Роль человека и животных в жизни фитоценозов. | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Организация растительного покрова | ||||||
2.1. | Строение фитоценозов. Состав, пространственная структура и продуктивность фитоценозов. Динамика растительных сообществ. Типы изменчивости и смен фитоценозов. | Лекции | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
2.2. | Экологические шкалы Л.Г. Раменского. Антропогенная динамика растительности. Индикационная геоботаника. | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
2.3. | Определение состояния растительного покрова ландшафтов и фитоценозов методами фитоиндикации. | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Классификация и типология фитоценозов как инструмент исследования растительного покрова | ||||||
3.1. | Обзор подходов и направлений классификации растительности. | Лекции | 1 | 1 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
3.2. | Современные программные средства для классификации и анализа геоботанических данных. Проблема классификации растительных сообществ. Геоботаническое районирование растительности. Картографирование растительного покрова. Способы картирования. | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
3.3. | Ординация растительности. Методы ординации. Классификация растительности Алтая. | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
Раздел 4. Раздел 4. Типологический анализ флор | ||||||
4.1. | Типологические элементы флоры: ареалогические и экологические группы, жизненные формы растений. | Лекции | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
4.2. | Анализ жизненных форм флоры. Ареалогический и экологический анализы флоры. | Лабораторные | 1 | 8 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
4.3. | Таксономическая и типологическая структура флоры. | Сам. работа | 1 | 22 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
Раздел 5. Раздел 5. Дистанционные и ГИС технологии в оценке состояния фитоценозов | ||||||
5.1. | Дистанционные и геоинформационные системы: общие вопросы. | Лекции | 1 | 1 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
5.2. | Функциональные возможности ГИС. Проектирование ГИС. Применение вегетационных индексов. Аэрокосмическое зондирование и фотограмметрия. | Лабораторные | 1 | 10 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
5.3. | Дешифрирование аэрокосмических снимков. Особенности дешифрирования различных типов растительных сообществ. | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. | Современная наука о растительности: Учебник | Логос, 2000 | 13 |
Л1.2 | Вальтер Г. | Общая геоботаника: Учебник | Мир, 1982 | 19 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Прокопьев Е.П. | Экология растительных сообществ (фитоценология): Учебник | ТГУ, 2003 | 19 |
Л2.2 | Соколова Г.Г. | Антропогенная трансформация растительности степной и лесостепной зон Алтайского края: | Изд-во АлтГУ, 2003 | 5 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Овчарова, Н. В. | Флора и растительность залежей правобережья р. Оби (Алтайский край): монография : Монография | АлтГУ, 2015 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1034 |
Л3.2 | Ипатова В.С. | Летняя практика по геоботанике: практич. руководство | ЛГУ, 1983 | 70 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Интернет-архив цифровой библиотеки | archive.org | ||
Э5 | Поиск электронных книг, публикаций, законов, ГОСТов на сайтах научных электронных библиотек | tusearch.blogspot.com | ||
Э6 | База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)» | www.gbif.org | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ProCover.exe (тренажер для геоботаников), Ms Office Word, MS Office Powerpoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru Библиотека флора и фауна: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии: https://www.biodiversitylibrary.org Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву (кодексы, законы и другие материалы): http://www.consultant.ru/ Поиск электронных книг, публикаций, законов, ГОСТов на сайтах научных электронных библиотек: http://tusearch.blogspot.com Открытая учебно-научная информационно-поисковая система на базе web-технологий: http://www.nature.web.ru/ Красная книга Алтайского края. Растения и грибы: http://www.altairegion22.ru/territory/info/redbook/ База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)»: https://www.gbif.org База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/ База данных «Биоразнообразие животных в России»: http://www.zin.ru/ZooDiv/ База данных «Кадастр инвазивных видов Алтайского края»: http://old.ssbg.asu.ru/advent.php Сохранение степей России – тематический сайт, о сохранении, восстановлении и неразрушительном использовании степных экосистем и связанных с ними видов растений и животных: http://savesteppe.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, магистрант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Оценка состояния растительного покрова. Дисциплина Оценка состояния растительного покрова включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций магистрант получает систематизированные научные знания об особенностях антропогенной трансформации растительного покрова и методах его оценки. Изучая и прорабатывая материал лекций, магистрант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к лабораторному занятию магистранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. Важным элементом обучения магистранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы магистрант, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация магистрантов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации магистранта с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |