Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Современные аспекты изучения фиторазнообразия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Фитораз-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Знакомство магистрантов с современными методами изучения растений и растительности в полевых условиях, теоретическое освоение основных способов и методик сбора материалов для последующей камеральной обработки |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-2 | способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - как планировать и проводить подготовительный этап в организации полевых исследований;каким образом проводить маршрутные и стационарные полевые работы по различным направлениям ботанических исследований; - как методически правильно и рационально проводить лабораторные ботанические исследования с использованием современных аппаратурных вычислительных комплексов; - как методически правильно и рационально проводить стационарные ботанические исследования с использованием современных аппаратурных вычислительных комплексов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - составлять перечень необходимого оборудования для выезда в экспедицию; использовать современное оборудование в экспедиционных условиях; - методически правильно и рационально проводить лабораторные ботанические исследования с использованием современной аппаратуруы и вычислительных комплексов; - методически правильно и рационально проводить стационарные ботанические исследования с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - уменьем творчески использовать организаторские и профессиональные знания при подготовке экспедиционного выезда; уменьем творчески использовать свои профессиональные знания при проведении экспедиционных исследований в различных типах растительности; - способностями методически правильно и рационально проводить лабораторные ботанические исследования с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов; - способностями методически правильно и рационально проводить стационарные ботанические исследования с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Камеральноя подготовка в организации полевых работ | ||||||
1.1. | Подготовка документов при организации полевых работ | Лекции | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
1.2. | Охрана труда и техника безопасности при проведении полевых работ | Сам. работа | 2 | 26 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Проведение полевых работ | ||||||
2.1. | Методика сбора материалов при маршрутных исследованиях | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
2.2. | Организация и проведение полевых работ | Лекции | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.3, Л1.2 |
2.3. | Методы сбора гербария в различных типах растительности. Полевая обработка гербария. | Лабораторные | 2 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.3 |
2.4. | Изучение растительности в степных и луговых сообществах. | Лекции | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Проведение и организация стационарных полевых исследований. | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Предварительная обработка данных в полевых и камеральных условиях | ||||||
3.1. | Предварительная обработка геоботанических описаний в полевых условиях. Картирование растительности | Лабораторные | 2 | 8 | ПК-3 | Л1.1 |
3.2. | Способы составления сводных таблиц по типам растительности | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.3. | Принципы составления очерка растительности на основании собственных полевых результатов. | Лекции | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
3.4. | Использование бумажных носителей для составления исходных сводных таблиц. | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.5. | Мегатаб для обработки описаний | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Василевич В.И. | Очерки теоретической фитоценологии: Учебник | Наука, 1983 | 11 |
Л1.2 | Прокопьев Е.П. | Экология растительных сообществ (фитоценология): Учебник | ТГУ, 2003 | 19 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Соколова Г.Г. | Антропогенная трансформация растительности степной и лесостепной зон Алтайского края: | Изд-во АлтГУ, 2003 | 5 |
Л2.2 | Александрова В.Д. | Классификация растительности: | Наука, 1969 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. | Современная наука о растительности: Учебник | Логос, 2000 | 13 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э3 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э4 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э5 | Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки | cyberleninka.ru | ||
Э6 | ЭБС "АлтГУ" | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС "АлтГУ": http://elibrary.asu.ru/ Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки: http://cyberleninka.ru/ СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Полевые методы исследования растений». Дисциплина «Полевые методы исследования растений» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания различных исследованиях в полевых условиях ботанических объектах разного уровня. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал.Начинается курс с рассмотрения вопроса по камеральной подготовке к проведению полевых работ. Студент должен знать отличия при проведении различных типов полевых работ: маршрутных исследований, стационарных исследований. Их организация и проведение. Затем переходят к формированию представлений по сбору и хранению водорослей, мхов, грибов, высших растений, лишайников. Рассматриваются вопросы по созданию коллекций. Учебные и научные коллекции. Особое внимание студентов обращается на методику сбора гербарных образцов для характеристики флоры в различных типах растительности. Особенности изучения флоры в лесном, луговом, степном типах растительности. Студенты должны знать и по 50 представителей принадлежащих к каждому типу растительности. При рассмотрении вопросов по изучению растительности в лесах, степях, на лугах, болотах обратить внимание прежде всего на структуру сообществ и изучение типичных ассоциаций и формаций. Рассматривая особенности изучения флоры и растительности на антропогенно нарушенных территориях следует обратить внимание на подходы к классификации по системе западно-европейских ботаников. При сборе гербария для проведения работ по систематике растений студенты должны знать сколько и каких экземпляров следует собирать. Методику сбора образцов для проведения популяционных исследований представлять детально с указанием отдельных возрастных групп и типов ценопопуляций. Специальные стационарные экологические, биоморфологические и популяционные исследования подразумевают составление календарных планов по проведению работ и составление соответствующих методик. При изучении влияния на растительный покров различных факторов прежде всего выделяются факторы орогенные, антропогенные, зоогенные, климатогенные. Проведение картирования растительного покрова делится на два периода (полевые работы и камеральные работы). Обращается внимание на масштабирование результатов и составление карт различного типа. Рассматривается проблема составления легенд к картам и предварительная полевая обработка данных. Составление сводных таблиц по типологии растительности, использованию и продуктивности. В заключительной части данного типа работ используется составление текстового описания растительности по конкретному ключевому участку. Рассматриваются параметры составление заключительного отчета по полевым работам. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |