МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Полевые методы исследования растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильСовременные аспекты изучения фиторазнообразия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Фитораз-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Терехина Т.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Полевые методы исследования растений

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.04.01 «Биология» (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «23» сентября 2015 г. № 1052

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство магистрантов с современными методами изучения растений и растительности в полевых условиях, теоретическое освоение основных способов и методик сбора материалов для последующей камеральной обработки

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- как планировать и проводить подготовительный этап в организации полевых исследований;каким образом проводить маршрутные и стационарные полевые работы по различным направлениям ботанических исследований;
- как методически правильно и рационально проводить лабораторные ботанические исследования с использованием современных аппаратурных вычислительных комплексов;
- как методически правильно и рационально проводить стационарные ботанические исследования с использованием современных аппаратурных вычислительных комплексов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- составлять перечень необходимого оборудования для выезда в экспедицию; использовать современное оборудование в экспедиционных условиях;
- методически правильно и рационально проводить лабораторные ботанические исследования с использованием современной аппаратуруы и вычислительных комплексов;
- методически правильно и рационально проводить стационарные ботанические исследования с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - уменьем творчески использовать организаторские и профессиональные знания при подготовке экспедиционного выезда; уменьем творчески использовать свои профессиональные знания при проведении экспедиционных исследований в различных типах растительности;
- способностями методически правильно и рационально проводить лабораторные ботанические исследования с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов;
- способностями методически правильно и рационально проводить стационарные ботанические исследования с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Камеральноя подготовка в организации полевых работ
1.1. Подготовка документов при организации полевых работ Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1
1.2. Охрана труда и техника безопасности при проведении полевых работ Сам. работа 2 26 ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Проведение полевых работ
2.1. Методика сбора материалов при маршрутных исследованиях Лабораторные 2 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1
2.2. Организация и проведение полевых работ Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л1.2
2.3. Методы сбора гербария в различных типах растительности. Полевая обработка гербария. Лабораторные 2 6 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.3
2.4. Изучение растительности в степных и луговых сообществах. Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.2
2.5. Проведение и организация стационарных полевых исследований. Лабораторные 2 4 ПК-3 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Предварительная обработка данных в полевых и камеральных условиях
3.1. Предварительная обработка геоботанических описаний в полевых условиях. Картирование растительности Лабораторные 2 8 ПК-3 Л1.1
3.2. Способы составления сводных таблиц по типам растительности Лабораторные 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Принципы составления очерка растительности на основании собственных полевых результатов. Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1
3.4. Использование бумажных носителей для составления исходных сводных таблиц. Сам. работа 2 30 ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Мегатаб для обработки описаний Сам. работа 2 20 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Василевич В.И. Очерки теоретической фитоценологии: Учебник Наука, 1983 11
Л1.2 Прокопьев Е.П. Экология растительных сообществ (фитоценология): Учебник ТГУ, 2003 19
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова Г.Г. Антропогенная трансформация растительности степной и лесостепной зон Алтайского края: Изд-во АлтГУ, 2003 5
Л2.2 Александрова В.Д. Классификация растительности: Наука, 1969 biblioclub.ru
Л2.3 Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: Учебник Логос, 2000 13
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э5 Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки cyberleninka.ru
Э6 ЭБС "АлтГУ" elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "АлтГУ": http://elibrary.asu.ru/
Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки: http://cyberleninka.ru/
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Полевые методы исследования растений».
Дисциплина «Полевые методы исследования растений» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания различных исследованиях в полевых условиях ботанических объектах разного уровня. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал.Начинается курс с рассмотрения вопроса по камеральной подготовке к проведению полевых работ. Студент должен знать отличия при проведении различных типов полевых работ: маршрутных исследований, стационарных исследований. Их организация и проведение.
Затем переходят к формированию представлений по сбору и хранению водорослей, мхов, грибов, высших растений, лишайников. Рассматриваются вопросы по созданию коллекций. Учебные и научные коллекции.
Особое внимание студентов обращается на методику сбора гербарных образцов для характеристики флоры в различных типах растительности. Особенности изучения флоры в лесном, луговом, степном типах растительности. Студенты должны знать и по 50 представителей принадлежащих к каждому типу растительности.
При рассмотрении вопросов по изучению растительности в лесах,
степях, на лугах, болотах обратить внимание прежде всего на структуру сообществ и изучение типичных ассоциаций и формаций. Рассматривая особенности изучения флоры и растительности на антропогенно нарушенных территориях следует обратить внимание на подходы к классификации по системе западно-европейских ботаников.
При сборе гербария для проведения работ по систематике растений студенты должны знать сколько и каких экземпляров следует собирать.
Методику сбора образцов для проведения популяционных исследований представлять детально с указанием отдельных возрастных групп и типов ценопопуляций.
Специальные стационарные экологические, биоморфологические и популяционные исследования подразумевают составление календарных планов по проведению работ и составление соответствующих методик.
При изучении влияния на растительный покров различных факторов прежде всего выделяются факторы орогенные, антропогенные, зоогенные, климатогенные.
Проведение картирования растительного покрова делится на два периода (полевые работы и камеральные работы). Обращается внимание на масштабирование результатов и составление карт различного типа. Рассматривается проблема составления легенд к картам и предварительная полевая обработка данных. Составление сводных таблиц по типологии растительности, использованию и продуктивности.
В заключительной части данного типа работ используется составление текстового описания растительности по конкретному ключевому участку.
Рассматриваются параметры составление заключительного отчета по полевым работам.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета или экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.