МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по агроэкологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по агроэкологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у магистрантов навыки экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных методов и аппаратуры для организации рационального и эффективного природопользования в сельском хозяйстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры
ПК-3 владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы фундаментальных и прикладных разделов специальных экологических дисциплин
основы проектирования, экспертно-аналитической деятельности
основы научной и производственно-технологической деятельности в области агроэкологии
принципы работы лабораторного оборудования, применяемого в агроэкологических исследованиях
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания специальных экологических дисциплин
использовать современные подходы и методы анализа состояния окружающей среды в сельскохозяйственном производстве
объяснять принципы взаимодействия компонентов живых систем (в том числе сельскохозяйственных) на разных уровнях
анализировать и оценивать изменение среды обитания под влиянием антропогенных факторов в сельскохозяйственном производстве
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оценки качества окружающей среды в сельскохозяйственном производстве
навыками оценки воздействия антропогенных факторов на живые организмы, в сельскохозяйственном производстве
навыками творческого использования экологических знаний для решения региональных агроэкологических проблем
физико-химическими методами оценки экологического состояния воздуха, водных объектов и почвы объектов сельскохозяйственного производства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Устройство лаборатории. Техника безопасности
1.1. Устройство лаборатории. Техника безопасности.Принципы работы вспомогательных приборов в лаборатории Лабораторные 2 4 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1
1.2. Составление плана работ. Подбор основного оборудования. Изучение технических паспортов и инструкций по работе с приборами Сам. работа 2 6 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1
Раздел 2. Агроэкологческая оценка земельных и водных ресурсов
2.1. Оценка взаимодействия макро- и микроэлементов в почве и растениях Лабораторные 2 4 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4
2.2. Оценка агроэкологической эффективности противоэрозионных мероприятий Лабораторные 2 4 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1
2.3. Экологическая оценка опасности загрязнения пахотных почв пестицидами Лабораторные 2 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.4
2.4. Расчет недостатка водопотребления сельскохозяйственных культур Лабораторные 2 2 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4
2.5. Расчет допустимых эрозийных потерь почвы Сам. работа 2 7 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1
2.6. Предельно-допустимые концентрации тяжелых металлов в почве Сам. работа 2 7 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.4
2.7. Влияние тяжелых металлов на почвенные микроорганизмы Сам. работа 2 7 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1
2.8. Экологические основы рекультивации нарушенных земель Сам. работа 2 7 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.4
2.9. Оценка влияния загрязняющих веществ на водные объекты Сам. работа 2 7 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1
Раздел 3. Агроэкологические последствия загрязнения атмосферы и экология агропромышленных отходов
3.1. Оценка потерь растениеводческой продукции вследствие загрязнения атмосферы Лабораторные 2 4 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.4
3.2. Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выхода навоза и сточных вод от ферменного биогеоценоза Лабораторные 2 4 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1
3.3. Санитарно-защитные зоны Сам. работа 2 7 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1
3.4. Безотходное производство продукции Сам. работа 2 7 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.4
Раздел 4. Оптимизация абиотических и биотических факторов в агропроизводстве
4.1. Экологическая оценка качества продукции Лабораторные 2 4 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1
4.2. Оценка продуктивности агроценозов Лабораторные 2 4 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1
4.3. Оптимизация природных и сельскохозяйственных угодий в ландшафте Сам. работа 2 7 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.4
4.4. Определение оптимальной нагрузки пастбищных биогеоценозов Сам. работа 2 7 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1
4.5. Экологическая экспертиза и мониторинг в сельскохозяйственном производстве Сам. работа 2 7 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.5, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.М. Потравный, Е.Н. Петрова, А.Ю. Вега и др. Экологический аудит: Теория и практика : учебник для студентов вузов Москва : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446550
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шевелуха В.С. Сельскохозяйственная биотехнология: учебник для вузов М: высш. школа, 1998
Л2.2 Шапиро Я.С. Агробиология: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений СПб.: Проспект Науки, 2010 5
Л2.3 Яблокова М.М. Агробиологические особенности орошаемых сельскохозяйственных культур: Изд-во ИГУ, 1983
Л2.4 В.Ф. Вальков, Т.В. Денисова, К.Ш. Казеев и др. Плодородие почв и сельскохозяйственные растения: экологические аспекты : : Издательство Южного федерального университета, 2010 biblioclub.ru
Л2.5 Герасименко В.П. Практикум по агроэкологии: учеб. пособие для с.-х. вузов СПб.: Лань, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс] elibrary.ru
Э3 Информационная система «Фундаментальные оценки состояния экосистем и экологического нормирования» ecograde.bio.msu.ru
Э4 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э5 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Word, Excel, PowerPoint, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Информационная система «Фундаментальные оценки состояния экосистем и экологического нормирования» http://ecograde.bio.msu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
301Л лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Практикум по агроэкологии».
«Практикум по агроэкологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лабораторные занятия и самостоятельная работа.
В первом разделе курса рассматриваются общие принципы организации и оснащения научно-исследовательских лабораторий, изучаются вспомогательные приборы. Также обсуждаются основные этапы выполнения научно-исследовательских работ на лабораторном оборудовании. Для закрепления материала выполняется практическое задание по составлению плана работ с использованием лабораторного оборудования для решения конкретной научной задачи. Реализация разработанных планов возможна на дальнейших практических занятиях.
Во-втором и третьем разделах происходит знакомство со специальными приборами и методиками, применяемыми для различных исследований сельскохозяйственных объектов и воздействия сельскохозяйственного производства на природную среду. Для освоения теоретического материала магистранты готовят рефераты. Для приобретения практических навыков предусмотрены шесть лабораторных работ, выполнение которых запланировано в различных научно-исследовательских лабораториях. Следует обратить внимание на необходимость теоретической подготовки к каждой лабораторной работе, т.к. они касаются различных разделов биологии и экологии и требуют использования знаний приобретенных на других курсах (ботаника, цитология, генетика, молекулярная биология, биохимия, физиология растений, почвоведение, биотехнология, экология).
Четвертый раздел посвящен экологической оценке и оптимизации в сельскохозяйственном производстве.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в ходе письменного и устного опроса, подготовки и обсуждения презентаций по темам рефератов, посвященных различным вопросам практической агроэкологии.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.