Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Агроэкология и рациональное природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_Агро-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Цель освоения учебной дисциплины – сформировать у магистрантов представления о разнообразии природных кормовых угодий и их трансформации в результате антропогенных воздействий, применять полученные знания и навыки в решении профессиональных задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний и формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать проблемы, задачи и методы научного исследования; основные современные теоретические положения луговодства и растениеводства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Формулировать конкретные задачи в области луговодства, полевых кормовых угодий, определять основные типы кормовых угодий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, формулировать выводы и составлять практические рекомендации по использованию кормовых угодий на основе собственных результатов исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеристика и классификация природных кормовых угодий | ||||||
1.1. | Кормовые растения лугов, степей, лесов и болот | Лабораторные | 1 | 16 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
1.2. | Общая характеристика и классификация природных кормовых угодий Алтайского края | Лекции | 1 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
1.3. | Геоботаническая классификации природных кормовых угодий | Сам. работа | 1 | 16 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 2. Антропогенная трансформация кормовых угодий | ||||||
2.1. | Влияние выпаса и сенокошения на кормовые угодья | Лабораторные | 1 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
2.2. | Антропогенные трансформации природных кормовых угодий | Лекции | 1 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
2.3. | Пастбищная дигрессия степной, луговой и лесной растительности | Сам. работа | 1 | 16 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 3. Оптимизация использования природных кормовых угодий и их охрана | ||||||
3.1. | Основные способы восстановления напушенных кормовых угодий | Лекции | 1 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
3.2. | Методы восстановления степей и лугов | Лабораторные | 1 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
3.3. | Заповедование. Применение удобрений. Применение различных режимов использования | Сам. работа | 1 | 17 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
3.4. | Экзамен | 1 | 27 | ПК-1 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См приложение ФОС. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См приложение ФОС. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См приложение ФОС. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Работнов Т.А. | Луговедение: Учебник | М.: Изд-во МГУ, 1984 | 20 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Василевич В.И. | Очерки теоретической фитоценологии: Монография | Л.: Наука, 1983 | 11 |
Л2.2 | Силантьева М.М. | Конспект флоры Алтайского края: | изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/101 |
Л2.3 | Овчарова, Н. В. | Флора и растительность залежей правобережья р. Оби (Алтайский край): монография : Монография | АлтГУ, 2015 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1034 |
Л2.4 | Н. В. Парахин, И. В. Кобозев, И. В. Горбачев и др. | Кормопроизводство: учебник | М.: Колос , 2013 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека флора и фауна | herba.msu.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | (http://elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Power point, MS Word Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Библиотека флора и фауна http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
Основная цель освоения дисциплины – сформировать у магистрантов представления о разнообразии природных кормовых угодий и их трансформации в результате антропогенных воздействий, применять полученные знания и навыки в решении профессиональных задач. Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Природные кормовые угодья" Дисциплина "Природные кормовые угодья" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Природные кормовые угодья". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). Обучающийся должен иметь базовые представления о растительном покрове Алтайского края, основных растительных сообществах и растениях, имеющих кормовое значение, их распространении на территории края и России. Студенты должны знать основные типы растительности юга Западной Сибири и Алтайского края, используемые в качестве кормовых угодий и давать им краткую характеристику. Студент должен уметь классифицировать природные кормовые угодья Алтайского края, знать основные кормовые растения и важнейшие агроботанические группы кормовых растений. При выполнении практических работ студентам надо обратить внимание на важнейшие диагностические признаки кормовых растений, позволяющие отнести вид к определенной агроботанической группе: злаки, осоки, бобовые, разнотравье. Студенты должны знать основные жизненные формы (экобиоморфы) степных и луговых растений. Студентам надо обратить внимание, что жизненная форма у растений формируется в определенных условиях среды в процессе длительной эволюции и проявляется только при наличии этих экологических условий. Студенты должны знать основные рода и виды кормовых растений степей и лугов, наиболее часто используемых в качестве кормовых угодий. Студенты должны иметь представления об основных признаках пастбищной дигрессии травянистых типов природных кормовых угодий, давать характеристику нарушенной растительности, а также владеть основными методами восстановления степной и луговой растительности в разлчных природных зонах Алтайского края. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. |