МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ресурсные растения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Терехина Т.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Ресурсные растения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф. Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой проф. Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о ресурсных растениях, как объектах растительного происхождения, необходимых людям для получения материальных и духовных благ направленных на улучшение жизни людей, формирование способностей использования полученных сведений о ресурсных растениях в процессе организации НИР школьников и преподавании биологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-2 способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики
ПК-11 готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.какую роль играют ресурсные растения в общей системе полезных растений, особенности их произрастания и возможности использования человеком, как оценить их роль в формировании здорового поколения; как формировать образовательную среду и использовать знания по ресурсным растениям в реализации задач инновационной образовательной политики у учащихся, как транслировать знания широкому кругу слушателей; основные подходы к разработке и реализации методических моделей обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания ресурсных растений, способен описать эколого-морфологические особенности полезных растений, оценить их роль в формировании здорового поколения; формировать образовательную среду и использовать знания по ресурсным растениям в реализации задач инновационной образовательной политики у учащихся, транслировать знания ресурсных растений широкому кругу слушателей; разрабатывать и реализовывать методические модели обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.и способности узнавать и выявлять ресурсные растения в природе, донести свои знания широкому кругу слушателей; способностью формировать образовательную среду и использовать знания по ресурсным растениям в реализации задач инновационной образовательной политики у учащихся, транслировать знания широкому кругу слушателей; готовностью к разработке и реализации методических моделей обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, методы, классификации
1.1. Введение. Цели и задачи ботанического ресурсоведения. Основные термины и понятия. Классификации полезных растений Практические 2 1 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные понятия ботанического ресурсоведения. Задачи, методы ботанического ресурсоведения. Виды классификаций полезных растений Практические 2 1 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.3. Составление опорных конспектов по методам ботанического ресурсоведения, видам классификаций полезных растений Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Ресурсоведение лекарственных растений
2.1. Ресурсоведение лекарственных растений; Первичный и вторичный метаболизм и продукты обмена; Основные подходы к ресурсоведческой оценке; Сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья Практические 2 1 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.2. Основные подходы к ресурсоведческой оценке Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.3. Продукты первичного и вторичного метаболизма, основные действующие вещества растений Сам. работа 2 24 ОК-1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Культурные растения. Сорные растения
3.1. Происхождение культурных растений, факторы эволюции культурных растений; Основные географические центры происхождения и разнообразия культурных растений Н.И. Вавилова; История культурных растений России и сопредельных стран; Сорные растения как особая экологическая группа среди дикорастущих видов Практические 2 0,5 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.2. Основные географические центры происхождения и разнообразия культурных растений. История культурных растений Практические 2 0,5 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.3. Центры происхождения и современного разнообразия культурных растений Сам. работа 2 10 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Основные группы полезных растений
4.1. Основные группы полезных растений; Рациональное использование растительных ресурсов Практические 2 4 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.2. Использование растительного сырья Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.3. Основные группы полезных растений Алтайского края и Республики Алтай (пищевые, лекарственные, ядовитые, технические, эфирномасличные и пр.); рациональное использование раст. ресурсов Сам. работа 2 20 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.4. Зачет 2 4 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рындин В.Е. Лекарственные растения. Общая рецептура: Воронежская лесохозяйственная академия, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143106
Л1.2 Терехина Т. А. Особенности растительного покрова нарушенных местообитаний: учеб. пособие Барнаул: [Пять плюс], 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева Ботанико-фармакогностический словарь: Высшая школа, 1990 4
Л2.2 отв. ред. П.Д. Соколов Растительные ресурсы СССР. Цветковые растения, их химический состав, использование. Семейства Paeoniaceae – Thymelaeaceae: Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1986 14
Л2.3 В. Н. Вехов, И. А. Губанов, Г. Ф. Лебедева Культурные растения СССР: Мысль, 1978 18
Л2.4 Жуковский П.М. Культурные растения и их сородичи (систематика, география, экология, использование, происхождение): учебн. пособие Колос, 1971 3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки. cyberleninka.ru
Э2 База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» www.plantarium.ru
Э3 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная)
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "АлтГУ" http://elibrary.asu.ru/
"Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
ЭБС "Консультант студента" http://www.studentlibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Ресурсные растения». Дисциплина «Ресурсные растения» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: практические занятия, самостоятельную работу.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, через формирование практических навыков работы с оборудованием, наглядным материалом, гербарием. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить необходимый материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Программа курса «Ресурсные растения» предусматривает четыре раздела. В первом разделе рассматривается история возникновения ресурсоведения, актуальность изучения курса. В связи с тем, что человечеством накоплены огромные знания по полезным растениям в разделе предлагаются для рассмотрения 3 основные классификации (по применению, накоплению действующих веществ и отраслевому принципу).
Второй раздел посвящен важнейшей группе растений – лекарственным растениям. Здесь подробно рассматриваются основные действующие вещества лекарственных растений, их применение. Важным моментом является изучение основных подходов к ресурсоведческой оценке. Сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья (сбор почек, листьев, коры, травы, цветков и соцветий, плодов и семян, подземных органов); правила сушки сырья; правила хранения сырья.
Большой блок курса посвящен изучению культурных растений, их происхождению и факторам эволюции. При этом активно используются материалы презентаций по географическим центрам происхождения и разнообразия культурных растений Н.И. Вавилова. Четвертый раздел связан с изучением основных групп полезных растений, рационального использования растительных ресурсов.
В процессе изучения, магистранты готовят краткие доклады с презентациями по выбранным темам сообщений.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку учебного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятий. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.