Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой проф. Силантьева М.М.
1.1. | Формирование представлений о ресурсных растениях, как объектах растительного происхождения, необходимых людям для получения материальных и духовных благ направленных на улучшение жизни людей, формирование способностей использования полученных сведений о ресурсных растениях в процессе организации НИР школьников и преподавании биологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень |
ПК-2 | способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики |
ПК-11 | готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | какую роль играют ресурсные растения в общей системе полезных растений, особенности их произрастания и возможности использования человеком, как оценить их роль в формировании здорового поколения; как формировать образовательную среду и использовать знания по ресурсным растениям в реализации задач инновационной образовательной политики у учащихся, как транслировать знания широкому кругу слушателей; основные подходы к разработке и реализации методических моделей обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать знания ресурсных растений, способен описать эколого-морфологические особенности полезных растений, оценить их роль в формировании здорового поколения; формировать образовательную среду и использовать знания по ресурсным растениям в реализации задач инновационной образовательной политики у учащихся, транслировать знания ресурсных растений широкому кругу слушателей; разрабатывать и реализовывать методические модели обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | и способности узнавать и выявлять ресурсные растения в природе, донести свои знания широкому кругу слушателей; способностью формировать образовательную среду и использовать знания по ресурсным растениям в реализации задач инновационной образовательной политики у учащихся, транслировать знания широкому кругу слушателей; готовностью к разработке и реализации методических моделей обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, методы, классификации | ||||||
1.1. | Введение. Цели и задачи ботанического ресурсоведения. Основные термины и понятия. Классификации полезных растений | Практические | 2 | 1 | ОК-1, ПК-2, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Основные понятия ботанического ресурсоведения. Задачи, методы ботанического ресурсоведения. Виды классификаций полезных растений | Практические | 2 | 1 | ОК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Составление опорных конспектов по методам ботанического ресурсоведения, видам классификаций полезных растений | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-1, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Ресурсоведение лекарственных растений | ||||||
2.1. | Ресурсоведение лекарственных растений; Первичный и вторичный метаболизм и продукты обмена; Основные подходы к ресурсоведческой оценке; Сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья | Практические | 2 | 1 | ОК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Основные подходы к ресурсоведческой оценке | Практические | 2 | 1 | ОК-1, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Продукты первичного и вторичного метаболизма, основные действующие вещества растений | Сам. работа | 2 | 24 | ОК-1 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Культурные растения. Сорные растения | ||||||
3.1. | Происхождение культурных растений, факторы эволюции культурных растений; Основные географические центры происхождения и разнообразия культурных растений Н.И. Вавилова; История культурных растений России и сопредельных стран; Сорные растения как особая экологическая группа среди дикорастущих видов | Практические | 2 | 0,5 | ОК-1, ПК-2, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Основные географические центры происхождения и разнообразия культурных растений. История культурных растений | Практические | 2 | 0,5 | ОК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Центры происхождения и современного разнообразия культурных растений | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-1, ПК-2, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Основные группы полезных растений | ||||||
4.1. | Основные группы полезных растений; Рациональное использование растительных ресурсов | Практические | 2 | 4 | ОК-1, ПК-2, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Использование растительного сырья | Практические | 2 | 1 | ОК-1, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Основные группы полезных растений Алтайского края и Республики Алтай (пищевые, лекарственные, ядовитые, технические, эфирномасличные и пр.); рациональное использование раст. ресурсов | Сам. работа | 2 | 20 | ОК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Зачет | 2 | 4 | ОК-1, ПК-2, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Рындин В.Е. | Лекарственные растения. Общая рецептура: | Воронежская лесохозяйственная академия, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143106 |
Л1.2 | Терехина Т. А. | Особенности растительного покрова нарушенных местообитаний: учеб. пособие | Барнаул: [Пять плюс], 2017 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева | Ботанико-фармакогностический словарь: | Высшая школа, 1990 | 4 |
Л2.2 | отв. ред. П.Д. Соколов | Растительные ресурсы СССР. Цветковые растения, их химический состав, использование. Семейства Paeoniaceae – Thymelaeaceae: | Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1986 | 14 |
Л2.3 | В. Н. Вехов, И. А. Губанов, Г. Ф. Лебедева | Культурные растения СССР: | Мысль, 1978 | 18 |
Л2.4 | Жуковский П.М. | Культурные растения и их сородичи (систематика, география, экология, использование, происхождение): учебн. пособие | Колос, 1971 | 3 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки. | cyberleninka.ru | ||
Э2 | База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» | www.plantarium.ru | ||
Э3 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э4 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная) Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС "АлтГУ" http://elibrary.asu.ru/ "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/ ЭБС "Консультант студента" http://www.studentlibrary.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Ресурсные растения». Дисциплина «Ресурсные растения» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: практические занятия, самостоятельную работу. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, через формирование практических навыков работы с оборудованием, наглядным материалом, гербарием. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить необходимый материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Программа курса «Ресурсные растения» предусматривает четыре раздела. В первом разделе рассматривается история возникновения ресурсоведения, актуальность изучения курса. В связи с тем, что человечеством накоплены огромные знания по полезным растениям в разделе предлагаются для рассмотрения 3 основные классификации (по применению, накоплению действующих веществ и отраслевому принципу). Второй раздел посвящен важнейшей группе растений – лекарственным растениям. Здесь подробно рассматриваются основные действующие вещества лекарственных растений, их применение. Важным моментом является изучение основных подходов к ресурсоведческой оценке. Сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья (сбор почек, листьев, коры, травы, цветков и соцветий, плодов и семян, подземных органов); правила сушки сырья; правила хранения сырья. Большой блок курса посвящен изучению культурных растений, их происхождению и факторам эволюции. При этом активно используются материалы презентаций по географическим центрам происхождения и разнообразия культурных растений Н.И. Вавилова. Четвертый раздел связан с изучением основных групп полезных растений, рационального использования растительных ресурсов. В процессе изучения, магистранты готовят краткие доклады с презентациями по выбранным темам сообщений. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку учебного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятий. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |