Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Современные аспекты изучения фиторазнообразия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Фитораз-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой М.М. Силантьева
1.1. | Обучение студентов базовым понятиям и методам работы со стволовыми клетками и их применения в фундаментальной биологии и медицине, а также знакомство студентов с современными технологиями модификации геномов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -дать определение основным терминам и категориям в области стволовых клеток; -сформулировать основные принципы классификации стволовых клеток. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -Охарактеризовать основные критерии применимости стволовых клеток; -использовать сведения по потенциям стволовых клеток для оценки перспектив применения стволовых клеток в медицине. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -способностью характеризовать различные типы стволовых клеток; -способностью анализировать основные сферы применения стволовых клеток. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные термины и понятия дисциплины. Соматические стволовые клетки. | ||||||
1.1. | Основные понятия. Гемопоэтические и мышечные стволовые клетки. Применение в медицине. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Мезенхимальные стволовые клетки. Выделение, характеристики, перспективы использования в медицине. | Лабораторные | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Нейральные и эпителиальные стволовые клетки. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Эмбриональные стволовые клетки. | ||||||
2.1. | Эмбриональные стволовые клетки мыши. Получение и характеристики. Особенности культивирования. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Эмбриональные стволовые клетки человека. Получение и характеристики. Особенности культивирования. Перспективы использования в медицине. | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Дифференцировка эмбриональных стволовых клеток in vitro. Применение в клинике. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Методы индукции плюрипотентности. | ||||||
3.1. | Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки. Введение. | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки. Методы получения | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Эпигенетические характеристики стволовых клеток. | ||||||
4.1. | Перенос соматического ядра в энуклеированную яйцеклетку («клонирование»). | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Гибридные стволовые клетки. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Генетическая модификация организмов. | ||||||
5.1. | Основы генетической модификации организмов. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Создание трансгенных организмов. | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Трансгенные животные в научных исследованиях. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Применение методов манипуляции с геномами. | ||||||
6.1. | Направленный трансгенез. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Трансгенез с помощью вирусов. | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Прямое репрограммирование генома. Перспективы использования в медицине. | Сам. работа | 4 | 9 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
6.4. | Экзамен | 4 | 27 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Щелкунов С. Н. | Генетическая инженерия: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Сибирское университетское издательство, 2010 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Р. Шмид ; под ред. Т.П. Мосоловой, А.А. Синюшина ; пер. с нем. А.А. Виноградова, А.А. Синюшин. - | Наглядная биотехнология и генетическая инженерия=Taschenatlas der Biotechnologie und Gentechnik : | М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. , 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | База данных GenBank «EBI» | www.ebi.ac.uk | ||
Э5 | База данных GenBank «NCBI» | www.ncbi.nlm.nih.gov | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows, MS Office 2003-2007; MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Adobe Reader, 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: https://archive.org/about/ Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии – книги, монографии, журналы и т.д.: https://www.biodiversitylibrary.org База данных GenBank «EBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ebi.ac.uk/ База данных GenBank «NCBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ncbi.nlm.nih.gov Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.). Свободный доступ. http://bcn.uprrp.edu/Lista/ListaB.html Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия. Доступ к большинству позиций свободный. Имеются ссылки на большинство журналов по биологии.. http://rzblx1.uni-regensburg.de/ezeit/fl.phtml?bibid=UBOS&colors=7&lang=de¬ation=W |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, магистрант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Стволовые клетки и трансгенез». Дисциплина «Стволовые клетки и трансгенез» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций магистрант получает систематизированные научные знания о стволовых клетках и процессах трансгенеза. Изучая и прорабатывая материал лекций, магистрант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к лабораторному занятию магистранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума, продумать ответы на контрольные вопросы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. Важным элементом обучения магистранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы магистрант, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация магистрантов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации магистранта с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |