Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 145 | 145 | 145 | 145 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Теория и методика обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании» являются раскрытие теоретических основ обучения биологии и экологии, установление закономерности процессов передачи знаний и воспитания учащихся на биологическом материале и ознакомление с современными методическими подходами и интерактивными технологиями обучения биологии и экологии. в ходе изучения материала студент должен: - овладеть научным языком методики преподавания биологии и экологии; - понимать основы процесса преподавания биологии и экологии и руководства познавательной деятельностью учащихся; - овладеть различными группами приемов и методов, особенностями их использования в частных разделах биологии и экологии; - уметь использовать различные формы организации учебной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, уметь анализировать эффективность применяемых различных типов уроков, а также приемов и методов обучения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам |
ПК-4 | готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
ПК-11 | готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса в общем и дополнительном образовании по дисциплинам биология и экология. Основные подходы к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании. Основные подходы к разработке и реализации методических моделей обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса в общем и дополнительном образовании по дисциплинам биология и экология. Применять разработанные методики, технологии и приемы обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании. Применять разработанные методические модели обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками применения современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса в общем и дополнительном образовании по дисциплинам биология и экология. Навыками применения разработанных методик, технологий и приемов обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Навыками применения разработанных методических моделей обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методика обучения биологии и экологии как наука | ||||||
1.1. | Методика обучения биологии и экологии как наука | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
1.2. | Краткая история становления и развития методики обучения биологии и экологии | Практические | 2 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
1.3. | Цели и задачи методики обучения биологии и экологии | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
1.4. | Виды обучения биологии и экологии | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
1.5. | Цели и планируемые результаты обучения биологии в федеральном государственном стандарте основного и среднего общего образования | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
1.6. | Содержание предмета "Биология" | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
1.7. | Содержание предмета "Экология" | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
Раздел 2. Методы обучения биологии и экологии | ||||||
2.1. | Система методов обучения биологии и экологии | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
2.2. | Приемы и методы преподавания биологии и экологии | Практические | 2 | 3 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
2.3. | Характеристика отдельных методов обучения биологии | Практические | 2 | 3 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
2.4. | ИКТ в биологии | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
2.5. | Выбор методов обучения | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
2.6. | Организация самостоятельной работы учащихся | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
2.7. | Проблемный подход в обучении биологии и экологии | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
2.8. | Организация проектной деятельности учащихся | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
Раздел 3. Формы организации обучения биологии и экологии | ||||||
3.1. | Общая характеристика и система форм обучения биологии и экологии | Лекции | 2 | 2 | ПК-4, ПК-11 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.2. | Урок биологии (цели, содержание, план урока) | Практические | 2 | 4 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.3. | Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии и экологии | Практические | 2 | 4 | ПК-11 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.4. | Разработка и реализация методик, технологий и приемов обучения биологии в дополнительном образовании | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-11 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.5. | Экологическое воспитание | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.6. | Экскурсия как важная форма обучения биологии и экологии | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.7. | Биологические кружки | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.8. | Лабораторные и практические работы | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.9. | Экзамен | 2 | 9 | ПК-1, ПК-4, ПК-11 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Арбузова Е.Н. | МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А.В. Теремов, Р.А. Петросова, Н.В. Перелович, Л.А. Косорукова | Теория и методика обучения биологии: Учебные практики: Методика преподавания биологии | Прометей, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363882 |
Л2.2 | Н.С. Карташова, Е.В. Кулицкая | Инновационное обучение биологии в общеобразовательных заведениях : учебное пособие для студентов бакалавриата | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Н.В. Скалон, В.А. Колмыкова | Современные аспекты экологического образования : электронное учебное пособие | , 2015 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Теремов, А.В. | Знаково-символическая система в обучении биологии : учебное пособие | «Прометей», 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/defaultx.asp | |||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) | |||
Э3 | Арбузова Е. Н. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2018 г. [Электронный ресурс]: https://biblio-online.ru/book/E48D05D1-5EE1-479F-8236-1EE94D042031/teoriya-i-metodika-obucheniya-biologii-v-2-ch-chast-1 | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Теория и методика преподавания биологии и экологии в общем и дополнительном образовании». Дисциплина «Теория и методика преподавания биологии и экологии в общем и дополнительном образовании» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Теория и методика преподавания биологии и экологии в общем и дополнительном образовании». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде выполнения практического задания и реферата. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |