МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фитопатология и защита растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 28 28 28 28
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Стецов Г.Я.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Фитопатология и защита растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов практические навыки в области фитопатологии, показать связь науки с сельскохозяйственным производством и другими отраслями народного хозяйства, научить критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия, вопросы и проблемы фитопатологии и защиты растений;
средствах и методах защиты растений;

3.2.Уметь:
3.2.1.провести идентификацию болезней с помощью определителя;
разработать рабочий план проведения защитных мероприятий в конкретных условиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с определителями болезней, основными видами источников по изучаемой проблеме;
самостоятельной постановки этапов исследования в области фитопатологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Задачи фитопатологии в условиях интенсификации и специализации с/х производства
1.1. Предмет и задачи фитопатологии. Краткая история развития фитопатологии. Задачи фитопатологии в условиях интенсификации и специализации с/х производства Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Экологические ниши и их значение в защите растений Лабораторные 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Стратегии и тактики жизнедеятельности фитопатогенов Сам. работа 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Болезни растений, их классификация. Методы изучения
2.1. Понятие о болезнях растений, их сущность и вредоносность. Принципы и системы классификации болезней растений. Понятие о симбиозе и его виды. Понятие о паразитизме. Формы паразитизма Лекции 6 3 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Модель эпифитотического процесса и особенности его проявления. Экологическая классификация болезней растений Лабораторные 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.3. Модель эпифитотического процесса и особенности его проявления. Экологическая классификация болезней растений Сам. работа 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Вирусы, вироиды, фитоплазмы как возбудители болезней растений
3.1. Общая характеристика вирусных болезней растений. Пути распространения вирусов в природе и методы оздоровления растений от них Лекции 6 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Иммунитет растений и его использование в защите растений Лабораторные 6 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.3. Вирус закукливания. Диагностика и защитные мероприятия Сам. работа 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Бактериальные болезни. Нематодозы растений
4.1. Типы поражения растений бактериозами. Свойства фитопатогенных бактерий. Источники заражения, пути распространения фитопатогенных бактерий. Лекции 6 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Методы определения пораженности растений бактериозом Лабораторные 6 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
4.3. Бактериальные болезни зерновых культур, овощей и картофеля Сам. работа 6 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Грибные болезни растений
5.1. Общие сведения о грибах - возбудителях болезней растений. Болезни отдельных культур Лекции 6 3 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Методы определения пораженности растений различными грибными болезнями Лабораторные 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Этиология грибных инфекций зерновых культур Сам. работа 6 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Неинфекционные болезни растений. Сопряженные болезни
6.1. Неинфекционные болезни растений. Болезни растений, вызываемые недостатком питательных веществ в почве, недостатком и избытком воды в почве. Лекции 6 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Болезни растений, вызываемые действием высоких температур, избытком и недостатком света, химическими и механическими воздействиями Лабораторные 6 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
6.3. Пути и механизмы защиты растений от неинфекционных заболеваний Сам. работа 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Экологические ниши и их значение в защите растений
7.1. Экологические ниши вредных организмов в агроэкосистемах, сукцессия и дифференциация экологических ниш в агроэкосистемах Лекции 6 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
7.2. Экологическая классификация вредных организмов Лабораторные 6 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Экологические ниши отдельных видовых популяций Сам. работа 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Защита растений в современных условиях
8.1. Понятие об эпифитотиях и прогноз инфекционных болезней Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Выбор фунгицида и регламенты работы с ним Лабораторные 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Список пестицидов и агрохимикатов, принцип формирования и практическое применение Сам. работа 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Методы борьбы с вредными организмами: агротехнические, химические, биотехнические, биологические и карантин
9.1. Методы защиты с/х культур от болезней. Агротехнический метод. Биологический метод. Физический метод. Химический метод. Карантин Лекции 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Принципы оптимизации фитосанитарного состояния агроэкосистем Лабораторные 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1
9.3. Современное законодательство о защите растений. Определение экономической эффективности защитных мероприятий Сам. работа 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Т. Дьяков, С. Н. Еланский Общая фитопатология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9C8B1173-01C3-4CE1-B475-EC5A775951E6
Л1.2 Дьяков Ю.Т., Еланский С.Н. ОБЩАЯ ФИТОПАТОЛОГИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чулкина В.А., Торопова Е.Ю., Чулкин Ю.И., Стецов Г.Я. Агротехнический метод защиты растений.: Учебное пособие ИВЦ "Маркетинг", 2000 6
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.) bcn.uprrp.edu
Э2 Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии archive.org
Э3 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э4 Цифровая библиотека – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии www.digitalbookindex.org
Э5 Электронная библиотека (раздел – биология, доступ к большинству позиций свободный) openlibrary.org
Э6 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2003-2007; MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Adobe Reader, Microsoft Windows, 7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии: https://archive.org/about/
Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.). http://bcn.uprrp.edu/Lista/ListaB.html
Цифровая библиотека – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии: http://www.digitalbookindex.org/index.cgi
Электронная библиотека (раздел – биология, доступ к большинству позиций свободный): https://openlibrary.org/
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Фитопатология и защита растений».
Дисциплина «Фитопатология и защита растений» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Фитопатология и защита растений». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.