МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фитоценология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Елесова Н.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Фитоценология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство с флористическим, экобиоморфным, ценопопуляционным составом фитоценозов, изучение взаимодействий между растениями, особенностями структуры, экологии, динамики, распространения, классификации и истории возникновения фитоценозов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-15 владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.проблемы, задачи ми методы научного исследования,основные современные теоретические положения географии и экологии растений.
проблемы, задачи ми методы научного исследования,основные современные теоретические положения фитоценологии, структуру и видовой состав степных сообществ, основные признаки нарушенных степных сообществ.
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать конкретные задачи в области фитоценологии, определять основные виды степных растений.
получать новые достоверные данные в области изучения современного состояния степей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности в области фитоценологии.
анализировать результаты фитоценотических исследований,формулировать выводы и составлять практические рекомендации по использованию и восстановлению степных сообществ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристика основных типов растительности юга Западной Сибири
1.1. Леса, луга, степи, водно-болотная растительность. Степь как тип растительности. Жизненные формы, структура, видовой состав. Лекции 6 4 ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Степь как тип растительности Лабораторные 6 6 ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Характеристика основных типов лесной и травяной растительности юга Западной Сибири Сам. работа 6 6 ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основные ботанико-географические закономерности степной растительности Евроазиатской степной области.
2.1. Общая характеристика Евроазиатской степной области. Лекции 6 6 ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Общая характеристика Евроазиатской степной области, деление на подобласти, блоки провинций, провинции Лабораторные 6 6 ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Провинциальное деление Евроазиатской степной области Сам. работа 6 6 ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Степи Западносибирско-Казахстанского блока провинций
3.1. Степь как тип растительности. Виды степных растений Лабораторные 6 6 ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Степи равнинной части Алтайского края Сам. работа 6 12 ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Степь как тип растительности. Жизненные формы, структура, видовой состав. Лекции 6 4 ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Природно-антропогенные трансформации степной растительности. Основные способы восстановления степей.
4.1. Трансформация степной растительности под влиянием человека. Восстановление нарушенной степной растительности. Лекции 6 6 ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.2. Изменение видового состава, структуры и продуктивности степей под влиянием усиленного выпаса Лабораторные 6 6 ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.3. Пастбищная дегрессия степей. Постпастбищная демутация Сам. работа 6 13 ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.4. Экзамен 6 27 ПК-15 Л1.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Василевич В.И Очерки теоретической фитоценологии.: Учебник Л.: Наука, 1983 11
Л1.2 Работнов Т.А. Фитоценология: учебник МГУ, 1983 25
Л1.3 Воронов А.Г. Геоботаника: учебник Высшая школа, 1973 17
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Терехина Т. А. Особенности растительного покрова нарушенных местообитаний: учеб. пособие Барнаул: [Пять плюс], 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Александрова В.Д. Классификация растительности: Наука, 1969 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; herba.msu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 ЭБС "АлтГУ" elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран. На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2003-2007; MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Фитоценология"
Дисциплина "Фитоценология" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные работы, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Фитоценология". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
При изучении спецкурса студенты должны обратить внимание на многообразие типов растительности в пределах Алтайского края, обусловленные разноообразием физико-географических условий (климата, ландшафтов и т. д.).
Студенты должны знать характеристики основных типов степной растительности Алтайского края: луговых, настоящих и опустыненных и нарушенных местообитаний. Студентам надо обратить внимание на видовой состав эдификаторов и доминантов, характерные виды, жизненные формы, особенности вертикальной и горизонтальной структуры, продуктивность степных сообществ.
При изучении Евро-Азиатской степной области студенты должны знать особенности ботанико-географического распределения степной растительности, принципы выделения основных единиц: подообластей, провинций, подпровинций.
Сложность у студентов вызывает составление продромусов степной растительности отдельных географических выделов, а также умение различать остепненные луга и луговые степи по составу доминантов сообществ.
Студенты должны знать характеристики основных типов степей: луговых, настоящих и опустыненных (Лавренко, 1956) и их распределение на территории края.
Студенты должны знать основные пути антропогенной трансформации степной растительности Алтайского края (влияние выпаса, сенокошения, рекреации), а также основные способы их восстановления после снятия антропогенной нагрузки.
Для закрепления знаний по фитоценологии студентам необходимо выполнить контрольные работы и практические задания, написать реферат по отдельным темам. Большинство разделов дисциплины проводится в виде лекционных и семинарский занятий, лабораторные занятия необходимы при изучении характерных растений основных типов и видового состава степной растительности края.