Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Профиль | Экология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 37 | 37 | 37 | 37 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | знакомство с флористическим, экобиоморфным, ценопопуляционным составом фитоценозов, изучение взаимодействий между растениями, особенностями структуры, экологии, динамики, распространения, классификации и истории возникновения фитоценозов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08 |
ПК-15 | владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | проблемы, задачи ми методы научного исследования,основные современные теоретические положения географии и экологии растений. проблемы, задачи ми методы научного исследования,основные современные теоретические положения фитоценологии, структуру и видовой состав степных сообществ, основные признаки нарушенных степных сообществ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | формулировать конкретные задачи в области фитоценологии, определять основные виды степных растений. получать новые достоверные данные в области изучения современного состояния степей. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности в области фитоценологии. анализировать результаты фитоценотических исследований,формулировать выводы и составлять практические рекомендации по использованию и восстановлению степных сообществ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Характеристика основных типов растительности юга Западной Сибири | ||||||
1.1. | Леса, луга, степи, водно-болотная растительность. Степь как тип растительности. Жизненные формы, структура, видовой состав. | Лекции | 6 | 4 | ПК-15 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Степь как тип растительности | Лабораторные | 6 | 6 | ПК-15 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Характеристика основных типов лесной и травяной растительности юга Западной Сибири | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-15 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Основные ботанико-географические закономерности степной растительности Евроазиатской степной области. | ||||||
2.1. | Общая характеристика Евроазиатской степной области. | Лекции | 6 | 6 | ПК-15 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Общая характеристика Евроазиатской степной области, деление на подобласти, блоки провинций, провинции | Лабораторные | 6 | 6 | ПК-15 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Провинциальное деление Евроазиатской степной области | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-15 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Степи Западносибирско-Казахстанского блока провинций | ||||||
3.1. | Степь как тип растительности. Виды степных растений | Лабораторные | 6 | 6 | ПК-15 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Степи равнинной части Алтайского края | Сам. работа | 6 | 12 | ПК-15 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Степь как тип растительности. Жизненные формы, структура, видовой состав. | Лекции | 6 | 4 | ПК-15 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Природно-антропогенные трансформации степной растительности. Основные способы восстановления степей. | ||||||
4.1. | Трансформация степной растительности под влиянием человека. Восстановление нарушенной степной растительности. | Лекции | 6 | 6 | ПК-15 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Изменение видового состава, структуры и продуктивности степей под влиянием усиленного выпаса | Лабораторные | 6 | 6 | ПК-15 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Пастбищная дегрессия степей. Постпастбищная демутация | Сам. работа | 6 | 13 | ПК-15 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
4.4. | Экзамен | 6 | 27 | ПК-15 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Василевич В.И | Очерки теоретической фитоценологии.: Учебник | Л.: Наука, 1983 | 11 |
Л1.2 | Работнов Т.А. | Фитоценология: учебник | МГУ, 1983 | 25 |
Л1.3 | Воронов А.Г. | Геоботаника: учебник | Высшая школа, 1973 | 17 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Терехина Т. А. | Особенности растительного покрова нарушенных местообитаний: учеб. пособие | Барнаул: [Пять плюс], 2017 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Александрова В.Д. | Классификация растительности: | Наука, 1969 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; | herba.msu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э3 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э4 | ЭБС "АлтГУ" | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран. На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2003-2007; MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
111Л | лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Фитоценология" Дисциплина "Фитоценология" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные работы, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Фитоценология". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. При изучении спецкурса студенты должны обратить внимание на многообразие типов растительности в пределах Алтайского края, обусловленные разноообразием физико-географических условий (климата, ландшафтов и т. д.). Студенты должны знать характеристики основных типов степной растительности Алтайского края: луговых, настоящих и опустыненных и нарушенных местообитаний. Студентам надо обратить внимание на видовой состав эдификаторов и доминантов, характерные виды, жизненные формы, особенности вертикальной и горизонтальной структуры, продуктивность степных сообществ. При изучении Евро-Азиатской степной области студенты должны знать особенности ботанико-географического распределения степной растительности, принципы выделения основных единиц: подообластей, провинций, подпровинций. Сложность у студентов вызывает составление продромусов степной растительности отдельных географических выделов, а также умение различать остепненные луга и луговые степи по составу доминантов сообществ. Студенты должны знать характеристики основных типов степей: луговых, настоящих и опустыненных (Лавренко, 1956) и их распределение на территории края. Студенты должны знать основные пути антропогенной трансформации степной растительности Алтайского края (влияние выпаса, сенокошения, рекреации), а также основные способы их восстановления после снятия антропогенной нагрузки. Для закрепления знаний по фитоценологии студентам необходимо выполнить контрольные работы и практические задания, написать реферат по отдельным темам. Большинство разделов дисциплины проводится в виде лекционных и семинарский занятий, лабораторные занятия необходимы при изучении характерных растений основных типов и видового состава степной растительности края. |