Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Агроэкология и рациональное природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_Агро-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | формирование представлений о распространении и особенностях взаимоотношений со средой растений разных экологических групп, выделенных по отношению к разнообразным экологическим факторам: абиотическим, биотическим, антропогенным, применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-6 | способностью диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по её охране и обеспечению устойчивого развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные и современные проблемы охраны природы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | диагностировать основные проблемы охраны природы в России и в Алтайском крае |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | разработать практические рекомендации по обеспечению устойчивого развития природы Алтайского края |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экологические факторы и среда обитания. Закономерности воздействия экологических факторов на растений | ||||||
1.1. | Экологические факторы и среда обитания. Закономерности воздействия экологических факторов на растений | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Экологические факторы и среда обитания | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-6 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Экологические факторы среды | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Отношение растений к влаге и свету | ||||||
2.1. | Вода и свет как экологические факторы.Экологические группы растений по отношению к увлажнению и освещению | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Характерные признаки ксерофитов и гидрофитов | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1 |
2.3. | арактерные признаки гелиофитов и сциофитов | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Экологические группы растений по отношению к освещению | Сам. работа | 3 | 7 | ПК-6 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Экологические группы растений по отношению к увлажнению | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-6 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Отношение растений к теплу и почвенным факторам | ||||||
3.1. | Тепло и почва как экологические факторы. Экологические группы растений по отношению к теплу и почве | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Характерные признаки мегатермофитов и гекистотермофитов | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Характерные признаки галофитов и петрофитов | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Экологические признаки растений по отношению к почвенным факторам | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-6 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.5. | Экологические группы растений по отношению к теплу | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-6 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Биотические и антропогенные факторы | ||||||
4.1. | Биотические и антропогенные факторы среды, влияющие на растения | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Влияние на растения зоогенных, фитогенных и антропогенных факторов | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-6 | Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Антропогенные факторы среды, влияющие на растения | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-6 | Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
4.4. | Экзамен | 3 | 27 | ПК-6 | Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Елесова Н.В. | Экология растений : | АлтГУ, 2017 | 0321702318 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3546 |
Л1.2 | Прокопьев Е.П. | Экология растений: учебник | ТГУ, 2001 | 37 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е. П. Прокопьев | Экология растительных сообществ (фитоценология): учебни: | ТГУ, 2003 | 19 |
Л2.2 | М. М. Силантьева, Н. В. Елесова | Типологические особенности флор: учеб. пособие : | АлтГУ, 2014 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/979 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "АлтГУ" | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Библиотека флора и фауна | herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm | ||
Э5 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Экология растений". Дисциплина "Экология растений" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические или (лабораторные) занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Экология растений". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета (или экзамена). При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (имеются ввиду печатные или электронные, если они есть!); продумать ответы на контрольные вопросы. При выполнении лабораторных работ студентам надо обратить внимание, что экологические группы растений выделяются по отношению к одному экологическому фактору и объединяют группу растений имеющие сходные потребности в том или ином экологическом факторе, а также ряд сходных анатомо-морфологических признаков, обусловленным этим фактором. Студенты должны знать основные экологические группы растений, выделяемые по отношению к важнейшим абиотическим факторам: влажности, свету, теплу, трофности почвы, механическому составу почвы, а также химическому составу почвы (кислотности почвенного раствора, засоленности, избытку некоторых химических элементов: азота, кальция и др.) и адаптационные признаки растений к этим экологическим факторам. Для их изучения и закрепления студентам необходимо выполнить лабораторные работы и написать контрольные по соответствующим темам. Студентам надо обратить внимание, что жизненная форма у растений формируется в определенных условиях среды в процессе длительной эволюции и проявляется только при наличии этих экологических условий. Жизненная форма - своеобразный облик (габитус) определенной группы растений, включая их подземные и наземные органы, возникший в онтогенезе растений в результате их роста и развития в определенных условиях среды (Серебряков,1962). Студентам следует обратить внимание, что для определения жизненных форм наиболее применимы «приспособительные признаки», пластичные и быстро реагирующие на изменение среды (форма роста, ритм сезонного развития, степень защищенности от неблагоприятных условий наиболее уязвимых частей, способность к вегетативному размножению и т. д.). Часто такие признаки бывают конвергентными, т.е. развиваются в сходной экологической среде у систематически отдаленных групп. Вот почему жизненные формы не совпадают с систематическими единицами (видами, родами, семействами). Подобно тому, как в систематике принадлежность растений к одной и той же таксономической единице означает общий путь происхождения, в экологии растений отнесение к одной жизненной форме означает сходный путь приспособления растений к среде. В России среди ботаников и экологов наиболее популярны классификации жизненных форм Карла Раункиера (1903, 1907) и И.Г.Серебрякова (1962). Сложность у студентов вызывает определение жизненной формы у конкретных растений, как у живых, так и у гербарных образцов. Студенты должны знать основные биологические типы растений по классификации К. Раункиера (1903), а также отделы, типы, классы, подклассы, группы растений И.Г.Серебрякова (1962). Кроме того студенты должны знать основные виды влияний на растения биотических и абиотических факторов. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом (или лабораторном) занятии в письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. |