МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Елесова Н.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Экология растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о распространении и особенностях взаимоотношений со средой растений разных экологических групп, выделенных по отношению к разнообразным экологическим факторам: абиотическим, биотическим, антропогенным, применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по её охране и обеспечению устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные и современные проблемы охраны природы
3.2.Уметь:
3.2.1.диагностировать основные проблемы охраны природы в России и в Алтайском крае
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разработать практические рекомендации по обеспечению устойчивого развития природы Алтайского края

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экологические факторы и среда обитания. Закономерности воздействия экологических факторов на растений
1.1. Экологические факторы и среда обитания. Закономерности воздействия экологических факторов на растений Лекции 3 2 ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Экологические факторы и среда обитания Сам. работа 3 10 ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Экологические факторы среды Лабораторные 3 4 ПК-6 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Отношение растений к влаге и свету
2.1. Вода и свет как экологические факторы.Экологические группы растений по отношению к увлажнению и освещению Лекции 3 2 ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Характерные признаки ксерофитов и гидрофитов Лабораторные 3 4 ПК-6 Л1.2, Л1.1
2.3. арактерные признаки гелиофитов и сциофитов Лабораторные 3 4 ПК-6 Л1.2, Л1.1
2.4. Экологические группы растений по отношению к освещению Сам. работа 3 7 ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Экологические группы растений по отношению к увлажнению Сам. работа 3 8 ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Отношение растений к теплу и почвенным факторам
3.1. Тепло и почва как экологические факторы. Экологические группы растений по отношению к теплу и почве Лекции 3 2 ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Характерные признаки мегатермофитов и гекистотермофитов Лабораторные 3 4 ПК-6 Л1.2, Л1.1
3.3. Характерные признаки галофитов и петрофитов Лабораторные 3 4 ПК-6 Л1.2, Л1.1
3.4. Экологические признаки растений по отношению к почвенным факторам Сам. работа 3 8 ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Экологические группы растений по отношению к теплу Сам. работа 3 8 ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Биотические и антропогенные факторы
4.1. Биотические и антропогенные факторы среды, влияющие на растения Лекции 3 2 ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Влияние на растения зоогенных, фитогенных и антропогенных факторов Лабораторные 3 4 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.3. Антропогенные факторы среды, влияющие на растения Сам. работа 3 8 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.4. Экзамен 3 27 ПК-6 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Елесова Н.В. Экология растений : АлтГУ, 2017 0321702318 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3546
Л1.2 Прокопьев Е.П. Экология растений: учебник ТГУ, 2001 37
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. П. Прокопьев Экология растительных сообществ (фитоценология): учебни: ТГУ, 2003 19
Л2.2 М. М. Силантьева, Н. В. Елесова Типологические особенности флор: учеб. пособие : АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/979
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "АлтГУ" elibrary.asu.ru
Э2 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Библиотека флора и фауна herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
Э5 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Экология растений".
Дисциплина "Экология растений" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические или (лабораторные) занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Экология растений". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета (или экзамена).
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (имеются ввиду печатные или электронные, если они есть!); продумать ответы на контрольные вопросы.
При выполнении лабораторных работ студентам надо обратить внимание, что экологические группы растений выделяются по отношению к одному экологическому фактору и объединяют группу растений имеющие сходные потребности в том или ином экологическом факторе, а также ряд сходных анатомо-морфологических признаков, обусловленным этим фактором.
Студенты должны знать основные экологические группы растений, выделяемые по отношению к важнейшим абиотическим факторам: влажности, свету, теплу, трофности почвы, механическому составу почвы, а также химическому составу почвы (кислотности почвенного раствора, засоленности, избытку некоторых химических элементов: азота, кальция и др.) и адаптационные признаки растений к этим экологическим факторам. Для их изучения и закрепления студентам необходимо выполнить лабораторные работы и написать контрольные по соответствующим темам.
Студентам надо обратить внимание, что жизненная форма у растений формируется в определенных условиях среды в процессе длительной эволюции и проявляется только при наличии этих экологических условий. Жизненная форма - своеобразный облик (габитус) определенной группы растений, включая их подземные и наземные органы, возникший в онтогенезе растений в результате их роста и развития в определенных условиях среды (Серебряков,1962).
Студентам следует обратить внимание, что для определения жизненных форм наиболее применимы «приспособительные признаки», пластичные и быстро реагирующие на изменение среды (форма роста, ритм сезонного развития, степень защищенности от неблагоприятных условий наиболее уязвимых частей, способность к вегетативному размножению и т. д.). Часто такие признаки бывают конвергентными, т.е. развиваются в сходной экологической среде у систематически отдаленных групп. Вот почему жизненные формы не совпадают с систематическими единицами (видами, родами, семействами). Подобно тому, как в систематике принадлежность растений к одной и той же таксономической единице означает общий путь происхождения, в экологии растений отнесение к одной жизненной форме означает сходный путь приспособления растений к среде.
В России среди ботаников и экологов наиболее популярны классификации жизненных форм Карла Раункиера (1903, 1907) и И.Г.Серебрякова (1962). Сложность у студентов вызывает определение жизненной формы у конкретных растений, как у живых, так и у гербарных образцов.
Студенты должны знать основные биологические типы растений по классификации К. Раункиера (1903), а также отделы, типы, классы, подклассы, группы растений И.Г.Серебрякова (1962).
Кроме того студенты должны знать основные виды влияний на растения биотических и абиотических факторов.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом (или лабораторном) занятии в письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.