МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Биология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 955

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2016-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование комплекса знаний о строении и функционировании биологических систем и представлений о процессах, происходящих в природной среде, а также умений применять на практике принципы и технику исследования биологических объектов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать базовые знания фундаментальных разделов физики, химии, биологии, экологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических, биологических, экологических основ в общей, физической и социально-экономической географии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- фундаментальные разделы биологии;
- современную систематику органического мира и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях;
- сущность онтогенеза и филогенеза
- теории происхождения жизни на Земле
- роль биосферы в круговороте вещества и энергии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- объяснять основные общебиологические закономерности;
- устанавливать причинно-следственные связи природных биологических процессов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыком исследований биологических объектов;
- навыком применять полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Живые системы, их организация и свойства
1.1. Уровни организации живой материи. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Клетка — элементарная биологическая система. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.4. Микроскопирование. Строение и функции клетки Практические 2 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.5. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, тестированию, контрольной работе, оформление отчета Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.6. Строение и функции клетки. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.7. Химическая организация клетки Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.8. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.9. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.10. Размножение и индивидуальное развитие организмов Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Теория эволюции органического мира
2.1. Развитие эволюционных представлений. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.2. Эволюционное учение Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.3. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.4. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Лекции 2 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.5. Эволюционное учение Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.6. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 2 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.7. Развитие жизни на Земле. Лекции 2 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.8. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к коллоквиуму Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Основные царства живой природы
3.1. Царство дробянки Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.2. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета Сам. работа 2 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.3. Царство грибы. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.4. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.5. Царство растения. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.6. Растительные ткани Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.7. Вегетативные органы растений Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.8. Репродуктивные органы растений Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.9. Систематические группы высших растений Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.10. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета, подготовка к коллоквиуму Сам. работа 2 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.11. Царство животные. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.12. Систематика беспозвоночных животных Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.13. Тип членистоногие Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.14. Анамниа – первичноводные хордовые животные Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.15. Амниоты – высшие позвоночные животные Практические 2 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.16. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета, подготовка к зачетному тестированию Сам. работа 2 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.17. Экзамен 2 27 Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие «жизнь», уровни организации живого.
2. Свойства живых систем.
3. Происхождение жизни.
4. Элементный и молекулярный состав живых организмов.
5. Органические вещества живых организмов и их функции.
6. Нуклеиновые кислоты. Типы, структура, принцип матричного синтеза.
7. Клеточная теория. Типы клеточной организации и основные черты их различия.
8. Основные органоиды клеток. Ядро. Хромосомы.
9. Жизненный цикл клетки. Митоз – сущность и биологическое значение.
10. Способы получения энергии. Анаболизм.
11. Метаболизм. Его составные части.
12. Сравнительная характеристика растительной и животной клеток.
13. Неклеточные формы жизни – вирусы.
14. Бесполое размножение.
15. Половое размножение. Гаметогенез.
16. Мейоз. Сравнение митоза и мейоза.
17. Онтогенез, его типы, периодизация онтогенеза. Закон рекапитуляции.
18. Эмбриональное развитие. Критические периоды эмбрионального развития.
19. Постэмбриональное развитие. Периодизация.
20. Популяционно-видовой уровень организации жизни.
21. Учение Ч. Дарвина о происхождении видов.
22. Формы изменчивости: ненаследственная (модификационная) – фенотипическая, наследственная (генотипическая) – комбинативная и мутационная.
23. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция. Образование видов.
24. Приспособленность организмов. Форма тела, покровительственная окраска, мимикрия, забота о потомстве, физиологические адаптации.
25. Макроэволюция. Арогенез, аллогенез, катагенез.
26. Основные закономерности биологической эволюции. Развитие эволюционных идей.
27. Развитие форм жизни на Земле.
28. Положение человека в системе животного мира.
29. Биосфера. Распределение биогеоценозов на Земле.
30. Взаимоотношения организма и среды.
31. Биотические факторы среды как условия существования организмов.
32. Видовое разнообразие биогеоценозов. Сукцессия.
33. Царство дробянки
34. Царство грибы. Роль в природе.
35. Общая характеристика царства растений.
36. Группа отделов водоросли.
37. Отдел лишайники.
38. Ткани высших растений.
39. Вегетативные органы высших растений.
40. Генеративные органы цветковых растений.
41. Характеристика высших споровых растений.
42. Отдел голосеменные.
43. Общая характеристика покрытосеменных.
44. Растительные сообщества.
45. Общая характеристика царства животных.
46. Подцарство одноклеточных.
47. Тип губки
48. Тип кишечнополостные.
49. Тип плоские черви.
50. Тип кольчатые черви.
51. Тип моллюски.
52. Тип членистоногие.
53. Тип иглокожие.
54. Тип хордовые.
55. Класс хрящевые рыбы.
56. Класс костные рыбы.
57. Класс земноводные.
58. Класс пресмыкающиеся.
59. Класс птицы.
60. Класс млекопитающие.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Вопросы для самостоятельной работы.
1. Влияние религиозных течений на распространение биологических сведений.
2. Исторические типы биологических знаний.
3. Становление биологии.
4. Биотехнологии в современном мире.
5. Бионика.
6. Подразделения биологии.
7. Современные направления науки.
8. В.И. Вернадский о происхождении жизни.
9. Естественные и искусственные системы классификации.
10. Вирусология.
11. Систематика бактерий.
12. Роль бактерий в различных отраслях промышленности.
13. Использование грибов человеком.
14. Характеристики отделов растений.
15. Основные типы животных.
16. Классы беспозвоночных.
17. Таксономия и характеристика позвоночных.
18. Ферментативные реакции в организмах.
19. Фотосинтезирующие пигменты растений.
20. Реакции матричного синтеза.
21. Гликолиз, брожение, цикл Кребса, электрон-транспортная цепь.
22. Методы изучения клеток.
23. Структурно-функциональная организация клеток.
24. Фазы митоза и мейоза.
25. Происхождение и дифференциация размножения.
26. Половой диморфизм.
27. Распространение в природе бесполого размножения.
28. Механизм оплодотворения у разных организмов.
29. Экто-, мезо- и энтодерма у зародыша.
30. Гибридологический метод – основа генетики.
31. Исторические этапы становления хромосомной теории.
32. Генная инженерия.
33. Филогенез основных групп организмов.
34. Биосферология.
35. Работа В.И. Вернадского о роли живых организмов.
36. Круговороты основных элементов.
37. Охрана природы.
38. Экологическое мышление.

3.3 Рекомендуемые темы рефератов.
Цель: приобретение навыков анализа научной литературы по определенной теме.
Тематика рефератов:
1. Геохронология и основные этапы эволюции на Земле.
2. Основные постулаты синтетической теории эволюции.
3. Биография и научная деятельность Ч. Дарвина.
4. Формирование эволюционной биологии и развитие дарвинизма как научного направления.
5. Проблемы видообразования у рода Homo sapiens.
6. Борьба за существование в человеческом обществе.
7. Современное понимание концепции Ламарка.
8. Адаптация – результат действия естественного отбора.
9. Развитие теории эволюции.
10. Учение о виде. История и современность.
11. Прокариоты.
12. Возникновение первых эукариотических клеток.
13. Дивергенция как основной путь эволюции.
14. Эволюционирующий вид по Ф. Добжанскому.
15. Эволюционная теория и медицина.
16. Охрана и рациональное использование природы с точки зрения эволюционной теории.
17. Экологические закономерности эволюции.
18. Философия и теория эволюции.
19. Эволюционная идея в биологии.
20. Основные этапы антропогенеза.
21. Человеческие расы и их происхождение.
22. Человек – уникальный вид и специфика его адаптации.
23. Проблемы видообразования у рода Homo sapiens.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цибулевский А.Ю., Мамонтов С.Г. БИОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 в 2 ч. Часть 2: Учебник и практикум для вузов М. : Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Цибулевский А.Ю., Мамонтов С.Г. БИОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 2 в 2 ч. Часть 2: Учебник и практикум для вузов М. : Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Цибулевский А.Ю., Мамонтов С.Г. БИОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 2 в 2 ч. Часть 1: Учебник и практикум для вузов М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Цибулевский А.Ю., Мамонтов С.Г. БИОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 в 2 ч. Часть 1: Учебник и практикум для вузов М. : Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение: учебник для вузов М.: Высш. шк., 2004
Л2.2 Иорданский Н. Н. Эволюция жизни : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Северцов А. С. Теория эволюции: учеб. для вузов Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор Биология : в 3-х т. : Учебники и учебные пособия для ВУЗов БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427896
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Максимова Н.Б. Биология: учебно-методическое пособие АлтГУ, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
Э2 http://plantlife.ru Жизнь растений
Э3 http://filin.vn.ua/ Иллюстрированная Энциклопедия Животных
Э4 http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
Э5 http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека
Э6 http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия
Э7 http://bird.geoman.ru Птицы цифровая тематическая библиотека о птицах.
Э8 http://invertebrates.geoman.ru Беспозвоночные (от простейших до насекомых)
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
http://plantlife.ru Жизнь растений
http://filin.vn.ua/ Иллюстрированная Энциклопедия Животных
http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека
http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия
http://bird.geoman.ru Птицы цифровая тематическая библиотека о птицах.
http://invertebrates.geoman.ru Беспозвоночные (от простейших до насекомых)
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.