МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Водное хозяйство промышленных предприятий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Водное хозяйство промышленных предприятий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов представлений о системе производственного водоснабжения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 владением знаниями о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- схемы и системы водоснабжения и водоотведения промышленных предприятий,
- основы форматировании и характеристики состава природных и сточных вод,
- теоретические основы химических, физико-химических и биохимических процессов очистки воды разного качества
3.2.Уметь:
3.2.1.- обоснованно выбирать направления водохозяйственной политики предприятия и разрабатывать комплексные схемы водопользования предприятий
- использовать результаты анализов производственных сточных вод для оценки качества воды, установления метода очистки, обработки, обеззараживания и определения характера воздействия воды на строительные материалы и сооружения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.расчета, проектирования и эксплуатации водоснабжения и водоотведения промышленных предприятий, сооружений очистки сточных вод. Технико-экономической оценки проектных решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Водоснабжение промышленных предприятий
1.1. Использование водных ресурсов промышленными предприятиями Лекции 8 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2
1.2. Системы промышленного водоснабжения Практические 8 2 ОПК-8 Л1.1, Л3.1
1.3. Системы промышленного водоснабжения Лекции 8 2 ОПК-8
1.4. Требования к качеству производственных вод Практические 8 4 ОПК-8
1.5. Требования к качеству производственных вод Сам. работа 8 6 ОПК-8
1.6. Методы водоподготовки Лекции 8 2 ОПК-8
1.7. Методы водоподготовки Практические 8 4 ОПК-8, ПК-18
Раздел 2. Промышленное водоотведение
2.1. Сточные воды промышленных предприятий Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-18
2.2. Методы водоподготовки Сам. работа 8 8 ОПК-8, ПК-18 Л1.2
2.3. Сточные воды промышленных предприятий Практические 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.3
2.4. Методы очистки сточных вод Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.1
2.5. Физико-химические методы очистки сточных вод Практические 8 2 ОПК-8, ПК-18
2.6. Биологические методы очмстки Практические 8 2 ОПК-8, ПК-18
2.7. Методы очистки сточных вод Сам. работа 8 12 ОПК-8, ПК-18
Раздел 3. Учет и контроль водопользования на промышленных предприятиях
3.1. Контроль водопользования на промышленных предприятиях Лекции 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л3.2
3.2. Контроль водопользования на промышленных предприятиях Практические 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л3.1
3.3. Контроль водопользования на промышленных предприятиях Сам. работа 8 10 ОПК-8, ПК-18 Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Наибольшим источником сернистого газа, вызывающего кислотные дожди, являются:
1. тепловые электростанции; 2. предприятия нефтехимии;
3. предприятия строительных материалов; 4. автотранспорт.
2. Автомобиль в среднем за год выбрасывает в атмосферу в виде пыли свинца:
1. 100 г; 2. 500 г; 3. 1 кг; 4. 2 кг.
3. Наибольшее количество загрязнений в атмосферу выбрасывается грузовым автомобилем с двигателем:
1. внутреннего сгорания; 2. дизельным; 3. газовым; 4. электрическим.
4. Главными загрязнителями Ладожского озера и Байкала являются стоки:
1. с целлюлозно-бумажных комбинатов;
2. с сельскохозяйственных полей;
3. коммунального хозяйства;
4. с нефтеперерабатывающих заводов.
5. Самый лучший метод очистки воды от загрязнения органическими веществами:
1. механический; 2. химический; 3. биологический; 4. физический.
6. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:
1. рыб; 2. растений; 3. микроорганизмов; 4. торфа.
7. Для обезвреживания сбрасываемых в водоем промышленных «очищенных» вод требуется разбавление чистой природной водой:
1. 5-кратное; 2. 10-кратное; 3. 20-кратное; 4. 30-кратное.
8. Радиус площади антропогенного загрязнения окружающей среды у промышленного города с населением более 1 млн. человек:
1. 26 км; 2. 33 км; 3. 44 км; 4. 59 км.
9. Радиус площади антропогенного загрязнения окружающей среды у промышленного города с населением 50-100 тыс. человек:
1. 26 км; 2. 33 км; 3. 44 км; 4. 59 км.
10. В среднем на одного жителя России в сутки расходуется воды:
1. 120л; 2. 150л; 3. 170 л; 4. 200 л.
11. К первому классу опасности относится загрязняющее почву вещество:
1. бенз(а)пирен; 2. медь; 3. хром; 4. стронций.
12. Рекультивация земель — это:
1. карьерные земельные работы;
2. восстановление нарушенных земель;
3. распашка целины;
4. сокращение площади сельскохозяйственных полей.
13. Единственный экологически оправданный способ борьбы с промышленными отходами:
1. сжигание; 2. закапывание;
3. хранение в контейнерах; 4. утилизация.
14. Экологизация промышленности — это:
1. укрупнение предприятий; 2. уменьшение количества предприятий;
3. безотходное производство; 4. строительство высоких заводских труб.
15. Ширина водоохраной зоны для рек на расстоянии от 11 до 50 км от их истока составляет:
1. 15м; 2. 100 м; 3. 200 м; 4. 500 м.
16. Увеличение лесистости бассейнов малых рек способствует:
1. увеличению поверхностного стока;
2. увеличению подземного стока;
3. водной эрозии;
4. увеличению сноса загрязнителей с полей.
17. Главная причина усиления эрозии почвы:
1. потепление климата; 2. распашка земель;
3. строительство дорог; 4. строительство городов.
18. Главная причина засоления почв:
1. кислотный дождь; 2. обмеление малых рек;
3. поливное земледелие; 4. Развитие химической промышленности
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Механическая очистка сточных вод.
2. Биохимическая очистка сточных вод в естественных и искусственных условиях.
3. Обработка и обеззараживание осадков сточных вод.
4. Методы и сооружения для доочистки биологически очищенных сточных вод.
5. Водоотводящие системы промышленных предприятий. П
6. ринципы водоотведения производственных сточных вод (ПСВ).
7. Общие принципы очистки ПСВ и обработки осадков.
8. Особенности механической очистки ПСВ.
9. Химическая очистка ПСВ.
10. Физико-химическая очистка ПСВ.
11. Особенности биохимической очистки ПСВ.
12. Обработка осадков ПСВ.
13. Системы водоотведения и очистные станции промышленных предприятий..
14. Оборотная система водопользования.
15. Водное хозяйство предприятия (на примере отдельной отрасли).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Водоснабжение промышленных предприятий.
2. Потребители воды в промышленности.
3. Требования к качеству производственных вод.
4. Водоподготовка.
5. Потребители воды в промышленности.
6. Системы производственного водоснабжения.
7. Общие принципы проектирования систем производственного водоснабжения
8. Понятие и характеристики сточных вод.
9. Классификация сточных вод.
10. Устройства водоотведения.
11. Очистка сточных вод.
12. Состав и свойства сточных вод.
13. Схемы очистки сточных вод.
14. Водоем как приемник сточных вод.
15. Схемы очистки сточных вод.
16. Механическая очистка сточных вод.
17. Биохимическая очистка сточных вод в естественных и искусственных условиях.
18. Обработка и обеззараживание осадков сточных вод.
19. Методы и сооружения для доочистки биологически очищенных сточных вод.
20. Водоотводящие системы промышленных предприятий.
21. Принципы водоотведения производственных сточных вод (ПСВ).
22. Общие принципы очистки ПСВ и обработки осадков.
23. Физико-химическая очистка ПСВ.
24. Особенности биохимической очистки ПСВ.
25. Ликвидация ПСВ.
26. Обработка осадков ПСВ.
27. Системы водоотведения и очистные станции промышленных предприятий.
28. Нормативная база производственного контроля.
29. Виды экологической документации промышленных предприятий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков Промышленная экология : учебник и практикум для вузов МИЭТ. - М. : Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Стрелков А. К., Теплых С. Ю Охрана окружающей среды и экология гидросферы: учебник: учебник Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013 biblioclub.ru
Л1.3 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. Промышленная экология: Учебник и практикум для академического бакалавриата ЮРАЙТ, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Калыгин В. Г. Промышленная экология: учебное пособие Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Быков, А.П. Инженерная экология : учебное пособие: Новосибирск : НГТУ, 2011 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228914
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Калыгин В.Г. Промышленная экология: Учебное пособие для Вузов Академия, 2006
Л3.2 Калыгин В.Г. Промышленная экология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Издательский центр «Академия», 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Аксенов В.И. Водное хозяйство промышленных предприятий. М.,2005. www.c-o-k.ru
Э2 "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Word, Exсel.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm
2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт). http://www.mnr.ru/
3.Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
4. Справочник эколога: науч. - попул. журн. Профессиональное издательство: http://www.profiz.ru/eco/
5. Экология и промышленность России: обществ. науч. -техн. Журн. http://www.ecology-kalvis.ru/jour
6. Экология и жизнь: науч. - попул. журн. http://www.ecolife.ru/
7. www.consultant.ru — Общероссийская сеть распространения правовой информации: «Консультант Плюс».
8. www.garant.ru — Новости органов государственной власти: «Система Гарант».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания при подготовке к лекциям

Лекции– форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических во-просов дисциплины «Кадастровая оценка земли» в логически выдержанной форме.
Методика чтения лекций
Лекции являются одним из основных методов обучения по дисциплине. Они должны решать следующие задачи:
- изложить важнейший материал программы дисциплины;
-познакомить с последними достижениями и проблематикой в данной области;
- развить у студента умение понять поставленную задачу, создать наиболее оптимальный ал-горитм поставленной задачи;
- развить навыки самостоятельного выбора способа решения задачи, выбора технологии ре-шения, составления и документирования информации.
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее основных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру дисци-плины и его разделы, а в дальнейшем указывать начало каждого раздела (модуля), суть и его зада-чи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.
Содержание лекций
Содержание лекций определяется рабочей программой дисциплины «Экология». Крайне желательно, чтобы каждая лекция охватывала и исчерпывала определенную тему курса и представляла собой логически вполне законченную работу. На лекции желательно большую часть времени уделить рассмотрению примеров. Лучше сократить тему, но не допускать ее перерыва на таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Методические указания при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие само-стоятельности учащихся и приобретение умений и навыков.
Практические занятия нередко проводятся в форме семинаров, что позволяет студентам при-вить практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт пуб-личных выступлений.
Семинары – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На се-минарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суж-дения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассмат-ривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Все это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту.
Методика проведения практических занятий (семинаров)
Целью практических занятий (семинаров) является:
- закрепление методов анализа;
- проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и по учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;
- обучение навыкам решения поставленных задач и умение подобрать необходимый метод решения;
- восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказание помощи в его усвоении.
Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изу-чения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные во-просы плана семинара. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нуж-ный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.
Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студен-там страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения пуб-личного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.