МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География и природопользование Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 35
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 35 35 35 35
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., профессор, Красноярова Б.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
География и природопользование Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2016-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Организовать деятельность студентов по изучению основ географии и природопользования в Алтайском крае в целях устойчивого развития региона

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования
ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- географические особенности Алтайского края, и сложившуюся систему природопользования;
- основные ресурсы Алтайского края;
- характер распределения природных ресурсов на территории края, их освоенность и перспективы освоения;
- особенности различных видов природопользования в регионе;
- особенности проектирования и составления географических карт;
- особенности формирования и размещения природных ресурсов по территории края;
3.2.Уметь:
3.2.1.- объяснять основные закономерности географи¬ческих процессов характерных для Алтайского края;
- выбирать классификации природных ресурсов и применять методы оценки природно-ресурсного потенциала;
- использовать межсекторальный и междисциплинарный подход в изучении и решении проблем регионального природопользования;
- составлять картографические изображения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применения полученных знаний для обоснования мероприятий по рациональному природопользованию и охране окружающей среды в Алтайском крае;
- анализа и моделирования природных и антропогенных процессов, их воздействия на окружающую среду и региональное развитие;
- определения природно-ресурсной базы территории по разным источникам информации;
- использования основных методических подходов к обсуждению проблем регионального природопользования;
- экологического картографирования;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Географическое (геоморфоло-гическое, ландшафтное) районирование Алтайского края
1.1. Положение Алтайского края в структурах Западно-Сибирского региона. Территория, состав, население Западной Сибири и Алтайского края. Алтайский регион, его характеристика. Алтай – арена схождения климатов. Бассейн верхней Оби. Внутристочно-бессточные области. Уникальные природные системы. Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Физико-географическое районирование. Горы Алтая и Салаира. Предогорья. При-обская и Обь-Чумышская возвышенности. Кулундинская низменность. Обская доли-на. Их морфологическая характеристика. Практические 6 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Геологическое прошлое Алтая. Последо-вательность и этапность развития. Общая структурно-тектоническая позиция. Стро-ение рельефа. Лекции 6 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Особенности стратиграфии, магматизма, метаморфизма. Геологическое райониро-вание плитной области. Рельеф и особен-ности строения фундамента. Амфитеатр "структурных террас" (Рубцовской, Бийской, Барнаульской, Центрально-Кулундинской). Характеристика чехла и контакта его с фундаментом. Представление о гидрогеологическом районировании. Практические 6 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Природно-ресурсный потенциал Алтайского края
2.1. Территориальные (земельные) ресурсы Алтайского края. Лесные ресурсы. Их распределение Водные ресурсы. Распределение поверхностных водных ресурсов. Структура и современное качественное состояние. Изменения объёмов и состава вод. Зарегули-рованность. Годовой сток и обеспечен-ность предприятий и населения края вод-ными ресурсами. Вододефицитные райо-ны. Подземные воды. Их распределение. Качественные характеристики и объёмы. Особенности и перспективы их освоения. Характер взаимодействия подземных и поверхностных вод края. Лекции 6 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Почвенные ресурсы Типы почв, их харак-теристика и распределение (почвенная карта). Современное состояние. Сравни-тельная характеристика с исходными по-казателями качества. Агрохимическая зо-нальность. Ресурсы биологического раз-нообразия. Характеристика зооресурсов края (диких и домашних животных). Проблемы сокращения биоразнообразия в крае. Природные ресурсы растительного покрова. Сам. работа 6 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Развитие геологических исследований и горнорудной промышленности. Доля запасов важнейших полезных ископаемых Алтая относительно российских (и России от их мирового уровня). Краткая металлогеническая характеристика Алтайского региона. Главнейшие типы полезных ископаемых. Ресурсы руд для чёрной металлургии. Железорудное сырьё. Алтайский железорудный район. Белорецкое месторождение. Размещение. Объёмы и качество руд. Инское месторождение. Его значение для чернорудной промышленности Западной Сибири и потенциал Алтайского края. Характеристика, объёмы и качество руд. Ресурсы руд для цветной металлургии. Полиметаллические месторождения Рудного Алтая. Золотушинский, Змеино-горский и Рубцовский рудные районы. Особенности их геологического строения. Практические 6 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Общая характеристика и значение неруд-ных минерально-сырьевых ресурсов. Потенциальные возможности. Топливно-энергетические ресурсы края. Месторож-дения и проявление каменных и бурых углей. Характеристика Мунайского буро-угольного месторождения. Минеральное химическое сырьё. Кулундинская содовая провинция. Типы минеральных озёрных солей. Группы солеродных озёр. Распре-деление солей и их объёмы по промыш-ленным минеральным типам – каменной соли, природной соде, мирабилиту, гипсу. Ресурсы облицовочных и поделочных камней. Характеристика Коргонских, Ревнёвского, Белорецкого и Пуштулимского месторождений Сам. работа 6 7 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Природопользование Алтайского края
3.1. Распределение земельного фонда Алтайского края по формам и категориям зе-мель. Динамические аспекты развития системы землепользования и природопользования Алтайского края. Сельскохозяйственное природопользование в Алтайском крае. Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Сельскохозяйственный потенциал зональных ландшафтов Сибири и Алтайского края. Современная ситуация и перспективы сельскохозяйственного развития Алтайского края. Динамика освоения сельскохозяйственных земель. Состояние пашенных и посевных земель. Состояние пастбищ и сенокосных угодий. Современное состояние экосистем. Пореформенные переделы сельскохозяйственных земель (угодий и посевных площадей). Сам. работа 6 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Современное хозяйственно-питьевое во-доснабжение Алтайского края. Обобще-ние данных по использованию поверх-ностных и подземных вод по видам водо-пользования. Водоносные комплексы и их использование. Сравнение водопользования России и Алтайского края. Состояние водоснабжения городов Алтайского края – Барнаула, Бийска, Рубцовска, Новоалтайска, Заринска. Минеральные подземные воды, их типы, перспективы использования. Практические 6 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.4. Лесопользование в Алтайском крае. Лесохозяйственные районы и их характеристика по породному и возрастному составу. Удельный вес видов деятельности по лесохозяйственным районам. Ленточные боры Алтайского края и лесопользование в них. Санитарные рубки и их объёмы, в том числе сравнительно с масштабами этих мер в других лесах Западной Сибири. Объёмы лесозаготовок от общего отпуска древесины в крае. Арендная деятельность. Экспортные поставки. Лесовосстановление. Её особенности и тенденции. Перспективы лесовосстанови-тельных работ. Практические 6 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Виды использования лесных ресурсов в России. Лесопокрытые площади, лесистость, расчётный запас леса на корню в России и Алтайском крае. Сравнение площадей лесов и запасов древесины в странах мира и России. Производство деловой древесины и позиция России в её структуре. Современные тенденции. Экспорт и реэкспорт. Сам. работа 6 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. История развития и закатов горнорудной промышленности в Алтайском крае. Пер-воначальное освоение Рудного Алтая. Пе-риодичность активизации и спадов в раз-работке полиметаллических месторожде-ний. Объёмы руд Cu, Pb, Zn, Ag и Au в добыче XXIII-XIX вв. Современное со-стояние горнорудного производства. Возможности и перспективы развития черной металлургии в Алтайском крае. Практические 6 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Химическая промышленность в Алтай-ском крае. Начало цементного производ-ства. Состояние камнерезной промыш-ленности. Современные особенности экс-плуатации солевого комплекса Кулундинских озёр. Удовлетворение топливных потребностей за счёт местных ресурсов угольных месторождений. Перспективы переработки сырья комплекса нерудных полезных ископаемых. Практические 6 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Возобновимые энергетические ресурсы в Алтайском крае. Перспективы развития нетрадиционной энергетики. Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Основные документы Алтайского края в области регионального управления. Конкурентные преимущества социально-экономического развития. Исходные по-зиции и стратегические приоритеты. Кризисы природопользования и перспективы развития в крае и России. Значение при-родно-ресурсного блока в экономике края и России. Минерально-сырьевой комплекс как доминанта сектора современной экономики. Основные направления сельскохозяйственного производства. Модели и направления развития края. Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Перспективы рекреационного развития Алтайского края. Туристический образ Алтайского края. Факторы, влияющие на расположение объектов рекреации и ту-ризма. Основные проблемы рекреацион-ного развития Алтайского края. Сам. работа 6 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
3.11. Эффективность использования земельных ресурсов. Рентабельность сельскохозяйственного производства. Сохранение эффективного плодородия. Ключевые индикаторы уровня аграрного развития края. Сравнение уровня и потенциала аграрного развития края с другими регионами Сибири. Конкурентоспособность экономики Алтайского края и инвестиционная активность. Федеральные целевые программы и их значение. Сам. работа 6 8 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Экологические проблемы Алтайского края. Проблемы эффективного использования природноресурсного потенциала Практические 6 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для экзамена
1. Положение Алтайского края в структурах Западной Сибири.
2. Географическое (геоморфологическое) районирование Алтайского края.
3. Физико-географическое районирование Алтайского края.
4. Климат Алтайского края.
5. Структура земельного фонда Алтайского края.
6. Почвенные ресурсы Алтайского края.
7. Ресурсы растительного покрова Алтайского края.
8. Лесные ресурсы Алтайского края.
9. Распределение водных ресурсов Алтайского края.
10. Ресурсы биологического разнообразия Алтайского края.
11. Особо охраняемые природные территории Алтайского края.
12. Рекреационные ресурсы Алтайского края.
13. Горно-рудная промышленность Алтайского края.
14. Минерально-сырьевые ресурсы Алтайского края.
15. Железорудный потенциал Алтайского края.
16. Ресурсы цветных металлов Алтайского края.
17. Нерудное сырье Алтайского края.
18. Кулундинская содовая провинция.
19. Облицовочные и поделочные камни Алтайского края.
20. Цементное и строительное сырье Алтайского края.
21. Сельско-хозяйственный потенциал Алтайского края.
22. Динамика агросистем Алтайского края.
23. Пастбища и сенокосные угодья Алтайского края.
24. Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства в Алтайском крае.
25. Водный баланс и водоемкость экономики.
26. Лесные ресурсы России и их использование.
27. Лесопользование в Алтайском крае.
28. Ленточные боры Алтайского края и природопользование в них.
29. Ресурсная основа промышленности Алтайского края.
30. Химическая промышленность Алтайского края.
31. Горнодобывающая промышленность Алтайского края.
32. Объекты стройиндустрии Алтайского края.
33. Заринский коксохимический завод.
34. Цементное производство в Алтайском крае.
35. Состояние рыбоводства и рыбной промышленности в России.
36. Возобновимые энергетические ресурсы в Алтайском крае.
37. Кризисы природопользования и перспективы развития в Алтайском крае.
38. Проблемы устойчивого развития применительно к Алтайскому краю
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Последствия массированного подъёма целинных и залежных земель, водных мелиораций и химизации сельского хозяйства в Алтайском крае.
2. Антропогенно-природные деструкции почвенного покрова в Алтайском крае.
3. Водные и гидроэнергетические ресурсы Алтайского края.
4. Водопользование в Алтайском крае: подходы к экологической оценке воздействия на водные объекты различных видов водопользования.
5. Проблемы искусственных водоемов в Алтайском крае: современное состояние и перспективы.
6. Ленточные боры Алтайского края: особенности происхождения и современное состояние.
7. Искусственные лесонасаждения в Алтайском крае.
8. Технологии и эффективность разработки и обогащения руд в Алтайском крае.
9. Перспективы возрождения горнорудной промышленности в Алтайском крае и тенденции и освоения других рудных месторождений Алтайского края и их целесообразность.
10 Возможность переработки отходов горнорудной промышленности прежних периодов в качестве вторичного сырья и строительных материалов.
11. Заринский коксохимический комбинат (на сырьевой базе Кузбасских углей).
12. История развития химической промышленности Алтайского края на базе его солевых ресурсов. Перспективы её развития.
13. Объекты стройиндустрии Алтайского края. Перспективы производства строительных материалов.
14. Фармацевтическая промышленность: производство лекарственных средств, биологически активных препаратов и витаминной продукции на основе местного сырья.
15. Проблемы территориальной охраны природы в Алтайском крае.
16. Проблемы сохранения растительного и животного мира на территории Алтайского края. Угрозы лесу.
17. Перспективы регионального развития природоохранной деятельности в Алтайской крае



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лузгин Б.Н. Экология Алтайского края: учеб. пособие для вузов Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
Л1.2 Ю. В. Козырева, Н. В. Рыгалова География Алтайского края: учебное пособие для студентов географического факультета Изд-во Алт. ун-та, 2014. elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование: учебное пособие: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Ващенко И. М. , Миронычев К. А. , Коничев В. С. Основы почвоведения, земледелия и агрохимии: учебное пособие Москва : Прометей, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 Веснина Л.В., Журавлев В.Б., Новоселов В.А. и др. Водоемы Алтайского края.: Новосибирск: Наука. Сиб. предпр РАН, 1999 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 география и природопользование Алтайского края www.altairegion22.ru
Э2 География Алтайского края. учебник для общеобразовательных учебных заведений, Ч 1-2 sibtextbooks.wordpress.com
Э3 ИЗВЕСТИЯ АЛТАЙСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (ИЗВЕСТИЯ АО РГО) bulletin.rgo-altay.ru
Э4 Курс в Moodle "География и природопользование Алтайского края" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся по всем видам учебной работы
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «География и природопользование Алтайского края»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «География и природопользование Алтай-ского края» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную ум-ственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «География и природопользование Ал-тайского края» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и ме-тодиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практиче-ским занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем по-ставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизве-дению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступаю-щий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоис-точникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логич-ное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором доста-точно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он мо-жет (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправ-ления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «География и природопользование Ал-тайского края» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «География и природопользование Алтайского края» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной ли-тературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «География и природо-пользование Алтайского края», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и со-держанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков са-мостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, рас-крывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.