МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История зарубежной литературы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость29 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-1-2019
Часов по учебному плану 1044
в том числе:
аудиторные занятия 234
самостоятельная работа 648
контроль 162
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 3, 4, 6, 8
зачеты: 5, 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19 18,5 19 19 18,5 19 15 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 30 30 30 30 28 28 30 30 30 30 30 30 20 20 212 212
Практические 22 22 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 22 22
Сам. работа 81 81 87 87 87 87 89 89 78 78 87 87 78 78 61 61 648 648
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 27 27 0 0 27 27 0 0 27 27 162 162
Итого 144 144 144 144 144 144 144 144 108 108 144 144 108 108 108 108 1044 1044

Программу составил(и):
к.филолол. н., доцент, Сафронова Е.Ю., Крвалев О.А., Романова Е.Г., Скубач О.А.

Рецензент(ы):
д.филол. н., профессор, Десятов Вячеслав Владимирович

Рабочая программа дисциплины
История зарубежной литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 05.07.2019 протокол № 5.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– сформировать понимание идейного и художественного своеобразия зарубежной литературы от античности до современности;
– выработать навыки литературоведческого анализа произведений европейских и американских писателей;
– понять основные тенденции исторического процесса и их влияние на общественное сознание;
– познакомить студентов с философскими учениями, определившими духовную жизнь общества и ставшими мировоззренческой основой эстетических систем;
– познакомить с эстетикой и поэтикой каждого из течений, составляющих литературную жизнь эпохи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов
ОПК-4 владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития зарубежной литературы и литературное направление, которое соответствует каждому из этих периодов
3.2.Уметь:
3.2.1.собирать и анализировать языковые и литературоведческие факты в контексте мирового литературного и исторического процесса, использовать полученную информацию в своей научной работе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками филологического анализа и интерпретации текста

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Античная литература
1.1. История древнегреческой литературы Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
1.2. Греческая мифология Лекции 1 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
1.3. Язык и стиль гомеровских поэм Лекции 1 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
1.4. Роль хора в трагедиях Софокла Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
1.5. Древнеаттическая комедия и творчество Аристофана Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
1.6. История древнеримской литературы Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
1.7. Римская лирика. Оды Горация Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
1.8. Поэзия Овидия Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
1.9. Античная литература Практические 1 22 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
1.10. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 1 81 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
Раздел 2. Литература средних веков и Возрождения
2.1. Литература средних веков Лекции 2 14 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
2.2. Литература Возрождения Лекции 2 16 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
2.3. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 2 87 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
Раздел 3. Литература XVII-XVIII веков
3.1. Литература XVII века Лекции 3 14 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
3.2. Литература XVIII века Лекции 3 16 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
3.3. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 3 87 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3
Раздел 4. Литература XIX века (романтизм)
4.1. Английская литература XIX века (романтизм) Лекции 4 10 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Французская, немецкая литература XIX века (романтизм) Лекции 4 10 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Американская литература XIX века (романтизм) Лекции 4 8 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 4 89 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Литература XIX века (реализм)
5.1. Французская литература 1830-1870-х годов Лекции 5 18 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.3
5.2. Английская литература 1830-1870-х годов Лекции 5 12 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.3
5.3. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 5 78 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Литература конца XIX - начала ХХ веков
6.1. Французская литература рубежа веков Лекции 6 8 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
6.2. Бельгийская литература конца XIX - начала ХХ веков Лекции 6 6 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
6.3. Норвежская литература конца XIX - начала ХХ веков Лекции 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
6.4. Английская литература конца XIX - начала ХХ веков Лекции 6 6 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
6.5. Немецкая литература конца XIX - начала ХХ веков Лекции 6 6 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
6.6. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 6 87 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Литература первой половины ХХ века
7.1. Общая характеристика литературного процесса первой половины ХХ века Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
7.2. Франц Кафка (1883–1924) Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
7.3. Герман Гессе (1877–1962) Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
7.4. Элиас Канетти (1905–1994) Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
7.5. Эрих Мария Ремарк (1898–1970) Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
7.6. Томас Манн (1875–1955) Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
7.7. Марсель Пруст (1871–1922) Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
7.8. Франсуа Мориак (1885–1970) Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
7.9. Альбер Камю (1913–1960) Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
7.10. Жан-Поль Сартр (1905–1980) Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
7.11. Джеймс Джойс (1882–1941) Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
7.12. Ричард Олдингтон (1892–1962) Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
7.13. Антиутопии ХХ века Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.4
7.14. Эрнест Хемингуэй (1899–1961) Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.4
7.15. Уильям Фолкнер (1897–1962) Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
7.16. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 7 78 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
Раздел 8. Литература второй половины ХХ - начала XXI веков
8.1. Европейская литература 1940-60х гг. Лекции 8 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
8.2. Литература США Лекции 8 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
8.3. Японская литература Лекции 8 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
8.4. Литература стран Латинской Америки Лекции 8 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
8.5. Литература эпохи постмодернизма Лекции 8 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
8.6. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 8 61 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жук М.И. История зарубежной литературы XIX – начала XX века: учеб. пособие М.: Флинта: Наука // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Курдина Ж.В., Модина Г.И. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учебное пособие М.: Флинта; Наука // ЭБС «Лань», 2017, 2016 e.lanbook.com
Л1.3 Осьмухина О.Ю. От античности к XIX столетию: история зарубежной литературы : учебное пособие М.: Флинта: Наука // ЭБС «Лань», 2017., 2016 e.lanbook.com
Л1.4 Лошакова Т.В., Лошаков А.Г. Зарубежная литература ХХ века (1940-1990 гг.): практикум, учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2014, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX-начала XX века: практикум: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruslit.info/antique
Э2 cyrill.newmail.ru/index2.html
Э3 http://www.gumfak.ru/zarub.shtml
Э4 http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm
Э5 История зарубежной литературы portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

История зарубежноцй литературы - важный в системе филологического образования историко-литературный курс.
Особенностью курса является не только изучение закономерностей литературного развития, тесным образом связанных с закономерностями исторического процесса, но и знакомство со своеобразным миром Античности западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, выявление эстетической сущности зарубежной литературы, которая явилась художественным выражением национального исторического бытия, потребностей, стремлений и идеалов общества, отразила национальные особенности культуры.
На образовательном портале АлтГУ размещен курс «История зарубежной литературы» по семестрам (разделам дисциплины). Система Moodle (с англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning -Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), которая позволяет преподавателям размещать свои курсы как для поддержки очного обучения, так и для реализации дополнительных образовательных программ. Электронный учебно-методический курс углубляет содержание лекционного курса и способствует расширению общей эрудиции студента, позволяет организовать его самостоятельную работу. Для упрощения работы в ЭУМКД материал курса разделен по темам, в которых дается краткое содержание лекций, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы по разделу. Также студентам рекомендованы авторитетные книги, статьи, фильмы, видео- и аудиоматериалы, что позволяет решать задачи накопления, систематизации и каталогизации информации. Для получения оценки "зачтено" по курсу студенту необходимо регулярно использовать материалы УЭМКД для подготовки к практическим занятиям, план которых размещен на портале. Студенты, имеющие пропуски аудиторных занятий, должны выполнить контрольный тест до начала зачета или на зачете.