Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор
1.1. | Целью дисциплины является изучение основного понятийного аппарата в области геоинформационных систем, получение основных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности по применению геонформационных систем в области вододопользования; формирование навыков владения современными инструментами ГИС и методами анализа прстранственной информации. Задачи дисциплины: – ознакомить студента с особенностями организации данных, их анализа и моделирования в ГИС; – рассмотреть характеристики основных инструментальных систем ГИС; – способствовать формированию навыков работы с учебной, научной и научно-методической литературой в области геоинформатики; – дать представление о применении геоинформационных технологий для решения различных задач водопользования; – дать представление о современном состоянии научных исследований в изучаемой предметной области. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01 |
ОПК-1 | владением базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию |
ПК-18 | владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы геоинформатики и современных геоинформационных технологий в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, обработки информации и анализа данных в сфере водопользования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий в сфере водопользования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, обработки информации и анализа данных; геоинформационными технологиями в сфере водопользования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в ГИС. Предмет. Предпосылки формирования и история формирования. | ||||||
1.1. | Введение в ГИС. Предмет. Предпосылки формирования и история формирования | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Предпосылки формирования и история формирования ГИС. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Предпосылки формирования и история формирования ГИС. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. Информационное обеспечение ГИС в водопользовании | ||||||
2.1. | Информационное обеспечение ГИС. Основные модели пространственных данных. Базы данных и их разновидности. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.2. | Информационное обеспечение ГИС. Основные модели пространственных данных. Базы данных и их разновидности. | Практические | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Информационное обеспечение ГИС. Основные модели пространственных данных. Базы данных и их разновидности. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.4. | Анализ данных и моделирование. Визуализация данных. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.5. | Анализ данных и моделирование. Визуализация данных | Практические | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.6. | Анализ данных и моделирование. Визуализация данных | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 3. Прикладные аспекты ГИС в водопользовании. ГИС и Интернет | ||||||
3.1. | Прикладные аспекты ГИС. Краткий обзор средств и областей применения геоинформатики, перспективы развития | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.2. | Прикладные аспекты ГИС. Краткий обзор средств и областей применения геоинформатики, перспективы развития | Практические | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.3. | Прикладные аспекты ГИС. Краткий обзор средств и областей применения геоинформатики, перспективы развития | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.4. | Технологии искусственного интеллекта и экспертные системы. Системы поддержки принятия решений. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.5. | Технологии искусственного интеллекта и экспертные системы. Системы поддержки принятия решений. | Практические | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.6. | Технологии искусственного интеллекта и экспертные системы. Системы поддержки принятия решений. | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.7. | ГИС и Интернет. Инфраструктуры пространственных данных | Лекции | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.8. | ГИС и Интернет. Инфраструктуры пространственных данных | Практические | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.9. | ГИС и Интернет. Инфраструктуры пространственных данных | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-1, ПК-18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приводится в Приложениях |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К.В. Шошина, Р.А. Алешко | Геоинформационные системы и дистанционное зондирование.Ч.1.: учебное пособие | Архангельск : ИД САФУ, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312310 |
Л1.2 | О.И. Жуковский | Геоинформационные системы: учебное пособие | Томск: Эль Контент, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Д.А. Ловцов; А.М. Черных | Геоинформационные системы: учебное пособие | Москва: Российская академия правосудия, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Зеливянская О.Е. | Геоинформационные системы: лабораторный практикум | Ставрополь : СКФУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации | www.gisa.ru | ||
Э2 | NextGIS: Открытые геотехнологии: | nextgis.ru | ||
Э3 | QGIS: Свободная географическая информационная система с открытым кодом | qgis.org | ||
Э4 | GeoFAQ: советы по ГИС, САПР, СУБД | www.geofaq.ru | ||
Э5 | Лаборатория АгроГИС-технологий. Консультации по ГИС Калуга | npk-kaluga.ru | ||
Э6 | Открытая группа ВКонтакте «MapInfo» | vk.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) 2. Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 3. Corel DRAW Graphics Suite X5 Education License ML (61 - 300), серийный №LCCDGSX5MULAB (30 мест/лицензий). 4. MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830 5. ENVI №лицензия 503626 6. Surfer 10 (номер лицензии ws-119118-pjdc); 7. ArcGIS 10.3.1 (автаризационный номер лицензии EFL613246244); 8. Google Earth Pro (свободно распространяемое ПО). 9. QGIS (свободно распространяемое ПО). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Справочная информационная система ArcGIS Resources online: http://resources.arcgis.com/ru/help/ 2. Онлайн-энциклопедия «Вики-GIS-Lab»: http://wiki.gis-lab.info/w/Категория:Опубликованные_статьи |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
406М | лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед. |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала, с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или дополняет конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД. Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. 8.4. Методические указания обучающимся для подготовки рефератов. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |