Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Управление природопользованием |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_УП_12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Лабораторные | 44 | 44 | 44 | 44 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор
1.1. | организовать деятельность студентов по изучению методов создания ГИС и использования их для информационного обеспечения принятия решений в управлении природопользованием, получение практических навыков использования ГИС-технологий для решения конкретных задач в области природопользования и охраны окружающей среды. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | способностью применять современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации и для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности |
ПК-4 | способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы геоинформационных технологий, применяемых для решения профессиональных задач в сфере управления природопользованием |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | подбирать и применять методы геоинформатики, разрабатывать алгоритмы для решения прикладных задач в сфере управления природопользованием |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владения методами ГИС-анализа необходимыми для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Геонформационное обеспечение системы принятия решений в области природопользования | ||||||
1.1. | Существующее информационное обеспечение системы принятия решений в области природопользования | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Геоинформатика. Географические информационные системы. Геоинформационные технологии. Данные. Информация. Знания. Пространственные данные. Пространственные объекты. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Концептуальные модели представления географической информации в ГИС. Ввод данных в ГИС. Источники пространственных данных для ГИС. Устройства для преобразования аналоговой пространственной информации в цифровую форму. Программы-векторизаторы. Растровая и векторная модели пространственных данных. Тип геометрии и размерность вектоных данных. Пиксел и его пространственное разрешение. Грид. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.4. | Пространственная привязка и оцифровка топографической карты | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.5. | Хранение данных в ГИС. Функции системы управления базами данных (СУБД). Задачи и функции СУБД в ГИС. Основные модели баз данных. Базовые понятия реляционных баз данных. Язык реляционных баз данных SQL – функции и основные возможности. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.6. | Пространственная привязка и оцифровка почвенной карты. Заполнение атрибутивной базы данных | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.7. | Качество данных и контроль ошибок. Типы ошибок в данных и их источники. Позиционная точность данных. Точность атрибутивных данных. Логическая непротиворечивость, полнота, происхождение. Особенности интеграции разнотипных данных. Преобразование систем координат (проекций). Трансформирование векторных и растровых изображений. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.8. | Использование программы Google Earth для анализа и картографирования динамики географических объектов | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.9. | Создание аналитических карт по данным атрибутивных таблиц БД. Классификация. Метод уникальных (отдельных) значений. Интервальные шкалы: метод естественных интервалов, метод равных классов (или квантилей), метод равных интервалов, метод стандартных отклонений. Метод плотности точек. Метод масштабируемых символов. Локализованная диаграмма. Цветовая шкала | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.10. | Геоинформационное картографирование статистических данных | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.11. | Создание тематических карт на основе методов пространственного моделирования в ГИС. Математико-картографическое моделирование. Представление географических полей. Аппроксимация. Интерполяция на основе функции расстояний (по регулярной сетке) и триангуляция Делоне. Способы выбора точек для построения модели. Создание карт рельефа и произвольных карт на основе ЦМР. Построение изолинейных карт. Отображение рельефа шкалой послойной окраски. Построение карт светотеневой отмывки рельефа, углов наклона поверхности, экспозиции склона. | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.12. | Создение и анализ ЦМР ипроизводных от нее поверхностей методами триангуляции Делоне и растровой интерполяции Хатчинсона. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.13. | Автоматизированная генерализация тематических карт. Семантическая (для атрибутивных данных) и геометрическая (для позиционных данных) генерализация. Методы классификации для семантической генерализации. Элементы генерализации линий: упрощение, сглаживание, перемещение, структурирование, слияние, локальная обработка. Генерализация в интерактивном режиме. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.14. | Генерализация точечных, линейных и полигональных векторных объектов. Генерализация растров. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.15. | Картометрические функции. Измерение расстояний, площадей и периметров замкнутых контуров, и определение взаимного положения точечных, линейных и полигональных объектов (например, линий и полигонов). Определение положения центральной точки полигона и скелетизация. Построение системы картографических знаков и размещение надписей. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.16. | Рассчет геометрических характеристик пространственных объектов средствами ГИС. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. Использование ГИС в принятии управленческих решений | ||||||
2.1. | Использование ГИС в принятии управленческих решений | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.2. | Использование ГИС в принятии управленческих решений | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Геоинформационный анализ антропогенной трансформации ландшафтов территории административного района | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.4. | Базовые понятия и представления ГИСУП. Характеристика концепции ГИС в управлении природопользованием. Эволюционное развитие информационных методов исследования объектов, основанных на сочетании геоинформационных систем и управленческих информационных систем (АСУ). | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.5. | Аспекты и подходы к созданию ГИС УП. Основные аспекты создания элементов ГИСУП: инструментальный, технологический, технологический. Информационные технологии и их виды: инструментальные ГИС, ГИС-технологии, прикладные ГИС. Подходы к созданию ГИС управления природопользованием. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.6. | Составление аналитического обзора существующих примеров реализации ГИС для поддержки принятия управленческих решений в сфере природопользования. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.7. | Специфические особенности природопользования как объекта информационного управления. Содержание основных понятий и определений, которые формируют представление об управлении природопользованием как информационном процессе. Особенности современного подхода к управлению. Основные этапы технологии управления, как информационного процесса. Типы ГИСУП по технологическим этапам (по С. Л. Широковой, 2003). Характеристику принципиальной структуры ГИСУП. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.8. | Разработка блок-схеы структуры ГИС в управлении природпользованием. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.9. | Подходы к проектированию ГИСУП. Показатели, используемые в ГИСУП. Типы моделей в зависимости от характера оцениваемой информации. Отображение показателей качества окружающей среды. Подходы, используемые при анализе альтернативных стратегий управления. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.10. | Проектирование ГИС для решения прикладных задач в сфере управления природопользованием | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приводится в Приложениях |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К.В. Шошина, Р.А. Алешко | Геоинформационные системы и дистанционное зондирование.Ч.1.: учебное пособие | Архангельск : ИД САФУ, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312310 |
Л1.2 | О.И. Жуковский | Геоинформационные системы: учебное пособие | Томск: Эль Контент, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Д.А. Ловцов; А.М. Черных | Геоинформационные системы: учебное пособие | Москва: Российская академия правосудия, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Зеливянская О.Е. | Геоинформационные системы: лабораторный практикум | Ставрополь : СКФУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | GIS-Lab: Геоинформационные системы и Дистанционное зондирование Земли – неформальное сообще-ство специалистов в области ГИС и ДЗЗ | gis-lab.info | ||
Э2 | Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации | www.gisa.ru | ||
Э3 | NextGIS: Открытые геотехнологии: | nextgis.ru | ||
Э4 | QGIS: Свободная географическая информационная система с открытым кодом: | www.qgis.org | ||
Э5 | GeoFAQ: советы по ГИС, САПР, СУБД | www.geofaq.ru | ||
Э6 | Лаборатория АгроГИС-технологий. Консультации по ГИС Калуга: | npk-kaluga.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) 2. Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 3. Corel DRAW Graphics Suite X5 Education License ML (61 - 300), серийный №LCCDGSX5MULAB (30 мест/лицензий). 4. MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830 5. ENVI №лицензия 503626 6. Surfer 10 (номер лицензии ws-119118-pjdc); 7. ArcGIS 10.3.1 (автаризационный номер лицензии EFL613246244); 8. Google Earth Pro (свободно распространяемое ПО). 9. QGIS (свободно распространяемое ПО). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Справочная информационная система ArcGIS Resources online: http://resources.arcgis.com/ru/help/ 2. Онлайн-энциклопедия «Вики-GIS-Lab»: http://wiki.gis-lab.info/w/Категория:Опубликованные_статьи |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
406М | лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или дополняет конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на приобретение практических умений и навыков. Лабораторные занятия проводятся на компьютерах, что позволяет студентам привить практические навыки работы с различными ГИС-приложениями, получить опыт самостоятельной работы. Каждая лабораторная работа содержит название темы, практическое задание, описание порядка выполнения работы. В зависимости от подготовленности учебной группы и отдельных студентов преподаватель вправе перераспределить учебные часы между лабораторными работами. Справочный материал содержит сведения, необходимые студенту для выполнения лабораторной работы, а также может содержать пример выполнения задания. Задание выполняется студентом на компьютере и сохраняется в виде файла в папке, указанной преподавателем. Преподаватель проверяя результат задания, задает контрольные вопросы и просит выполнить отдельные операции, позволяющие выяснить степень самостоятельности выполнения и уровень овладения требуемыми умениями и навыками. 8.3. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие в лабораторных работах. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД. Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. |