МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Динамическая биохимия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биохим_Биотех-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 22 24 22
Сам. работа 49 43 49 43
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 100 108 100

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Динамическая биохимия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у обучающихся общие представления об обмене веществ и энергии в организме человекав в норме и патологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные процессы обмена веществ и энергии в организме человека;
общие принципы взаимосвязи метаболических путей и основные аспекты регуляции метаболизма;
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с биологическим материалом; эксплуатировать современное лабораторное оборудование и выполнять исследования по изучению процессов обмена веществ.
самостоятельно планировать и выполнять исследования в области биохимии человека; характеризовать причины и последствия нарушений обмена веществ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оценки показателей, отражающих состояние обмена веществ;
знаниями для планирования, реализации профессиональных мероприятий по изучению процессов обмена веществ; анализа и интерпретации полученных результатов.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в обмен веществ и энергии в организме.
1.1. Введение в обмен веществ и энергии. Анаболизм и катаболизм как составные части обмена веществ. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Взаимосвязи и регуляция обменных процессов: общие принципы взаимосвязи метаболических путей; центральные пути; взаимосвязь и особенности анаболизма и катаболизма; основные аспекты регуляции метаболизма; взаимопревращение веществ в процессе метаболизма. Сам. работа 4 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Обмен энергии.
2.1. Основные этапы энергетического обмена. Высокоэнергетические фосфаты. Роль АТФ в организме. Цикл Кребса. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Тканевое дыхание и окислительное фосфорилирование. Организация и функционирование дыхательной цепи. Механизм сопряжения окисления с фосфорилированием. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Количественное определение макроэргических соединений мышц (АТФ и креатинфосфата) Лабораторные 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Общая характеристика энергетического обмена. Биологическое окисление. Окислительное фосфорилирование. Свободное окисление. Сам. работа 4 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Обмен аминокислот и белков.
3.1. Переваривание белков и всасывание продуктов распада в желудочно-кишечном тракте. Гниение белков в кишечнике. Сам. работа 4 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Общие пути промежуточного обмена аминокислот в тканях. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Обмен белков и аминокислот. Определение белков в биологическом материале. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Обмен сложных белков. Обезвреживание аммиака в организме. Специфические пути обмена некоторых аминокислот. Патология азотистого обмена. Сам. работа 4 7 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Обмен углеводов.
4.1. Катаболизм углеводов: превращение углеводов в процессе пищеварения; внутриклеточный обмен углеводов. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Аэробное окисление углеводов. Цикл трикарбоновых кислот. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Анаболизм углеводов: глюконеогенез; гликогеногенез. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Катаболизм и анаболизм углеводов. Обнаружение гликогена в животных тканях. Определение глюкозы в сыворотке крови. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
4.5. Регуляция метаболизма углеводов. Нарушения углеводного обмена Сам. работа 4 4 ПК-2 Л1.1
Раздел 5. Обмен липидов.
5.1. Переваривание, всасывание и транспорт липидов. Внутриклеточный обмен липидов: катаболизм триацилглицеролов, окисление жирных кислот. Биосинтез липидов. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Обмен липидов. Определение содержания холестерина в сыворотке крови. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
5.3. Обмен липидов. Регуляция липидного обмена. Нарушения липидного обмена. Сам. работа 4 4 ПК-2 Л1.1
Раздел 6. Обмен нуклеотидов и нкулеиновых кислот.
6.1. Катаболизм пуринов и пиримидинов. Бисинтез нуклеотидов. Регуляция биосинтеза пуриновых и пиимидиновых нуклеотидов. Нарушение обмена нуклеотидов. Сам. работа 4 8 ПК-2 Л1.2, Л1.1
6.2. Обмен нуклеотидов и нуклеиновых кислот. Определение мочевой кислоты в биологическом материале. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Минеральный обмен.
7.1. Минеральные вещества в пищевых продуктах. Промежуточный обмен макро- и микроэлементов. Регуляция минерального и водно-солевого обмена. Нарушения минерального и водно-солевого обмена. Сам. работа 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
7.2. Минеральный обмен. Определение содержания кальция и фосфора в слюне. Лабораторные 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Экзамен.
8.1. Экзамен 4 27 ПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Плакунов В. К. , Николаев Ю. А. Основы динамической биохимии: учебное пособие М.: Логос, 2010, biblioclub.ru
Л1.2 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ершов Ю. А. Биохимия: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://elibrary.ru
Э2 http://medline.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
314Л лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка докладов и презентаций. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю.
Текущий контроль знаний осуществляется на каждом занятии в виде опроса в устной или письменной форме, а также в форме тестирования.
Выполнение индивидуальных заданий нацелено на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и лабораторных занятиях, и которые студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка задания предусматривает формирование навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы. Форма отчётности: доклад и презентация работы в мультимедийной программе.
Оценивание выполнения индивидуальных заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации;
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые задания и т.д.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».