МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Глобальные проблемы природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 62
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 62 62 62 62
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Скрипко В.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Глобальные проблемы природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2016-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.г.н., профессор Барышников Г.Я.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой д.г.н., профессор Барышников Г.Я.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов системное экологическое мышление, обеспечивающее комплексный подход к анализу глобальных проблем природопользования, устойчивого развития системы "природа - хозяйство - общество".

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
ПК-15 владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов
ПК-17 способностью решать глобальные и региональные геологические проблемы
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- определение понятия «глобальная проблема» применительно к природопользованию. Ключевые характеристики текущего состояния и основные пути решения глобальных проблем природопользования;
- теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов в объеме, необхо-димом для анализа глобальных проблем природопользования;
- базовые понятия и содержательную характеристику глобальных и региональных геоэкологических проблем;
- теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития в объеме, необходимом для анализа глобальных проблем природопользования
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять основные причины возникновения, давать комплексную характеристику глобальных проблем природопользования. Осуществлять поиск и отбор необходимой информации о текущем состоянии проблемы и путях ее решения;
- применять знания о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов для анализа глобальных проблем природопользования;
- развернуто анализировать глобальные и региональные геоэкологические проблемы;
- применять знания в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития для анализа глобальных проблем природопользования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- анализа глобальных проблем природопользования. Обладать опытом комплексной характеристики отдельно взятой проблемы и навыками обоснованного выбора мероприятий по ее решению на примере отдельного региона, с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта;
- навыками анализа глобальных проблем природопользования с использованием теоретических основ биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов;
- комплексом подходов и методов к анализу глобальных и региональных геоэкологических проблем;
- навыками анализа глобальных проблем природопользования с использованием знаний в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие о глобальных проблемах природопользования
1.1. Глобальные проблемы, стоящие перед человечеством. Классификация глобальных проблем Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Глобальные проблемы, стоящие перед человечеством. Классификация глобальных проблем Практические 4 2 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Глобальные проблемы, стоящие перед человечеством. Классификация глобальных проблем Сам. работа 4 4 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Основные причины возникновения глобальных проблем природопользования Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Основные причины возникновения глобальных проблем природопользования Практические 4 2 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Основные причины возникновения глобальных проблем природопользования Сам. работа 4 4 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Характеристика отдельных глобальных проблем природопользования
2.1. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Коэволюция биосферы и человечества. Формирование современных представлений о сбалансированном развитии человечества. Концепция рационального природопользования, основанная на идее сохранения естественного круговорота веществ, биоразнообразия и естественного механизма саморегуляции биосферы. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Влияние на развитие биосферы деятельности человека. Практические 4 2 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Коэволюция биосферы и человечества. Формирование современных представлений о сбалансированном развитии человечества. Концепция рационального природопользования, основанная на идее сохранения естественного круговорота веществ, биоразнообразия и естественного механизма саморегуляции биосферы. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Влияние на развитие биосферы деятельности человека. Сам. работа 4 4 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Рациональное использование природных ресурсов Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Принципы рационального природопользования. Использование естественных ресурсов, как основа природопользования. Использование природных ресурсов в процессе производства. Концепция ресурсных циклов. Эколого-географические принципы ресурсопользования. Комплексный подход к изучению и использованию природных ресурсов. Регламентация исопльзования природных ресурсов. Практические 4 4 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Принципы рационального природопользования. Использование естественных ресурсов, как основа природопользования. Использование природных ресурсов в процессе производства. Концепция ресурсных циклов. Эколого-географические принципы ресурсопользования. Комплексный подход к изучению и использованию природных ресурсов. Регламентация исопльзования природных ресурсов. Сам. работа 4 4 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Глобальная проблема загрязнения атмосферного воздуха Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Основные источники загрязнения. Кислотные дожди. Трансграничный перенос загрязнений. Международное регулирование отношений, возникающих по поводу трансграничного переноса. Очистка выбросов. Загрязнение воздуха от автотранспорта. Фотохимический смог. Загрязнение тяжелыми металлами. Мониторинг состояния атмосферного воздуха. Предельно допустимые концентрации (ПДК). Контроль загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Практические 4 4 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Основные источники загрязнения. Кислотные дожди. Трансграничный перенос загрязнений. Международное регулирование отношений, возникающих по поводу трансграничного переноса. Очистка выбросов. Загрязнение воздуха от автотранспорта. Фотохимический смог. Загрязнение тяжелыми металлами. Мониторинг состояния атмосферного воздуха. Предельно допустимые концентрации (ПДК). Контроль загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Сам. работа 4 4 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Изменение климата. Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Возможные причины, прогнозы, социально-экономические и экологические последствия изменения климата. Практические 4 2 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Возможные причины, прогнозы, социально-экономические и экологические последствия изменения климата. Сам. работа 4 4 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. Глобальная проблема загрязнения гидросферы. Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.14. Проблема загрязнения вод Мирового океана и ее социально-экономические последствия. Проблемы загрязнения морских побережий. Обеспеченность ресурсами пресных вод и их использование. Ухудшения качества поверхностных вод суши. Практические 4 2 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.15. Проблема загрязнения вод Мирового океана и ее социально-экономические последствия. Проблемы загрязнения морских побережий. Обеспеченность ресурсами пресных вод и их использование. Ухудшения качества поверхностных вод суши. Сам. работа 4 4 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.16. Угроза нехватки пресной воды в аридных регионах мира. Практические 4 2 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.17. Проблема истощения земельных ресурсов и ресурсов недр Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.18. Загрязнение почв. Деградации земель и опустынивание. Проблемы истощения земельных ресурсов различных регионов мира. Проблемы истощения минеральных ресурсов недр. Практические 4 2 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.19. Загрязнение почв. Деградации земель и опустынивание. Проблемы истощения земельных ресурсов различных регионов мира. Проблемы истощения минеральных ресурсов недр. Сам. работа 4 4 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.20. Проблемы истощения ресурсов биосферы. Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.21. Общая характеристика ресурсов биосферы. Обезлесение: основные причины и последствия. Уменьшение и потеря видового разнообразия. Деградация и утрата местообитаний. Сохранение биологического разнообразия. Генетически модифицированные организмы. Практические 4 2 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.22. Общая характеристика ресурсов биосферы. Обезлесение: основные причины и последствия. Уменьшение и потеря видового разнообразия. Деградация и утрата местообитаний. Сохранение биологического разнообразия. Генетически модифицированные организмы. Сам. работа 4 6 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.23. Проблема увеличения численности населения Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.24. Проблема перенаселенности. Демографические кризисы в истории человечества. Современное состояние продовольственной проблемы. Практические 4 2 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.25. Проблема перенаселенности. Демографические кризисы в истории человечества. Современное состояние продовольственной проблемы. Сам. работа 4 6 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.26. Урбанизация как глобальная проблема природопользования Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.27. Сельское и городское расселение. Функции городов. Основные исторические этапы формирования городского расселения. Стадии урбанизации. Проблемы регулирования урбанизации. Экологическая ситуация в городах. Конструирование экологически благоприятной городской среды. Практические 4 2 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.28. Сельское и городское расселение. Функции городов. Основные исторические этапы формирования городского расселения. Стадии урбанизации. Проблемы регулирования урбанизации. Экологическая ситуация в городах. Конструирование экологически благоприятной городской среды. Сам. работа 4 6 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Пути решения глобальных проблем природопользования
3.1. Пути решения глобальных проблем природопользования Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Особенности реализации природоохранных мер в развитых странах Западной Европы и Северной Америки. Природоохранные программы стран Латинской Америки и Карибского региона. Природоохранные тенденции государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Проблемы реализации природоохранных задач в африканских странах. Пути решения и глобальных экологических проблем в полярном регионе. Практические 4 2 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Особенности реализации природоохранных мер в развитых странах Западной Европы и Северной Америки. Природоохранные программы стран Латинской Америки и Карибского региона. Природоохранные тенденции государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Проблемы реализации природоохранных задач в африканских странах. Пути решения и глобальных экологических проблем в полярном регионе. Сам. работа 4 6 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем природопользования Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Развитие международного сотрудничества в области рационального использования природных ресурсов и сохранения среды обитания. Международные природоохранные организации. Глобальная система мониторинга окружающей среды. Международные программы, договоры и конвенции в области охраны окружающей среды. Роль международных фондов в решении глобальных экологических проблем. Глобальная экологическая перспектива. Практические 4 2 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Развитие международного сотрудничества в области рационального использования природных ресурсов и сохранения среды обитания. Международные природоохранные организации. Глобальная система мониторинга окружающей среды. Международные программы, договоры и конвенции в области охраны окружающей среды. Роль международных фондов в решении глобальных экологических проблем. Глобальная экологическая перспектива. Сам. работа 4 6 ОПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Глобальные проблемы, стоящие перед человечеством. Классификация глобальных проблем
2. Основные причины возникновения глобальных проблем природопользования
3. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
4. Гипотезы происхождения жизни на Земле.
5. Коэволюция биосферы и человечества. Формирование современных представлений о сбалансированном развитии человечества.
6. Концепция рационального природопользования.
7. Влияние на развитие биосферы деятельности человека.
8. Рациональное использование природных ресурсов
9. Концепция ресурсных циклов. Эколого-географические принципы ресурсопользования.
10. Регламентация использование природных ресурсов.
11. Глобальная проблема загрязнения атмосферного воздуха
12. Трансграничный перенос загрязнений. Международное регулирование отношений, возникающих по поводу трансграничного переноса.
13. Загрязнение воздуха от автотранспорта. Фотохимический смог. Загрязнение тяжелыми металлами. Очистка выбросов.
14. Мониторинг состояния атмосферного воздуха. Предельно допустимые концентрации (ПДК). Контроль загрязнения воздуха. Озоновые дыры.
15. Изменение климата: причины, прогнозы, социально- экономические и экологические последствия.
16. Глобальная проблема загрязнения гидросферы. Проблема загрязнения вод Мирового океана.
17. Обеспеченность ресурсами пресных вод и их использование. Ухудшения качества поверхностных вод суши.
18. Угроза нехватки пресной воды в аридных регионах мира.
19. Проблема истощения земельных ресурсов Загрязнение почв. Деградации земель и опустынивание.
20. Проблемы истощения минеральных ресурсов недр.
21. Проблемы истощения ресурсов биосферы.
22. Сохранение биологического разнообразия.
23. Генетически модифицированные организмы.
24. Проблема увеличения численности населения
25. Демографические кризисы в истории человечества.
26. Современное состояние продовольственной проблемы.
27. Урбанизация как глобальная проблема природопользования
28. Экологическая ситуация в городах. Конструирование экологически благоприятной городской среды.
29. Пути решения глобальных проблем природопользования. Особенности реализации природоохранных мер в регионах мира.
30. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем природопользования
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
2. Концепция коэволюции биосферы и человечества.
3. Влияние деятельности человека на биосферу.
4. Концепция ресурсных циклов.
5. Загрязнение атмосферного воздуха.
6. Трансграничный перенос атмосферных загрязнений.
7. Озоновые дыры.
8. Изменение климата: причины и последствия.
9. Загрязнение вод Мирового океана.
10. Ухудшения качества поверхностных вод суши.
11. Водные проблемы в аридных регионах мира.
12. Истощение земельных ресурсов.
13. Истощение минеральных ресурсов недр.
14. Истощение ресурсов биосферы.
15. Сохранение биологического разнообразия.
16. Генетически модифицированные организмы.
17. Проблема роста численности населения мира.
18. Урбанизация.
19. Экологическая ситуация в городах.
20. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем природопользования.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложениях.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Э. П. Романова Глобальные геоэкологические проблемы : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0F9EF39F-123F-45E1-B138-91377E407DB0
Л1.2 Зеленская Т.Г., Лысенко И.О., Степаненко Е.Е., Окрут С.В Современные проблемы экологии и природопользования: Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Ф. Кефели, Р. С. Выходец Глобалистика. Экополитология : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/450522AF-9135-443A-99A2-674873996EF3
Л2.2 А.М. Русанов, М.А. Булгакова Современные проблемы экологии и природопользования: ОГУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Ms Office, Word, Exсel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/
Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1
http://biodat.ru – BioDat.
Каталог информационных ресурсов BioDat и Internet, который поможет сориентироваться во множестве различных баз данных, справочников, информационных и аналитических материалов по экологии.
http://www.zelife.ru - "Зелёная жизнь" - экологический портал.
Материалы о защите окружающей среды, экологии планеты и человека. Справочные материалы, статистическая информация и рейтинги. Экологические карты.
http://oopt.info - Информационно-справочная система «ООПТ России».
Интернет-ресурс «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ», целью которого является распространение научной, технической и популярной информации о российских особо охраняемых природных территориях (ООПТ) через Интернет.
Проблемы устойчивого развития //
http://www.russ.ru/politics/20020902-gro.html
РИО+10: Полезные материалы и ссылки //
http://rio10.cis.lead.org/ref.htm
Что такое устойчивое развитие? //
http://alkir.narod.ru/sd-article.html
Documents relating to Sustainable Development //
http://www.laetusinpraesens.org/themes/azsusta.php

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.