МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Землепользование и оценка земель

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ПП-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.-х.н., старший преподаватель, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Землепользование и оценка земель

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2015-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.г.н.,профессор Барышников Г.Я.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой д.г.н.,профессор Барышников Г.Я.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Учебная дисциплина «Землепользование и оценка земель» имеет целью формирование системных знаний в области оценки, теории и практики управления земельными ресурсами, приобретении теоретических знаний в области управления земельными ресурсами необходимых для применения их в практической деятельности.
Задачами дисциплины являются:
- изучение теоретических основ землепользования, формирование представления об инфраструктуре землепользования;
- изучение основных подходов и методик проведения оценки земли;
- развитие умений принятия и реализации управленческих решений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владением профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования
ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретических основы землепользования, объекты и субъекты земельных отношений;
- иметь представления об инфраструктуре землепользования;
- функции и характеристики земли, ее физические и экономические качества;
- назначение земель по видам (категориям) и целевому назначению;
- земельное законодательство;
- этапы развития земельных отношений;
- формы землепользования;
- структуру земель по формам собственности на землю;
- виды прав на земельные участки;
- систему управления земельными ресурсами
- основы государственного регулирования землепользования;
- зарубежный опыт землепользования;
- основные подходы и методики проведения оценки земли.
3.2.Уметь:
3.2.1.- оперировать понятиями и категориями в области земельных отношений;
- определять правовой статус земельного участка и его разрешенного пользования;
- применять основные положения законодательства при распределении земель по формам собственности;
- выделять основные параметры контроля над землепользованием;
- работать с земельным кодексом РФ, правовыми актами и постановлениями в сфере земельных отношений;
- использовать данные, полученные в ходе проведения федерального, регионального и локального мониторинга земель;
- выделать основные показатели общей и частной оценки земель;
- осуществлять бонитировку почв;
- проводить оценку земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, особо охраняемых территорий, земель водного и лесного фонда по их основным группам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть теоретическими и методологическими основами оценки земель;
- навыками анализа различных правовых явлений, правовых норм и правовых отношений в области земельных отношений;
- навыками оценки земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, особо охраняемых территорий, земель водного и лесного фонда.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение в курс Лекции 8 1 ОПК-3 Л1.3
Раздел 2. Содержание и формы землепользования
2.1. Этапы развития земельных отношений. Формы землепользования. Лекции 8 1 ОПК-3 Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.2. Этапы развития земельных отношений. Формы землепользования. Практические 8 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
2.3. Этапы развития земельных отношений. Формы землепользования. Сам. работа 8 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
2.4. Структура земель по формам собственности на землю. Возникновение прав на землю. Предоставление земельных участков Лекции 8 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
2.5. Структура земель по формам собственности на землю. Возникновение прав на землю. Предоставление земельных участков Практические 8 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
2.6. Структура земель по формам собственности на землю. Возникновение прав на землю. Предоставление земельных участков Сам. работа 8 4 ОПК-3
Раздел 3. Государственное регулирование землепользования
3.1. Система управления земельными ресурсами Лекции 8 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л2.2
3.2. Система управления земельными ресурсами Практические 8 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
3.3. Система управления земельными ресурсами Сам. работа 8 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
3.4. Формы платы за землю в РФ: земельный налог, арендная плата Лекции 8 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
3.5. Формы платы за землю в РФ: земельный налог, арендная плата Сам. работа 8 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2
3.6. Контроль над землепользованием. Государственный мониторинг земель Лекции 8 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.7. Контроль над землепользованием. Государственный мониторинг земель Сам. работа 8 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Государственная оценка земель
4.1. Теоретические основы оценки земель Лекции 8 1 ОПК-3
4.2. Теоретические основы оценки земель Практические 8 4 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.3. Теоретические основы оценки земель Сам. работа 8 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.4. Методологические основы оценки земель. Бонитировка Лекции 8 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.5. Методологические основы оценки земель. Бонитировка Практические 8 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.6. Методологические основы оценки земель. Бонитировка Сам. работа 8 6 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.7. Оценка земель сельскохозяйственного назначения, населе Лекции 8 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.8. Оценка земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности Оценка земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности Практические 8 6 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.9. Оценка земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности Сам. работа 8 6 ОПК-3 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для контроля:
1. Сущность понятия «землепользование». Цель и задачи дисциплины «землепользование и оценка земель».
2. Объекты и субъекты земельных отношений, их характеристики.
3. Функции и характеристики земли.
4. Физические и экономические качества земли.
5. Целевое назначение земель – понятие, предназначение, правовое регулирование.
6. Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель.
7. Структура земельного фонда Алтайского края по категориям земель.
8. Основные понятия категорий земель действующих на территории России, в рамках действующего Земельного кодекса страны.
9. Определения и состав земель сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов.
10. Определения и состав земель промышленности и иного специального назначения; земель особо охраняемых территорий и объектов.
11. Определения и состав земель лесного фонда; водного фонда; земель запаса.
12. Правовой механизм изменения категории земель.
13. Основные положения по отнесению и переводу земель из одной категории в другую.
14. Причины отказа в переводе земель из одной категории в другую.
15. Состав земельного законодательства в Российской Федерации.
16. Зарубежный опыт землепользования.
17. Современные проблемы в области землепользования, регистрации собственности на землю, и разграничения федеральной собственности.
18. Этапы развития земельных отношений.
19. Современные формы землепользования, их особенности.
20. Раскрыть сущность понятий «владение», «пользование землей», «распоряжение», «частная собственность на землю», «государственная собственность на землю».
21. Виды государственной собственности, особенности их разграничения.
22. Федеральная собственность, особенности ее разграничения.
23. Муниципальная собственность, особенности ее разграничения.
24. Собственность субъектов Российской Федерации, особенности ее разграничения.
25. Частная собственность. Виды частной собственности, их особенности.
26. Виды прав на земельные участки, их особенности.
27. Возникновение прав на землю. Законы, регламентирующие возникновение прав на землю.
28. Перечень земель, изъятых из оборота, согласно ЗК РФ.
29. Перечень земель, ограниченных в обороте, согласно ЗК РФ.
30. Нормирование земель. Максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.
31. Особенности купли-продажи земельных участков, предусмотренные ЗК РФ.
32. Общий порядок организации и проведения земельных торгов, аукционов.
33. Система управления земельными ресурсами РФ.
34. Земельный налог - как форма платы за землю. Налоговая база, порядок ее определения. Налоговые ставки.
35. Арендная плата - как форма платы за землю. Формы арендной платы.
36. Порядок осуществления государственного земельного контроля. Органы, осуществляющие земельный контроль.
37. Государственный мониторинг земель. Задачи мониторинга земель.
38. Виды мониторинга. Периодичность проведения мониторинга.
39. Раскройте сущность понятий «оценка земли», «оценочная стоимость земельного участка», «стоимость земельного ресурса», «цена земельного ресурса», «земельная рента».
40. Основные показатели общей оценки земель, их характеристики.
41. Основные показатели частной оценки земель, их характеристики.
42. Перечень земельно-оценочных работ.
43. Бонитировка почв, ее задачи, критерии.
44. Особенности проведения бонитировки почв.
45. Экономическая оценка земель. Показатели экономической оценки земель.
46. Оценка земель сельскохозяйственного назначения, ее особенности.
47. Оценка особо охраняемых территорий, земель водного и лесного фонда I группы, ее особенности.
48. Расчет удельного показателя стоимости земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов).
49. Расчет удельного показателя стоимости (УПС) земель природоохранного назначения.
50. Расчет удельного показателя стоимости (УПС) земель пригородных зеленых зон.
51. Расчет удельного показателя стоимости (УПС) земель под учебно-туристическими тропами, трассами.
52. Расчет удельного показателя стоимости (УПС) земель историко-культурного назначения.
53. Удельные показатели стоимости особо охраняемых территорий, земель водного и лесного фонда II группы
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменный опрос по темам:
1. Правовой механизм отнесения и перевода земель к различным категориям.
2. Целевое назначение и категории земель, действующие на территории России.
3. Структура земель по формам собственности на землю. Виды прав на земельные участки.
4. Формы платы за землю.
5. Порядок осуществления государственного контроля над землепользованием.
6. Теоретические и методологические основы оценки земель. Бонитировка.

Темы рефератов:
7. Соотношение понятий «целевое назначение» и «разрешенное использование» земельного участка
8. Предварительное согласование места размещения объекта недвижимости как процессуальный элемент предоставления земельного участка
9. Основания прекращения прав на землю, предусмотренные ст.ст. 44-47 Земельного кодекса РФ и возможность их систематизации
10. Ограничение прав на землю, предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса РФ и другими федеральными законами
11. Порядок организации и проведения аукционов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практическое занятие №1. Тема: «Объекты земельных отношений. Состав земель. Категории земель».
1) Объекты и субъекты земельных отношений.
2) Функции и характеристики земли.
3) Физические и экономические качества земли.
4) Целевое назначение земель.
5) Правовой механизм отнесения и перевода земель к различным категориям.
6) Земельное законодательство.
7) Зарубежный опыт землепользования. Современные проблемы земельных отношений в России


8) Структура земельного фонда Алтайского края по категориям земель.
9) Структура земельного фонда г. Барнаула по категориям земель.

Коллоквиум 1. Объекты земельных отношений. Состав земель. Категории земель
1. Сущность понятия «землепользование». Цель и задачи дисциплины «землепользование и оценка земель».
2. Объекты и субъекты земельных отношений, их характеристики.
3. Функции и характеристики земли.
4. Физические и экономические качества земли.
5. Целевое назначение земель – понятие, предназначение, правовое регулирование.
6. Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель.
7. Структура земельного фонда Алтайского края по категориям земель.
8. Основные понятия категорий земель действующих на территории России, в рамках действующего Земельного кодекса страны.
9. Определения и состав земель сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов.
10. Определения и состав земель промышленности и иного специального назначения; земель особо охраняемых территорий и объектов.
11. Определения и состав земель лесного фонда; водного фонда; земель запаса.
12. Правовой механизм изменения категории земель.
13. Основные положения по отнесению и переводу земель из одной категории в другую.
14. Причины отказа в переводе земель из одной категории в другую.
15. Состав земельного законодательства в Российской Федерации.
16. Зарубежный опыт землепользования.
17. Современные проблемы в области землепользования, регистрации собственности на землю, и разграничения федеральной собственности.

РАЗДЕЛ 2. Содержание и формы землепользования
Практическое занятие №2. Тема: «Этапы развития земельных отношений. Формы землепользования. Структура земель по формам собственности на землю. Этапы развития земельных отношений.
1) Формы землепользования.
2) Структура земель по формам собственности на землю.
3) Структура земельного фонда РФ по категориям земель.
4) Структура земельного фонда Алтайского края по категориям земель.
5) Структура земельного фонда г. Барнаула по категориям земель.

Практическое занятие №3. Тема: «Возникновение прав на землю. Предоставление земельных участков»

6) Возникновение прав на землю. Виды прав на земельные участки: постоянное (бессрочное) пользование, пожизненно наследуемое владение, аренда, безвозмездное срочное пользование земельными участками, частный сервитут, публичный сервитут.
7) Предоставление земельных участков. Приобретения прав на земельные участки. Причины отказа в предоставлении в собственность земельных участков.
8) Порядок организации и проведения земельных торгов, конкурсов, аукционов.

РАЗДЕЛ 3. Государственное регулирование землепользования
Практическое занятие №4. Тема: «Система управления земельными ресурсами».

1) Система управления земельными ресурсами: Министерство экономического развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ.


Практическое занятие №5. Тема: «Формы платы за землю в РФ: земельный налог, арендная плата»
1) Формы платы за землю в РФ: земельный налог (налоговая база, налоговая ставка), арендная плата.
2) Контроль над землепользованием. Группы органов специальной компетенции, осуществляющей земельный контроль.
3) Государственный мониторинг земель.

Коллоквиум 2. Собственность на землю. Государственное регулирование землепользования

1. Этапы развития земельных отношений.
2. Современные формы землепользования, их особенности.
3. Раскрыть сущность понятий «владение», «пользование землей», «распоряжение», «частная собственность на землю», «государственная собственность на землю».
4. Виды государственной собственности, особенности их разграничения.
5. Федеральная собственность, особенности ее разграничения.
6. Муниципальная собственность, особенности ее разграничения.
7. Собственность субъектов Российской Федерации, особенности ее разграничения.
8. Частная собственность. Виды частной собственности, их особенности.
9. Виды прав на земельные участки, их особенности.
10. Возникновение прав на землю. Законы, регламентирующие возникновение прав на землю.
11. Перечень земель, изъятых из оборота, согласно ЗК РФ.
12. Перечень земель, ограниченных в обороте, согласно ЗК РФ.
13. Нормирование земель. Максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.
14. Особенности купли-продажи земельных участков, предусмотренные ЗК РФ.
15. Общий порядок организации и проведения земельных торгов, аукционов.
16. Система управления земельными ресурсами РФ.
17. Земельный налог - как форма платы за землю. Налоговая база, порядок ее определения. Налоговые ставки.
18. Арендная плата - как форма платы за землю. Формы арендной платы.
19. Порядок осуществления государственного земельного контроля. Органы, осуществляющие земельный контроль.
20. Государственный мониторинг земель. Задачи мониторинга земель.
21. Виды мониторинга. Периодичность проведения мониторинга.

РАЗДЕЛ 4. Государственная оценка земель
4) Практическое занятие №5. Тема: «Теоретические и методологические основы оценки земель. Бонитировка».
5) Теоретические основы оценки земель.
6) Методологические основы оценки земель. Общая и частная оценка земель.
7) Бонитировка почв.
8) Оценка земель сельскохозяйственного назначения.
9) Оценка особо охраняемых территорий, земель водного и лесного фонда.
Коллоквиум 3. Государственная оценка земель

1. Раскройте сущность понятий «оценка земли», «оценочная стоимость земельного участка», «стоимость земельного ресурса», «цена земельного ресурса», «земельная рента».
2. Основные показатели общей оценки земель, их характеристики.
3. Основные показатели частной оценки земель, их характеристики.
4. Перечень земельно-оценочных работ.
5. Бонитировка почв, ее задачи, критерии.
6. Особенности проведения бонитировки почв.
7. Экономическая оценка земель. Показатели экономической оценки земель.
8. Оценка земель сельскохозяйственного назначения, ее особенности.
9. Оценка особо охраняемых территорий, земель водного и лесного фонда I группы, ее особенности.
10. Расчет удельного показателя стоимости земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов).
11. Расчет удельного показателя стоимости (УПС) земель природоохранного назначения.
12. Расчет удельного показателя стоимости (УПС) земель пригородных зеленых зон.
13. Расчет удельного показателя стоимости (УПС) земель под учебно-туристическими тропами, трассами.
14. Расчет удельного показателя стоимости (УПС) земель историко-культурного назначения.
15. Удельные показатели стоимости особо охраняемых территорий, земель водного и лесного фонда II группы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Антонов В.П., Лойко П.Ф. Оценка природных ресурсов: пособие Институт оценки природных ресурсов, 2002
Л1.2 Колесникова Е.Г. Оценка земель сельскохозяйственного назначения (на примере Кемеровской области): учеб. пособие Кузбассвузиздат, 2004
Л1.3 Васильева Н.В. Основы землепользования и землеустройства: Учебник и практикум Издательство Юрайт, 2017 urait.ru
Л1.4 Васильева Н.В. Основы землепользования и землеустройства: Учебник и практикум: Учебник и практикум Юрайт, , 2017 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Земельные ресурсы России: интерактивное наглядное пособие (CD-ROM) Москва: Дрофа, 2006
Л2.2 Зотов В. Б., Козлов А. А. Управление землепользованием в крупном городе (практика, проблемы): учебник : Прима-Пресс, 1998
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Реестр почвенных ресурсов России 3. http://egrpr.esoil.ru/download/egrpr_v1.pdf
Э2 Курс в Moodle "Землепользование и оценка земель" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://egrpr.esoil.ru/download/egrpr_v1.pdf Реестр почвенных ресурсов России.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов


8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.