Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 21.03.02. Землеустройство и кадастры |
Профиль | Управление земельными ресурсами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 21_03_02_УЗР-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Геннадий Яковлевич д.г.н., профессор
1.1. | Целью дисциплины является обеспечение системного овладение студентами в области геологии, представлениями о минералах, горных породах, неблагоприятных и опасных геологических явлений для оценки территорий, представлениями об основных свойствах грунтов и современных методов мелиорации грунтов в различных условиях и местоположении. Формирование умений применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | способностью использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основы терминологического и понятийного научного языка инженерной геологии; - знать современные технологии проектных и кадастровых работ; - базовые классификации и способы классифицирования грунтов; - основные способы картографического изображения инженерно-геологических условий; - главные инженерно-геологические процессы и явления, фундаментальные законы, их описывающие планетарные закономерности широтной, высотной и вертикальной зональности процессов обусловленные воздействием геосфер; - существующие методы инженерно-геологических исследований |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать знания современных технологий проектных и кадастровых работ в инженерной геологии; - определять минералы и горные породы по их физическим свойствам и происхождению; - понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области инженерной геологии; - строить типовые инженерно-геологические карты и разрезы и уметь их анализировать; - формулировать по карте задачи проектирования заданного целевого назначения; - рассчитать типовыми методами типовые инженерно-геологические задачи; - оценивать особенности инженерно-геологических условий при проведении проектных и кадастровых работ; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами; - по оценке инженерно-геологических особенностей горных пород и грунтов различного генезиса; - лабораторными и полевыми методами инженерно-геологических исследований различных типов; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Общие понятия, терминология, научные направления | ||||||
1.1. | Введение. Общие понятия, терминология, научные направления | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Введение. Общие понятия, терминология, научные направления | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Введение. Общие понятия, терминология, научные направления | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Минеральный и петрографический состав земной коры. | ||||||
2.1. | Минеральный и петрографический состав земной коры. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Минеральный и петрографический состав земной коры. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Минеральный и петрографический состав земной коры. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Инженерно-геологические классификации горных пород. | ||||||
3.1. | Инженерно-геологические классификации горных пород. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Инженерно-геологические классификации горных пород. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Инженерно-геологические классификации горных пород. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Физические и механические свойства грунтов. | ||||||
4.1. | Физические свойства грунтов. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Физические свойства грунтов. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Физические свойства грунтов. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.4. | Механические свойства грунтов. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.5. | Механические свойства грунтов. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.6. | Механические свойства грунтов. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Геологические процессы и явления. Причины, факторы, условия, закономерности развития. | ||||||
5.1. | Геологические процессы и явления. Причины, факторы, условия, закономерности развития. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Геологические процессы и явления. Причины, факторы, условия, закономерности развития. | Практические | 1 | 4 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Геологические процессы и явления. Причины, факторы, условия, закономерности развития. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Инженерно-геологические исследования. | ||||||
6.1. | Инженерно-геологические исследования. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Инженерно-геологические исследования. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
6.3. | Инженерно-геологические исследования. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 7. Экологическая инженерная геология. | ||||||
7.1. | Экологическая инженерная геология. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
7.2. | Экологическая инженерная геология. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
7.3. | Экологическая инженерная геология. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
7.4. | Подготовка к зачету. | Сам. работа | 1 | 12 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Укажите основные этапы возникновения и развития инженерной геологии как науки. 2. Что собой представляет объект инженерной геологии? 3. Охарактеризуйте предмет инженерной геологии. 4. Дайте определение инженерно-геологических условий. 5. Что такое геологическая обстановка? 6. Назовите и охарактеризуйте основные генетические разновидности горных пород. 7. Что называется грунтом в инженерной геологии? 8. Какие компоненты входят в состав грунта? 9. Чем различается строение различных генетических типов грунтов? 10. Объясните взаимосвязь между строением и свойствами грунтов. 11. Каковы основные типы внутренних связей в грунтх? 12. Дайте характеристику генетических процессов, влияющих на формирование связей в грунтах. 13. От чего зависят теплофизические и электрические свойства грунтов? 14. Дайте определение плотности грунта, плотности сухого грунта и плотности частиц грунта. 15. Что характеризует гранулометрический состав грунтов? 16. Объясните суть процессов выветривания горных пород. 17. Что такое элювий и как он образуется? 18. Объясните механизм действия температуры и воды в процессах выветривания. 19. Приведите примеры негативных проявлений ветровой деятельности. 20. В чем заключается суть плоскостного размыва и образования делювия? 21. Что такое струйная эрозия? 22. Назовите и охарактеризуйте стадии развития оврага. 23 Назовите факторы, которые формируют среду для проявлений склоновых процессов. 24. Каким образом тектонические факторы сказываются на интенсивности склоновых процессов? 25. Дайте характеристику основным причинам образования оползней. 26. Какие условия выполнения исследований относятся к природным? 27. Как рельеф и геоморфологические условия влияют на выполнение исследований? 28. Назовите и дайте характеристику основных методов исследования в инженерной геологии. 29. В чем заключается цель инженерно -геологического описания пород? 30. Для чего предназначены буровые и геофизические работы среди комплекса инженерно-геологических изысканий? 31. Как выполняются наблюдения за развитием деформаций и осадок сооружений? |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Ученые, внесшие вклад в развитие инженерной геологии. 2. Вклад ученых ТПУ в развитие инженерной геологии. 3. История одного открытия в геологии и инженерной геологии. 4. Современные методы прогноза землетрясений. 5. Обзор зарубежных методов инженерно-геологических исследований. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Программа ФОС по дисциплине "Инженерная геология" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Макаров К. Н. | Инженерная геодезия: Учебник для вузов | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Т.В. Дегтярева | Почвоведение и инженерная геология: Учебное пособие | СКФУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кузнецов О. Ф. , Куделина И. В. , Галянина Н. П. | Инженерные геолого-геодезические изыскания: Учебное пособие | Оренбургский государственный университет, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Кузнецов О. Ф. | Инженерная геодезия: учебное пособие | Инфра-Инженерия, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ. ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА | pstu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Обучение дисциплине предполагает изучения курса на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы. Аудиторные занятия проходят в форме лекций, лабораторных занятий. Самостоятельная работа включает самоподготовку к лекционным и лабораторным занятиям, к контрольным опросам (тестированиям). Процесс организации работы обучающегося в зависимости от вида учебного занятия приведен далее: Лекция – вид аудиторного учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических и проблемных вопросов в концентрированной, логической форме, а также в оценке практического использования теоретических концепций дисциплины. Лекционный материал является базовым, с которого необходимо начать освоение соответствующего раздела или темы. Написание конспекта лекций должно быть кратким, схематичным и последовательным, фиксировать основные положения, формулировки, выводы, помечать важные мысли. Выделять ключевые слова и термины. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Лабораторное занятие – это форма учебного занятия, имитирующего реальные условия решения конкретных практических задач с использованием теоретических концепций дисциплины, ориентированного на формирование навыков самостоятельной работы обучающихся, приобретения и развития у них умений и навыков практической деятельности. Лабораторное занятие предполагает работу с методическими указаниями и необходимым лабораторным оборудованием подготовку отчетов и защиту лабораторных работ, подготовку ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы В процессе выполнения лабораторной работы студент приобретает навыки исследовательской деятельности, учится делать выводы по результатам исследований и закрепляет теоретические знания по определенной теме. Самостоятельная работа студентов состоит в изучении тем дисциплины, которые не вошли в лекционный курс или были рассмотрены не в полном объеме, но имеют важное значение. Самостоятельная работа включает: чтение основной и дополнительной литературы – самостоятельное изучение материала по рекомендуемым литературным источникам; работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы; поиск необходимой информации в сети Интернет; конспектирование источников; подготовка к различным формам текущей и промежуточной аттестации (к реферату, тестированию, к защите лабораторных работ. Для более углубленного изучения материала дисциплины задания рекомендуется выполнять параллельно с изучением тем и разделов дисциплины. Учебный материал учебной дисциплины «Инженерная геология», предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. |