Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Прикладная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ПФ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова
1.1. | Обеспечить тесную связь между научно-теоретической и практической подготовкой студентов. ознакомить студентов с лингвистическим содержанием школьного курса русского языка, помочь им в освоении научной методики его преподавания и в приобретении первоначальных технических навыков работы учителя, ознакомить студентов с внеклассной работой по русскому языку. Способствовать освоению студентами частных методик преподавания фонетики, лексики, грамматики, методик обучения орфографии и пунктуации, освоению различных методик развития речи. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.13 |
ПК-5 | способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях |
ПК-6 | умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик |
ПК-7 | готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о задачах, содержании и формах организации учебно-воспитательной, в том числе индивидуальной работы по русскому языку в средней школе |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять на практике основные принципы, методы и приемы методики преподавания русского языка |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками подготовки к уроку и проверки письменных работ учащихся |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Методика преподавания русского языка как наука: проблемы и перспективы. Русский язык как учебный предмет. Средства обучения | Лекции | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Методика преподавания русского языка как наука: проблемы и перспективы | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.2 |
Раздел 2. История преподавания русского языка в школе | ||||||
2.1. | Школьная и научная грамматика. Дофортунатовский и фортунатовский периоды школьного преподавания русского языка | Лекции | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.2 |
2.2. | Первый Всероссийский съезд преподавателей русского языка средней школы в Москве, его роль в становлении школьного курса русского языка. Политизация школы в 20-е и 30-е гг. Стандартизация школьного образования | Лекции | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.2 |
2.3. | Современное состояние школьного курса русского языка | Лекции | 7 | 2 | Л1.2 | |
2.4. | История преподавания русского языка в школе | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.2 |
Раздел 3. Работа на уроке русского языка | ||||||
3.1. | Формы и методы организации учебной работы по русскому языку. Планирование работы на уроках русского языка | Лекции | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.2 |
3.2. | Методика преподавания основных разделов курса русского языка. Методика обучения правописанию.Методика развития речи | Лекции | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Работа с текстом на уроках русского языка.Обучение школьников разным видам чтения | Лекции | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.2 |
3.4. | Методы и средства обучения русскому языку | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.2 |
3.5. | Планирование на уроках русского языка | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.2 |
3.6. | Раздел «Фонетика» в школьных учебниках русского языка | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
3.7. | Методика морфемики и словообразования | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
3.8. | Морфология в школе | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
3.9. | Проблемы орфографии в школе | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л2.4, Л1.2 |
3.10. | Синтаксис и пунктуация | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л2.4, Л2.2, Л1.2 |
3.11. | Работа с текстом на уроке русского языка. Современные методические разработки по русскому языку | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.12. | Работа на уроке русского языка | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Внеклассная работа по русскому языку | ||||||
4.1. | Методика факультативных занятий и внеклассной работы по русскому языку | Лекции | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.2 |
4.2. | Место внеклассной работы по русскому языку в учебном процессе | Лекции | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.2 |
4.3. | Ошибки в письменных работах учащихся.Проверка письменных работ по русскому языку | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1 |
4.4. | Внеклассная работа по русскому языку | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Общедидактические принципы обучения русскому языку. Частнодидактические принципы обучения русскому языку. Состав и структура курса русского языка в школе. Современные требования к содержанию курса русского языка в средней школе. Способы подачи материала (дедуктивный и индуктивный) и их использование в разных учебниках. Метод как категория методики. Метод и методический прием. Принципы обучения орфографии и пунктуации: основные различия. Принципы преподавания фонетики. Принципы преподавания морфемики и словообразования. Принципы преподавания морфологии. Принципы преподавания синтаксиса. Методика развития речи. Уроки развития речи в школе. Формы организации учебной работы по русскому языку. Обучающие работы по русскому языку, их типы, методика проведения. Методика внеклассной и факультативной работы по русскому языку |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Исправление ошибок в письменных работах учащихся Проверка сочинений |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ворожбитова А.А. | Начальное лингвориторическое образование: Методика преподавания русского языка. Таблицы, схемы, алгоритмы: учебное пособие | Флинта, 2014 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Антонова Е.С. | Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие | Москва, 2007 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Никитина Е.И. | Русская речь. 5-7 классы. : пособие | М.,, 1991 | |
Л2.2 | Львова С.И. | Язык в речевом общении: факультативный курс (8–9 классы) : учеб. пособие | М.,, 1991 | |
Л2.3 | Парубченко Л.Б. | Ненормативное русское письмо (лингвистический анализ ошибок в употреблении букв): монография | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003 | elibrary.asu.ru |
Л2.4 | под ред. А. Ю. Купаловой | Русский язык: практика: 5 класс: учеб. пособие | М. : Дрофа, 2006 | |
Л2.5 | Парубченко Л.Б. | Почему школьники делают ошибки и как их научить писать правильно: учеб. пособие | М. : [Изд-во Реал-А], 2002 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка | |||
Э2 | www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | |||
Э3 | www.google.ru – поисковая система google | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Методика преподавания русского языка». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Методика преподавания русского языка». |