Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Отечественная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ОФ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор
1.1. | Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с современными теоретиче-скими представлениями о языке: его строении и организации, функционировании, проис-хождении, методологии исследования. Наряду с данной целью решается и другая, не менее важная, цель: синтезировать знания, полученные студентами при изучении лингвистических дисциплин на филологическом факультете АлтГУ. Задачи изучения дисциплины: 1) выработать у студентов умение разбираться в актуальной проблематике совре-менной теории языка; 2) сформировать знания о принципах устройства, функционирования и развития языка, его истории и методах исследования; 3) научить студентов применять знания по общей теории языка для анализа и объяснения конкретных фактов, явлений и процессов в языках. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации |
ПК-1 | способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об актуальных проблемах современной теории языка; о происхождении, устройстве, функционировании языка; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | основные методологически принципы исследования языка; уметь интерпретировать явления и факты отдельных языков с точки зрения теоретических представлений о человеческом языке в целом. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | самостоятельно оценить проблемный характер языковых явлений, разработать эффективные методы исследования для решения проблемы на основе синтеза знаний полученных при изучении всего курса лингвистических дисциплин |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические основы теории языка | ||||||
1.1. | Общее языкознание: предмет, объект, связь с другими дисциплинами. Прикладные аспекты языкознания. Синхрония, диахрония, концепция панхронии | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.3 |
1.2. | Общее языкознание: предмет, объект, связь с другими дисциплинами. Синхрония, диахрония, концепция панхронии | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л1.2 |
1.3. | Современные представления о методе исследования. Методы и приемы изучения и описания языков | Сам. работа | 7 | 3 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л1.2 |
1.4. | Методологические основы теории языка | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 2. Проблема сущности языка | ||||||
2.1. | Социальная сущность языка. Функции языка.Постановка проблемы сущности языка. Онтологические и гносеологические концепции | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.2 |
2.2. | Метаязыковая функция. | Сам. работа | 7 | 3 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Проблема сущности языка | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.2 |
Раздел 3. Проблема знаковой сущности языка | ||||||
3.1. | Учение о знаке Ч.С. Пирса. Элементы знаковой теории языка в работах В. фон Гумбольдта, Харьковской школы (А.А. Потебня, А.Л. Погодин), Московской школы (Ф.Ф. Фортунатов, В.А. Поржезинский и др.) | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
3.2. | Концепция языкового знака в структурализме. Концепция односторонней сущности языкового знака. | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
3.3. | Учение о знаке Ч.С. Пирса. Элементы знаковой теории языка в работах В. фон Гумбольдта, Харьковской школы (А.А. Потебня, А.Л. Погодин), Московской школы (Ф.Ф. Фортунатов, В.А. Поржезинский и др.). Концепция языкового знака в структурализме. Концепция односторонней сущности языкового знака. | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
3.4. | Проблема знаковой сущности языка | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 4. Проблемы системно-структурного исследования языка | ||||||
4.1. | Понятия «система» и «структура» в языкознании. Эволюция представлений о системности языка.Теория уровней языка. Единицы языка и единицы речи | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.2 |
4.2. | Учение о системности языка в структурализме. Понятие «значимость» | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.2 |
4.3. | Проблемы системно-структурного исследования языка | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 5. Проблема происхождения языка | ||||||
5.1. | Постановка проблемы происхождения языка. Язык человека и способы коммуникации животных.Понятие «протоязык». Минимальные («дифиниционные») характеристики языка человека | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.3 |
5.2. | Постановка проблемы происхождения языка. Язык человека и способы коммуникации животных | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л1.2 |
5.3. | Гипотезы происхождения языка | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л1.2 |
5.4. | Понятие «протоязык». Минимальные («дифиниционные») характеристики языка человека. Гипотезы происхождения языка | Сам. работа | 7 | 3 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.3 |
5.5. | Проблема происхождения языка | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.3 |
Раздел 6. Проблема взаимосвязи языка и мышления | ||||||
6.1. | Постановка проблемы происхождения языка. Логическое направление | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
6.2. | Постановка проблемы происхождения языка. Логическое направление | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
6.3. | Психологическое направление исследования связи языка и мышления | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
6.4. | Этнологическое направление связи языка и мышления | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
6.5. | Этнологическое направление связи языка и мышления | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
6.6. | Проблема взаимосвязи языка и мышления | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 7. Проблемы типологического исследования языков | ||||||
7.1. | Факторы, обусловливающие языковое сходство. Ареальная типология | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
7.2. | Структурная и социальная типология языков. Морфологическая типология языков. Контенсивная типология | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
7.3. | Факторы, обусловливающие языковое сходство. Ареальная типология. Теория языковых контактов. Функциональная типология языков. Типология форм национально-языковой политики. Русский язык в современном мире | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
7.4. | Системная типология Г.П. Мельникова. Лингвистика универсалий. Виды универсалий | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
7.5. | Проблемы типологического исследования языков | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Общее языкознание как научная дисциплина 2. Биологические концепции происхождения языка 3. Современные представления о методе лингвистического исследования, структура метода. Корреляция понятий «методология», «метод», «методика», «прием». 4. Социальные концепции происхождения языка. 5. Классификация методов лингвистического исследования. Описательный, сравнительно-исторический и сопоставительный методы в языкознании. 6. Мифологические (логосические) концепции происхождения языка. 7. Синхрония и диахрония. Концепция панхронии. 8. Элементарные характеристики человеческого языка. Предполагаемый вид праязыка человечества. 9. Постановка проблемы сущности языка. Гносеологические концепции. 10. Теории эволюции языка. 11. Постановка проблемы сущности языка. Онтологические концепции. 12. Постановка проблемы связи языка и мышления. 13. Социальная сущность языка. Функции языка. 14. Формы чувственного и абстрактного мышления, их соотношение с языковыми единицами. 15. Метаязыковая функция. 16. Лингвистическое учение об афазии. 17. Язык как системно-структурное образование. 18. Проблематика первого этапа лингвистического осмысления проблемы внутренней речи (Августин, Ж.-М. Шарко, А.Л. Погодин). 19. Теория уровней языка. 20. Проблематика второго этапа лингвистического осмысления проблемы внутренней речи (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин). 21. Единицы языка и единицы речи. Проблема центральной единицы языка. 22. Язык и картина мира (Ф. Бэкон, «лингвистическая антропология», В. фон Гумбольдт, Л. Вайсгербер). 23. Концепция языкового знака в структурализме (Ф.де Соссюр, Э. Бенвенист). 24. Гипотеза лингвистической относительности и ее роль в решении проблемы взаимосвязи языка и мышления. 25. Концепция односторонней сущности языкового знака. 26. Ареальная классификация языков. 27. Сематологическая теория языка К. Бюлера. 28. Языковые контакты и межъязыковое взаимодействие. 29. Проблема знаковости отдельных языковых единиц. 30. Генеалогическая классификация языков. 31. Постановка проблемы происхождения языка. 32. Морфологическая типология языков. 33. Биологические (антропологические) предпосылки происхождения языка. 34. Контенсивная типология Г.А. Климова. 35. Язык человека и способы коммуникации животных. 36. Системная типология Г.П. Мельникова. 37. Историческое и генетическое направления в исследовании проблемы происхождения языка. 38. Функциональная классификация языков. 39. Типологическая лингвистика и лингвистика универсалий. Виды универсалий. 40. Типология форм национально-языковой политики. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. прикрепленный файл |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. прикрепленный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Б.Ю. Норман | Теория языка. Вводный курс: учебник для вузов | М. // ЭБС «Лань», 2016, 2018 | ЭБС «Лань», 2016 https://e.lanbook.com/book/109572 |
Л1.2 | Даниленко, В.П. | Общее языкознание и история языкознания: учебное пособие | Флинта, 2016 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Ю.А. Левицкий | Общее языкознание : | М.: ЛИБРОКОМ; М.: URSS, 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А.Т. Хроленко | Теория языка: | Флинта; М.: Наука, 2006 | |
Л2.2 | Б.А.Ольховиков Б.А. | Общая теория языка. Античность – ХХ век: учеб. пособие | М.: Академия, 2007. | |
Л2.3 | Михалев, А.Б. | Общее языкознание. История языкознания: Путеводитель по лингвистике: конспект-справочник : | М.: Флинта; Наука, 2007 | |
Л2.4 | Л. Блумфилд | Язык: | М.: УРСС //ЭБС «Университетская билиотека он-лайн», 1968 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Русский филологический портал. Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics1.htm; | |||
Э2 | 2. Сайт «Языкознание». Режим доступа: http://genling.ru/; | |||
Э3 | 3. Научная он-лайн библиотека «Порталус». Режим доступа: _http://www.portalus.ru/modules/linguistics/rus_readme.php?category=1; | |||
Э4 | 4. Сайт, посвященный Г.П. Мельникову. Режим доступа: http://philologos.narod.ru/melnikov/melnikov.htm | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Общее языкознание». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Общее языкознание». |