МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный русский язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость26 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-3-2019
Часов по учебному плану 936
в том числе:
аудиторные занятия 288
самостоятельная работа 486
контроль 162
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 3, 4, 5, 6
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 19 19 19 19 18,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 96 96
Практические 32 32 32 32 32 32 32 32 32 32 32 32 192 192
Сам. работа 105 105 141 141 69 69 69 69 33 33 69 69 486 486
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 162 162
Итого 180 180 216 216 144 144 144 144 108 108 144 144 936 936

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор Ю.В.Трубникова; к.ф.н., доцент С.В.Доронина

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент И.Ю.Качесова

Рабочая программа дисциплины
Современный русский язык

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Цель преподавания дисциплины
В ходе изучения курса необходимо сформировать у студентов представление о русском языке как научной дисциплине, его основных направлениях, методологии, актуальных проблемах. Дать знания о единицах языка всех уровней в их многообразии и системной взаимосвязи. Выработать навыки научного анализа единиц русского языка.
1.2. Задачи изучения дисциплины
В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ
1) сформировать представление о различных уровнях русского языка;
2) дать знания о современных школах и научных направлениях, изучающих проблемы русистики, познакомить студентов с крупными учеными 19–20 в.в., их главными научными достижениями;
3) продемонстрировать возможность разноаспектного подхода к лингвистическим проблемам;
4) дать знания о терминологической системе современного русского языка, показать терминологическую многозначность, обусловленную различными подходами к лингвистической проблематике.

В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЛАДЕНИЯ МАТЕРИАЛОМ
1) сформировать умения квалификации языковых единиц различных уровней;
2) сформировать практические навыки разноаспектного анализа единиц русского языка;
3) сформировать умение решать прикладные лингвистические задачи, пользуясь полученными знаниями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации
ОПК-4 владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о природе и причинах возникновения грамматических и речевых ошибок, возникающих вследствие нарушения формального, смыслового и коммуникативного устройства единиц современного русского языка.
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь анализировать различные языковые единицы в аспекте их формального, смыслового и коммуникативного устройства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения системой используемых в науке лингвистических понятий, умения давать им определения и иллюстрировать примерами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фонетика
1.1. Фонетика как система научных и учебных дисциплин. Артикуляционная фонетика. Лекции 1 1 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.5, Л1.1
1.2. Артикуляционные характеристики гласных и согласных. Акустическая и перцептивная фонетика. Лекции 1 1 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.5, Л1.1
1.3. Сегментные и суперсегментные единицы. Ударение, слог, такт.Интонационные средства русского языка. Смыслоразличительные интонационные средства. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.5, Л1.1
1.4. Фонология. Понятие позиции. Позиционные и непозиционные чередования. Нейтрализация фонем. Гиперфонема.Теория МФШ. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.1
1.5. Позиции гласных фонем со стороны сигнификативной и перцептивной функций. Позиционные ряды гласных фонем.Позиции согласных фонем со стороны сигнификативной и перцептивной функций. Позиционные ряды согласных фонем. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.5, Л1.1
1.6. Фонологическая система современного русского литературного языка. Состав гласных фонем.Состав согласных фонем. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.5, Л1.1
1.7. Пражская и Ленинградская фонологические теории. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.5, Л1.1
1.8. Орфоэпия.Теория письма. Алфавит и графика.Теория письма. Орфография. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.1
1.9. История русской орфографии. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.1
1.10. Фонетическая транскрипция. Артикуляционная классификация согласных. Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.1
1.11. Артикуляционная коассификация согласных. Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.5
1.12. Артикуляционная классификация согласных и гласных. Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.5
1.13. Акустическая классификация зыуков. Суперсегментные единицы. Ударение. Слог. Такт. Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.5
1.14. Интонация. Позиционные и непозиционные чередования согласных. Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.5
1.15. Позиционные и непозиционные чередования гласных. Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.5
1.16. Фонема. Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.5
1.17. Позиции фонем. Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.7
1.18. Графика. Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.7
1.19. Орфография Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.7, Л2.4
1.20. Фонетика Сам. работа 1 105 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.7, Л2.4
Раздел 2. Лексикология
2.1. Предмет лексикологии и лексикографии. Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.2. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.3. Лексика русского языка с точки зрения исторической перспективы (для самостоятельного изучения). Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.4. Лексика русского языка с точки зрения социально-диалектного состава (для самостоятельного изучения). Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.5. Стилистическая дифференциация лексики. Понятие о функциональном стиле. Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.6. Характеристика русской лексики с точки зрения функционирования языковой системы. Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.7. Проблема определения слова как центральной единицы языка. Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.8. Полисемантичное слово как лексическая микросистема. Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.9. Проблема семантического и формального тождества слова. Омонимия. Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.10. Синонимия как выражение смысловой эквивалентности в русском языке. Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.11. Антонимия в русском языке как выражение смысловой противоположности слов. Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.12. Паронимия в русском языке. Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.13. Лексические конверсивы Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.14. Взаимосвязь всех типов парадигматических отношений Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.15. Синтагматические отношения в лексике Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.16. Понятие о фразеологизме Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.17. Заимствованная лексика и ее типы. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.18. Заимствованная лексика. Классификация заимствований по происхождению. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.19. Типы диалектной и терминологической лексики. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.20. Стилистическая характеристика лексики. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.21. Типы новой лексики. Лексика с точки зрения функционирования. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.22. Семная структура значения слова. Компонентный анализ. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.23. Определение лексического значения с семиотических позиций: семантики, синтактики и прагматики. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.24. Дерево семантической деривации. Типология лексических значений. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.25. Построение дерева семантической деривации для многозначных слов. Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.26. Принципы разграничения полисемии и омонимии; явления, смежные с омонимией. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.27. Синонимия. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.28. Антонимы и конверсивы. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.29. Синтагматические отношения в лексике. Взаимосвязь всех типов парадигматических отношений. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.30. Фразеологизм – слово – свободное словосочетание. Типы фразеологизмов. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.31. Системные свойства фразеологизмов. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.32. Лексикология Сам. работа 2 141 ОПК-2, ОПК-4 Л3.1, Л3.2, Л3.3, Л1.4, Л2.7, Л2.1
Раздел 3. Словообразование
3.1. Словообразование и морфемика как разделы науки о языке.Словообразование как особая подсистема языка, критерии синхронического подхода. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.6
3.2. Понятия морфа и морфемы, классификация морфем в современном русском языке.Понятие корня, свободные и связанные корни.Понятие аффиксов, их виды, материально выраженные и нулевые аффиксы. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.6
3.3. Понятие словообразовательной структуры слова и ее основные компоненты.Формальные и смысловые отношения между производной и производящей основами. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.6
3.4. Расхождение отношений формальной и смысловой производности, множественность мотивации.Понятие словообразовательного средства (форманта)и словообразовательного значения. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.6
3.5. Способы словообразования в современном русском языке.Понятия словообразовательного типа, его регулярность и продуктивность. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.6
3.6. Общее устройство словообразовательной системы современного русского языка. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.6
3.7. Морфонологические особенности словообразования. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.6
3.8. Исторические изменения в словообразовательной структуре слова. Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.6
3.9. Словообразовательный и морфемный анализ. Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.6
3.10. Введение в словообразование (теоретические основания «Русской грамматики»). Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.8, Л2.6, Л2.3
3.11. Основные компоненты словообразовательной структуры. Практические 3 4 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.6, Л2.3
3.12. Основные принципы словообразовательного анализа. Практические 3 4 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.6
3.13. Общая схема словообразовательного анализа. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.6
3.14. Основные и дополнительные способы словообразования. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.6
3.15. Семантическая сторона словообразовательного анализа. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3
3.16. Ступенчатый характер русского словообразования. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3
3.17. Соотнесение принципов производности и членимости, словообразовательной и морфемной структур слова; алгоритмов словообразовательного и морфемного анализа. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3
3.18. Принципы и приемы морфемного анализа. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3
3.19. Типы морфем русского языка. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3
3.20. Схема морфемного анализа. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3
3.21. Анализ морфонологических явлений. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3
3.22. Исторические изменения в морфемной структуре слова. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3
3.23. Итоговая контрольная работа. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3
3.24. Словообразование Сам. работа 3 69 ОПК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.6, Л2.3
Раздел 4. Морфология
4.1. Морфология как раздел языкознания и современного русского языка, её предмет и задачи.Основные понятия морфологии современного русского языка. Лекции 4 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.2. Части речи как крупнейшие лексико-грамматические разряды слов в русском языке. Лекции 4 1 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.3. Имя существительное в русском языке. Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.4. Имя прилагательное в русском языке. Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.5. Имя числительное в русском языке. Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.6. Местоимение в русском языке. Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.7. Система именного склонения в русском языке. Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.8. Глагол в русском языке.Особые формы глагола. Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.9. Наречие и безлично-предикативное слово в русском языке.Служебные части речи и междометие. Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.10. Основные единицы морфологии и их системные отношения. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.11. Грамматическая категория, грамматическая форма, грамматическое значение. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.12. Имя существительное как часть речи и его морфологический анализ Практические 4 4 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.13. Имя прилагательное как часть речи и его морфологический анализ. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.14. Имя числительное как часть речи и его морфологический анализ. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.15. Местоимение как часть речи и его морфологический анализ. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.16. Система именного словоизменения. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.17. Глагол как часть речи, система глагольного словоизменения. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.18. Грамматические категории глагола и их морфологический анализ. Практические 4 4 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.19. Особые формы глагола и их морфологический анализ. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.20. Наречия и безлично-предикативные слова. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.21. Предлоги и союзы. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.22. Частицы, модальные слова и междометия. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.23. Учение о частях речи в русском языке: различные подходы и решения. Переходные случаи в области определения частей речи. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.24. Морфология Сам. работа 4 69 ОПК-2, ОПК-4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Конструктивный синтаксис
5.1. Синтаксис как раздел грамматики Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.2. Синтаксические связи и отношения Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.3. Словосочетание Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.4. Простое предложение Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.5. Учение о структурной схеме предложения Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.6. Парадигматический подход к предложению в современной синтаксической науке Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.7. Сложное предложение Лекции 5 4 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.8. Учение о синтаксической связи. Недифференцированная и сочинительная связи Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.9. Учение о синтаксической связи. Подчинительные связи Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.10. Словосочетание Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.11. Конструкция простого предложения Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.12. Реализация структурной схемы простого предложения. Замещение. Усложнение Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.1, Л2.8
5.13. Реализация структурной схемы простого предложения. Расширение Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.1, Л2.8
5.14. Реализация структурной схемы простого предложения. Развертывание. Свертывание Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.1, Л2.8
5.15. Осложнение (обособление) Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.16. Схема анализа конструкции простого предложения Практические 5 4 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.1, Л2.8
5.17. Конструкция сложного предложения Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.18. Сложносочиненное предложение Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.19. Сложноподчиненное предложение Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.20. Бессоюзное предложение Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.21. Сложное предложение с разными видами связи Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.22. Схема анализа конструкции сложного предложения Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.23. Конструктивный синтаксис Сам. работа 5 33 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
Раздел 6. Семантический и коммуникативный синтаксис
6.1. Понятие семантики предложения, направления ее исследования Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.8
6.2. Объективные смыслы предложения Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.8
6.3. Структура пропозиции Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.8
6.4. Способы выражения пропозитивного смысла Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.8
6.5. Типы пропозиций Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.8
6.6. Субъективные смыслы предложения. Способы выражения субъективных смыслов предложения Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.8
6.7. Коммуникативная организация синтаксических единиц. Семантика коммуникативных единиц Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1
6.8. Текст как объект синтаксиса. Синтаксис разговорной речи Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.1
6.9. Пунктуация и синтаксическая система русского языка Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.1
6.10. Пропозиция. Событийные пропозиции Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.8
6.11. Способы выражения пропозитивного смысла Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.8
6.12. Логические пропозиции Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.8
6.13. Модусные смыслы высказывания Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.8
6.14. Способы выражения модусных смыслов Практические 6 2 ОПК-2 Л1.4, Л2.8
6.15. Схема анализа информативной семантики предложения Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.8
6.16. Введение в коммуникативный синтаксис Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1
6.17. Информативная семантика предложения и текст Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.8
6.18. Актуальный аспект высказывания Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1
6.19. Средства выражения актуального членения высказывания. Интонационные конструкции русского языка Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1
6.20. Схема анализа коммуникативной организации предложения Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1
6.21. Актуальное членение и текст Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1
6.22. Прагматический аспект высказывания Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
6.23. Целостный синтаксический анализ текста Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.4, Л2.1, Л2.8
6.24. Семантический и коммуникативный синтаксис Сам. работа 6 69 ОПК-2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов к экзамену по фонетике:

1. Предмет фонетики. Системность как основное свойство фонетических единиц. Фонетиче-ские подсистемы.
2. Артикуляционная классификация гласных.
3. Артикуляционная классификация согласных.
4. Акустическая характеристика гласных и согласных.
5. Суперсегментные единицы. Слог. Теории слога. Типы слогов: прикрытые и неприкрытые, открытые и закрытые.
6. Суперсегментные единицы. Такт, фраза (синтагма).
7. Интонация. Интонационные средства смыслоразличения.
8. Типы интонационных конструкций.
9. Позиция. Позиционные и непозиционные чередования.
10. Понятие фонемы в Московской фонологической теории.
11. Позиции фонем с сигнификативной и перцептивной точек зрения. Перцептивно-сильные и -слабые позиции гласных и согласных фонем.
12. Сигнификативно- и перцептивно-сильные и -слабые позиции гласных фонем.
13. Сигнификативно-сильные и -слабые позиции согласных по глухости-звонкости.
14. Сигнификативно-сильные и -слабые позиции согласных по твердости-мягкости.
15. Сигнификативно-слабые позиции как позиции неразличения согласных по способу образования. Сигнификативно-слабые позиции, в которых фонема представлена нулем звука.
16. Нейтрализация фонем. Гиперфонема.
17. Количество и состав фонем русского языка.
18. М.В. Панов об истории возникновения Московской фонологической теории.
19. Пражская и Ленинградская фонологические школы.
20. Теория письма. Алфавит, графика и орфография.
21. Принципы русской графики.
22. Математическая формула построения алфавита (Н.Ф. Яковлев).
23. Способы обозначения твердых и мягких согласных фонем в русском языке. Недостатки русской графики.
24. Орфография. Принципы русской орфографии.
25. Вопрос о морфологическом принципе письма.
26. История русского письма. Орфографические реформы.
27. Орфоэпия – объем и содержание понятия, история разработки.

Список вопросов к экзамену по лексикологии:

1. Русский национальный язык и его подсистемы. Современный русский литературный язык как предмет научного изучения.
2. Предмет, задачи и методы современной лексикологии.
3. Исконная лексика, ее периодизация.
4. Заимствованная лексика, этапы освоения заимствованных слов и семантические процессы при заимствовании. Классификация заимствований по происхождению и тематическим сферам.
5. Типы иноязычной лексики. Фонетические, грамматические и семантические признаки заимствований. Причины заимствований.
6. Лексика русского языка с точки зрения активности использования в речи и с позиций исторической перспективы. Активная и пассивная лексика.
7. Устаревшая лексика и ее типы.
8. Новая лексика и ее типы.
9. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления /социально-диалектного состава/. Диалектная и просторечная лексика.
10. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления /социально-диалектного состава/. Жаргонная лексика и терминология.
11. Стилистическая дифференциация лексики Понятие о функциональном стиле.
12. Проблема определения слова как центральной единицы языка. Структурный аспект: выделение слова, его строение; критерии отдельности и тождества слова. Фонетические и грамматические варианты слова.
13. Лексическое значение слова: отношение звуковой оболочки слова с денотатом, сигнификатом: семантический треугольник, семантическая трапеция. Лексическая семантика и энциклопедическое знание: ближайшее и дальнейшее значение слова.
14. Лексическое значение слова в аспекте синтактики и прагматики. Референциальный компонент значения слова. Отношение знака к выражаемому им значению (внутренняя форма слова). Прпгматический и синтагматический аспекты лексического значения слова.
15. Семная структура значения слова, компонентный анализ.
16. Полисемантичное слово как лексическая микросистема. Типы полисемии (Ю.Д. Апресян). Эпидигматика как третий тип системности в языке. Функционирование ЛСВ в тексте.
17. Классификация типов лексических значений многозначного слова в парадигматике и синтагматике (В.В. Виноградов).
18. Метафорические и метонимические связи значений многозначного слова.
19. Омонимия как предел семантического варьирования слова. Способы разграничения омонимии и полисемии.
20. Типы омонимов и причины их возникновения. Явления, смежные с омонимией (омофоны, омографы, омоформы).
21. Синонимия как выражение смысловой эквивалентности в русском языке. Синонимический ряд и его доминанта. Типы синонимов и синонимических рядов.
22. Антонимия в русском языке как выражение смысловой противоположности слов. Антонимическая пара. Структурные и семантические типы антонимов. Семантическая асимметричность антонимов. Квазиантонимы.
23. Паронимия в русском языке. Типы паронимов и причины их возникновения. Парономазия.
24. Конверсивы в русском языке.
25. Синтагматические отношения в лексике. Семантическое согласование. Понятие семантической валентности. Понятие лексической сочетаемости.
26. Свободные (переменные) сочетания слов и несвободные сочетания. Соотношение понятий фразеологизм - слово - словосочетание.
27. Типы фразеологических единиц (В.В. Виноградов).
28. Системные свойства фразеологизмов (явления фразеологической полисемии, омонимии, синонимии, антонимии). Фразеологические варианты.
29. Картина мира в зеркале русской лексики и фразеологии.
30. Русская лексикография. Типы русских одноязычных словарей.

Список вопросов к экзамену по морфологии:

1.Морфология как раздел языкознания и современного русского языка, её предмет и задачи.
2.Понятие части речи как лексико-грамматического класса слов.
3.Общая классификация частей речи в современном русском языке.
4.Понятие грамматического значения.
5.Основные и дополнительные способы выражения грамматических категорий в русском языке.
6.Понятие грамматической категории. Словоизменительные и несловоизменительные грамматические категории.
7.Общая характеристика имени существительного.
8.Лексико-грамматические разряды имен существительных.
9.Категория одушевлённости/неодушевлённости имени существительного.
10.Категория рода имени существительного. Определение рода у неизменяемых слов.
11.Категория числа имени существительного. Существительные singularia и pluralia tantum.
12.Категория падежа имени существительного. Основные значения падежей.
13.Общая характеристика имени прилагательного.
14.Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Категория степени сравнения имени прилагательного.
15.Полные и краткие формы имен прилагательных. Склонение прилагательных.
16.Имя числительное и его лексико-грамматические разряды.
17.Семантические и грамматические разряды местоимений в русском языке.
18.Общая характеристика глагола. Состав глагольной словоформы.
19.Две основы глагола и его словоизменительные классы.
20.Категория вида глагола. Понятие способа глагольного действия.
21.Переходные и непереходные глаголы. Категория залога.
22.Категория наклонения русского глагола.
23.Категория времени русского глагола.
24.Категории лица, числа и рода. Спряжение глаголов в русском языке.
25.Причастие как атрибутивная форма глагола. Его разряды и способы образования.
26.Деепричастие как атрибутивная форма глагола.
27.Наречие, безлично-предикативное слово как часть речи в современном русском языке. Проблема выделения модального слова как отдельной части речи.
28.Предлог как служебная часть речи в русском языке. Переходные случаи в определении частей речи.
29.Союз как служебная часть речи в русском языке. Переходные случаи в определении частей речи.
30.Частица как служебная часть речи в русском языке. Переходные случаи в определении частей речи.
31.Междометие и звукоподражательное слово в русском языке. Переходные случаи в определении частей речи.

Список вопросов к экзамену по словообразованию:
1.Словообразование и морфемика как разделы науки о языке, их связь с морфологией и лексикологией. Словообразование и формообразование.
2.Синхроническое и диахроническое словообразование. Общее представление о морфемном и словообразовательном анализе, их взаимоотношениях.
3.Система морфем в современном русском языке. Понятие морфемы и морфа.
4.Варьирование морфемы. Варианты морфемы и алломорфы.
5.Корень слова. Свободные и связанные корни.
6.Понятие аффикса. Словообразовательные и формообразующие аффиксы.
7.Приставка, суффикс и постфикс в современном русском языке.
8.Понятие флексии, ее значения и функции. Материально выраженные и нулевые флексии.
9.Понятие основы слова, ее членимость. Производные и непроизводные основы в современном русском языке.
10.Понятие производящей основы. Формальные и смысловые отношения между производной и производящей основами.
11.Синхроническое представление о словообразовательной структуре слова. Понятие словообразовательного средства (форманта) и словообразовательного значения.
12.Понятие способа словообразования с синхронической точки зрения. Общая классификация способов словообразования в современном русском языке.
13.Чистые и смешанные способы словообразования.
14.Понятие нулевого суффикса. Нулевая суффиксация как способ словообразования.
15.Сложение и его основные разновидности.
16.Неморфологические способы словообразования в современном русском языке.
17.Общее представление о словообразовательной системе современного русского языка. Понятие словообразовательного типа, его регулярность и продуктивность.
18.Понятие словообразовательного гнезда. Ступенчатый характер русского словообразования.
19.Понятие морфонологии. Явление морфемного шва и основные виды взаимоприспособления морфем.
20.Исторические изменения в морфемно-словообразовательной структуре слова.
21.Основополагающие принципы и методика словообразовательного анализа производного слова.
22.Универсальная схема морфемного анализа как проекция морфемно-словообразовательной системы современного русского языка на отдельную словоформу.

Список вопросов к экзамену по конструктивному синтаксису:

1. Предмет и задачи синтаксиса. Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса с другими науками о языке.
2. Основные синтаксические единицы: словосочетание, простое предложение, сложное предложение. Вопрос о других синтаксических единицах.
3. Категория предикативности как комплекс значений модальности и времени, выраженных грамматически. Различие морфологических и синтаксических категорий времени и модальности. Вопрос о включении значения лица в предикативность.
4. Синтаксические связи и средства их выражения. Случаи синтаксической зависимости слова от двух других, двух слов друг от друга, невыраженной связи.
5. Сочинение и подчинение как основные виды синтаксической связи. Их семантические и формальные различия.
6. Сочинительные связи.
7. Подчинительные связи на уровне словосочетания. Признаки связи, типы связей.
8. Подчинительные связи на уровне предложения, основные типы.
9. Словосочетание как синтаксическая конструкция. Объем фактов, относимых к словосочетанию при разных подходах к его определению.
10. Учение о членах предложения как база описания формальной организации простого предложения в «традиционном» синтаксисе.
11. Традиционная классификация предложений по количеству главных членов и их форме. Другие взгляды на двусоставность / односоставность.
12. Способы описания формальной организации простого предложения в современной лингвистике. Учение о структурной схеме простого предложения.
13. Структурная схема как языковой образец построения предложения. Формальные и семантические требования, предъявляемые к структурным схемам при разных подходах к определению их границ, минимальная и расширенная схемы.
14. Принципы построения списка минимальных структурных схем в «Русской грамматике» (1980), в концепции В.А. Белошапковой.
15. Парадигма предложения как система его форм. Значения и средства образования форм предложения.
17. Парадигма предложения как система его дериватов. Определение границ деривационной парадигмы предложения.
18. Понятие регулярной речевой реализации предложения, ее виды, механизмы.
19. Замещение, его механизмы и результаты.
20. Усложнение, его механизмы, виды и результаты.
21. Расширение, его механизмы и результаты.
22. Традиционное учение об однородных членах предложения. Интерпретация однородных членов на основе понятия деривационного процесса расширения.
23. Развертывание и свертывание как синтаксические процессы.
24. Понятие синтаксического процесса осложнения. Осложнение и обособление: соотношение понятий.
25. Понятие дополнительной предикативности, ее виды.
26. Сложное предложение как синтаксическая единица. Подходы к классификации сложного предложения.
27. Структурная схема сложного предложения, ее грамматическое значение, принципы систематизации.
28. Сложносочиненное предложение.
29. Сложноподчиненное предложение
30. Бессоюзное предложение.
31. Деривационные процессы в рамках конструкции сложного предложения.

Список вопросов к экзамену по семантическому и коммуникативному синтакису:

1. Предложение как многоаспектная единица. Три аспекта устройства и изучения предложения, их соотношение в теории и в конкретных предложениях-высказываниях.
2. Смысловая организация предложения. Объективное и субъективное в содержании предложения.
3. Понятие пропозиции. Типы пропозиций и способы их выражения. Моно- и полипропозитивные предложения.
4. Виды событийных пропозиций.
5. Логические пропозиции.
6. Структура пропозиции: предикат, актанты, их типы.
7. Припропозитивные смыслы, способ их выражения.
8. Модусные смыслы предложения. Актуализационные модусные смыслы.
9. Модусные смыслы предложения. Квалификативные модусные смыслы.
10. Эксплицитные и имплицитные смыслы в предложении. Разновидности имплицитных смыслов.
11. Предложение как единица, использующаяся для совершения речевого действия. Способы выражения коммуникативного намерения говорящего.
12. Основные положения теории речевых актов.
13. Речевой акт, речевой жанр как единицы речи.
14. Понятие актуального членения высказывания: сущность, основные этапы исследования
15. Тема и рема как компоненты актуального членения высказывания. Их роль в текстообразовании.
16. Типы высказываний в аспекте их актуального членения и рематической информации.
17. Проблема высказывания в синтаксической науке. Соотношение предложения и высказывания.
18. Текст как синтаксическая единица. Факторы, обеспечивающие связность текста. Теморематическая и логико-грамматическая организация текста.
19. Знаки препинания русского языка, их основные функции.
20. Принципы современной пунктуации.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложенный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Е. И. Дибровой Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2 ч Ч.1: учеб. для вузов М. : Академия, 2011
Л1.2 Под ред. Е.И. Дибровой Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2: Морфология. Синтаксис : учеб. пособие М.: Академия ИЦ, 2011
Л1.3 Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие М.: Флинта, 2012
Л1.4 под ред. В.А. Белошапковой Современный русский язык: Учебник для филол. спец. ун-тов М. : Альянс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Валгина Н.С. Современный русский язык.: учеб. пособие М.: Логос, 2006
Л2.2 Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение: словарь М.: Рус. яз., 1977
Л2.3 Филиппова Л. С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. : учеб. пособие М.: Флинта // ЭБС Университетская библиотека online, 2019 e.lanbook.com
Л2.4 Миртов А.В. Как научить и научиться грамотно писать? : Общедоступная методика орфографии: пособие Барнаул : Изд-во АГУ, 2000
Л2.5 гл. ред. Н. Ю. Шведова Русская грамматика: Т.1: учеб. поосбие М. : Наука., 1980
Л2.6 Мусатов В. Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словообразование. : учеб. пособие М.: Флинта // ЭБС Университетская библиотека online, 2010 biblioclub.ru
Л2.7 Парубченко Л.Б. Ненормативное русское письмо (лингвистический анализ ошибок в употреблении букв): монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003 elibrary.asu.ru
Л2.8 гл. ред. Н. Ю. Шведова Русская грамматика: Т.2: учеб. пособие М. : Наука, 1980
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Доронина С.В., Чернышева Н.Ю. Современный русский язык. Лексикология. Лексическая семантика: [учеб. -метод. материалы] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007
Л3.2 Доронина С.В., Чернышева Н.Ю. Современный русский язык. Лексикология. Социолингвистические и хронологические аспекты: [метод. указания] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006
Л3.3 Доронина С. В. Современный русский язык. Морфология: [метод. пособие] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка
Э2 www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э3 www.google.ru – поисковая система google
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Современный русский язык». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Современный русский язык».