МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медико-экологические основы устойчивого развития

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.г.н., профессор, Красноярова Б.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Медико-экологические основы устойчивого развития

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов понимания взаимосвязи качества окружающей среды и здоровья человека, обеспечение комплексного, системного подхода к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания и к решению проблем устойчивого развития

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды в контексте медико-экологических основ устойчивого развития;
- основные термины и понятия медико-экологических основ устойчивого развития;
- теоретические основы и законы геохимии и геофизики, окружающей среды; основ природопользования и экономики природопользования в рамках медико-экологических основ устойчивого развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.- на высоком уровне владеть знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития и т.д.;
- пользоваться различными знаниями и информационными ресурсами и применять их в рамках медико-экологических основ устойчивого развития;
- владеть знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития;
-объяснять основные взаимосвязи и закономерности медико-экологических и географических процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владения знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды;
- владения методологической базой комплексной оценки состояния и динамики медико-экологической ситуации и устойчивого развития территории;
- применения полученных знания для обоснования мероприятий по улучшению медико-экологической ситуации, охране окру¬жающей среды и устойчивого развития регионов;
- анализа и моделирования медико-экологических ситуаций, факторов их формирования и развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину
1.1. Основные особенности современного мирового развития. Актуализация проблемы взаимоотношений человек – окружающая среда. Системный подход к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания. Качество жизни и качество здоро-вья. Приоритет сохранения здоровья как основная задача экологической политики и необходимое условие для достижения устойчивого развития. Основные цели и задачи курса, его содержание и структура. Основные методические особенности курса. Роль курса в достижении целей устойчивого развития Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
1.2. Основные положения и общенаучные основы современной концепции устойчивого развития. Экологические приоритеты устойчивого развития. Критерии устойчивого развития. Предпосылки научного понимания роли здоровья человека в достижении целей устойчивого развития. Уровни устойчивого развития (локальный, ре-гиональный, национальный, глобальный) Сам. работа 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л1.2, Л3.3, Л3.2
1.3. Медико-экологические аспекты устойчи-вого развития и медико-экологические факторы, определяющие возможности устойчивого развития на каждом уровне. Опыт разработки стратегий устойчивого развития в мире с учетом показателей здоровья Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л3.2
1.4. Эколого-географические предпосылки здоровья и болезней. Здоровье и болезни как интегральный (комплексный) показа-тель медико-экологического благополу-чия. Индивидуальное и популяционное (общественное) здоровье. Показатели состояния здоровья населения как индика-торы устойчивого развития территории Практические 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3
Раздел 2. Методология медико-экологических исследований
2.1. Взаимодействие наук об окружающей среде и здоровье населения (география, общая и прикладная экология, экономика, медицинская география, геохимия ланд-шафтов, экогеохимия, экология человека и др.) и их практическая значимость. Си-стемный подход и принцип комплексно-сти исследований в анализе взаимоотно-шений человека со средой его обитания. Медико- экологический мониторинг и его место в системе мониторинга. Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3, Л3.4
2.2. Показатели состояния здоровья населе-ния. Методы получения и обработки ин-формации о состоянии здоровья населе-ния. Методы выявления и оценки взаимосвязей между состоянием здоровья насе-ления и особенностями географической среды (картографические, математико-статистические, эпидемиологические, биогеохимические, социологические и др.). Принципы медико-географического картографирования. Прогнозные оценки изменений состояния природной среды и здоровья населения. Практические 8 8 ОПК-6, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л3.3, Л3.2, Л3.4
2.3. Роль медико-экологических исследований в сохранении здоровья населения, качества окружающей среды, генофонда человечества при решении национальных и региональных проблем устойчивого развития. Сам. работа 8 8 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л3.3, Л3.2
Раздел 3. Факторы риска окружающей среды для здоровья человека
3.1. Абиотические, биотические, антропогенные факторы внешней среды и их влияние на человека. Практическая значимость медико-экологических исследований для обоснования и разработки профилактических мероприятий по защите здоровья населения в целях устойчивого развития территории Лекции 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
3.2. Глобальные экологические потрясения, катастрофы и эпидемии. История гло-бальных эпидемий человека. Войны и эпидемии. Влияние экологических факторов на организм человека Сам. работа 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л1.2, Л2.3, Л3.3
3.3. Классификация болезней и патологиче-ских состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды. Инфекционные и неинфекционные болезни. Основные механизмы и закономерности эпидемиологических процессов. Концепция природных предпосылок болезней. Практические 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л3.3
Раздел 4. Воздействие природных и ан-тропогенных факторов на здоровье человека.
4.1. Зависимость человека от природных и антропогенных факторов. Теория адаптации человека. Сущность антропоэкологической концепции. Особенности жизнедеятельности человека в экстремальных условиях окружающей среды Лекции 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.3
4.2. Климат и здоровье. Погода как проявле-ние климата и ее влияние на человека. Медико- экологические последствия есте-ственных и антропогенных изменений климата. Атмосфера и здоровье. Гидро-сфера и здоровье. Литосфера и здоровье. Медико-экологические последствия ан-тропогенных нарушений рельефа. Почвы и здоровье. Биогеохимические аспекты здоровья. Микроэлементозы. Биосфера и здоровье. Медико-экологические послед-ствия различных форм преобразования природы. Практические 8 8 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л3.2
4.3. Загрязнение окружающей среды как эко-логический процесс. Локальные, регио-нальные, глобальные и космические за-грязнения. Первичное и вторичное за-грязнение. Химическая природа, концен-трации и устойчивость загрязнителей. Природное (естественное) и антропоген-ное загрязнение. Физическое, физико-химическое, химическое, биологическое и механическое загрязнение. Основные загрязняющие вещества и пути их поступ-ления в организм человека. Стойкие орга-нические загрязнители, токсичные метал-лы, диоксины и их влияние на здоровье человека. Сам. работа 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л3.3, Л3.4
4.4. Социально-психологические аспекты здо-ровья человека. Социально- экономиче-ское развитие как фактор формирования здоровья человека. Роль демографических процессов. Демографическое поведение. Экологические проблемы брака и семьи. Миграции и здоровье. Этническая, языко-вая и религиозная структуры населения и их роль в формировании уровня здоровья. Нарушение питания и взаимосвязь с эко-логическими и экономическими условиями. Сам. работа 8 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л3.3
4.5. Географическое распределение болезней, связанных с алиментарной недостаточно-стью. Наркотики и наркотические веще-ства – социально-экономические и куль-турно-этические аспекты. Алкоголизм как медико-экологическая проблема. Социальные факторы алкоголизма. Стресс и другие психологические проблемы. Качество жилой, рекреационной и производственной среды обитания человека. Практические 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.2
4.6. Особенности формирования медико-экологической ситуации в Алтайском крае. Основные нозологические формы. Анализ природных и антропогенных предпосылок заболеваемости населения. Практические 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.1
4.7. Подготовка к зачету Сам. работа 8 6 ОПК-6, ПК-18 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л3.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для пед. вузов М.: Фонд "Мир", 2009 156
Л1.2 Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б. Социальная экология: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 7
Л2.2 Реймерс Н.Ф. Природопользование: Мысль, 1990
Л2.3 Емельянов А.Г. Основы природопользования: учебник М.: Академия, 2011 http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_23121.pdf
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Вайнер Э.Н. Валеология: учеб. для вузов М.: Флинта, 2007
Л3.2 Назарова Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: : учеб. для вузов М. : Академия, 2012
Л3.3 Силантьева М.М., Карлова Н.В., Мироненко О.Н.. Оновы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права: учеб. пособие Барнаул :Изд-во АлтГУ, 2008. elibrary.asu.ru
Л3.4 И.А. Хлебович, Ю.И. Винокуров, И.Н. Ротанова, В.С. Ревякин Медико-экологический атлас Алтайского края: научно-методические ос-новы разработки и состав-ления Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба статистики – актуальная медико-демографическая информация www.gks.ru
Э2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ www.socionauki.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Медико-экологические основы устойчивого развития»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Медико-экологические основы устойчивого развития» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Медико-экологические основы устой-чивого развития» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом до-ма, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и ме-тодиками медико-экологической оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продол-жает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практиче-ским занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем по-ставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизве-дению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступаю-щий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоис-точникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логич-ное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором доста-точно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он мо-жет (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправ-ления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Медико-экологические основы устойчивого развития» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Медико-экологические основы устойчивого раз-вития» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной ли-тературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Медико-экологические основы устойчивого развития»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Медико-экологические основы устойчивого развития», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и со-держанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков са-мостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, рас-крывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.