МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медико-экологические основы устойчивого развития

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.г.н., профессор, Красноярова Б.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Медико-экологические основы устойчивого развития

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов понимания взаимосвязи качества окружающей среды и здоровья человека, обеспечение комплексного, системного подхода к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания и к решению проблем устойчивого развития

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды в контексте медико-экологических основ устойчивого развития;
- основные термины и понятия медико-экологических основ устойчивого развития;
- теоретические основы и законы геохимии и геофизики, окружающей среды; основ природопользования и экономики природопользования в рамках медико-экологических основ устойчивого развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.- на высоком уровне владеть знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития и т.д.;
- пользоваться различными знаниями и информационными ресурсами и применять их в рамках медико-экологических основ устойчивого развития;
- владеть знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития;
-объяснять основные взаимосвязи и закономерности медико-экологических и географических процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владения знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды;
- владения методологической базой комплексной оценки состояния и динамики медико-экологической ситуации и устойчивого развития территории;
- применения полученных знания для обоснования мероприятий по улучшению медико-экологической ситуации, охране окру¬жающей среды и устойчивого развития регионов;
- анализа и моделирования медико-экологических ситуаций, факторов их формирования и развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину
1.1. Основные особенности современного мирового развития. Актуализация проблемы взаимоотношений человек – окружающая среда. Системный подход к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания. Качество жизни и качество здоро-вья. Приоритет сохранения здоровья как основная задача экологической политики и необходимое условие для достижения устойчивого развития. Основные цели и задачи курса, его содержание и структура. Основные методические особенности курса. Роль курса в достижении целей устойчивого развития Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2, Л2.4
1.2. Основные положения и общенаучные основы современной концепции устойчивого развития. Экологические приоритеты устойчивого развития. Критерии устойчивого развития. Предпосылки научного понимания роли здоровья человека в достижении целей устойчивого развития. Уровни устойчивого развития (локальный, ре-гиональный, национальный, глобальный) Сам. работа 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л1.2, Л3.3, Л3.2
1.3. Медико-экологические аспекты устойчи-вого развития и медико-экологические факторы, определяющие возможности устойчивого развития на каждом уровне. Опыт разработки стратегий устойчивого развития в мире с учетом показателей здоровья Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л3.2
1.4. Эколого-географические предпосылки здоровья и болезней. Здоровье и болезни как интегральный (комплексный) показа-тель медико-экологического благополу-чия. Индивидуальное и популяционное (общественное) здоровье. Показатели состояния здоровья населения как индика-торы устойчивого развития территории Практические 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3
Раздел 2. Методология медико-экологических исследований
2.1. Взаимодействие наук об окружающей среде и здоровье населения (география, общая и прикладная экология, экономика, медицинская география, геохимия ланд-шафтов, экогеохимия, экология человека и др.) и их практическая значимость. Си-стемный подход и принцип комплексно-сти исследований в анализе взаимоотно-шений человека со средой его обитания. Медико- экологический мониторинг и его место в системе мониторинга. Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3, Л3.4
2.2. Показатели состояния здоровья населе-ния. Методы получения и обработки ин-формации о состоянии здоровья населе-ния. Методы выявления и оценки взаимосвязей между состоянием здоровья насе-ления и особенностями географической среды (картографические, математико-статистические, эпидемиологические, биогеохимические, социологические и др.). Принципы медико-географического картографирования. Прогнозные оценки изменений состояния природной среды и здоровья населения. Практические 8 8 ОПК-6, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л3.3, Л3.2, Л3.4
2.3. Роль медико-экологических исследований в сохранении здоровья населения, качества окружающей среды, генофонда человечества при решении национальных и региональных проблем устойчивого развития. Сам. работа 8 8 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л3.3, Л3.2, Л2.4
Раздел 3. Факторы риска окружающей среды для здоровья человека
3.1. Абиотические, биотические, антропогенные факторы внешней среды и их влияние на человека. Практическая значимость медико-экологических исследований для обоснования и разработки профилактических мероприятий по защите здоровья населения в целях устойчивого развития территории Лекции 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
3.2. Глобальные экологические потрясения, катастрофы и эпидемии. История гло-бальных эпидемий человека. Войны и эпидемии. Влияние экологических факторов на организм человека Сам. работа 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л1.2, Л2.3, Л3.3
3.3. Классификация болезней и патологиче-ских состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды. Инфекционные и неинфекционные болезни. Основные механизмы и закономерности эпидемиологических процессов. Концепция природных предпосылок болезней. Практические 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л3.3
Раздел 4. Воздействие природных и ан-тропогенных факторов на здоровье человека.
4.1. Зависимость человека от природных и антропогенных факторов. Теория адаптации человека. Сущность антропоэкологической концепции. Особенности жизнедеятельности человека в экстремальных условиях окружающей среды Лекции 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.3
4.2. Климат и здоровье. Погода как проявле-ние климата и ее влияние на человека. Медико- экологические последствия есте-ственных и антропогенных изменений климата. Атмосфера и здоровье. Гидро-сфера и здоровье. Литосфера и здоровье. Медико-экологические последствия ан-тропогенных нарушений рельефа. Почвы и здоровье. Биогеохимические аспекты здоровья. Микроэлементозы. Биосфера и здоровье. Медико-экологические послед-ствия различных форм преобразования природы. Практические 8 8 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л3.2
4.3. Загрязнение окружающей среды как эко-логический процесс. Локальные, регио-нальные, глобальные и космические за-грязнения. Первичное и вторичное за-грязнение. Химическая природа, концен-трации и устойчивость загрязнителей. Природное (естественное) и антропоген-ное загрязнение. Физическое, физико-химическое, химическое, биологическое и механическое загрязнение. Основные загрязняющие вещества и пути их поступ-ления в организм человека. Стойкие орга-нические загрязнители, токсичные метал-лы, диоксины и их влияние на здоровье человека. Сам. работа 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л3.3, Л2.4, Л3.4
4.4. Социально-психологические аспекты здо-ровья человека. Социально- экономиче-ское развитие как фактор формирования здоровья человека. Роль демографических процессов. Демографическое поведение. Экологические проблемы брака и семьи. Миграции и здоровье. Этническая, языко-вая и религиозная структуры населения и их роль в формировании уровня здоровья. Нарушение питания и взаимосвязь с эко-логическими и экономическими условиями. Сам. работа 8 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л3.3
4.5. Географическое распределение болезней, связанных с алиментарной недостаточно-стью. Наркотики и наркотические веще-ства – социально-экономические и куль-турно-этические аспекты. Алкоголизм как медико-экологическая проблема. Социальные факторы алкоголизма. Стресс и другие психологические проблемы. Качество жилой, рекреационной и производственной среды обитания человека. Практические 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.2
4.6. Особенности формирования медико-экологической ситуации в Алтайском крае. Основные нозологические формы. Анализ природных и антропогенных предпосылок заболеваемости населения. Практические 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л2.1, Л1.1
4.7. Подготовка к зачету Сам. работа 8 6 ОПК-6, ПК-18 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л3.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для пед. вузов М.: Фонд "Мир", 2009 156
Л1.2 Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б. Социальная экология: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 7
Л2.2 Реймерс Н.Ф. Природопользование: Мысль, 1990
Л2.3 Емельянов А.Г. Основы природопользования: учебник М.: Академия, 2011 http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_23121.pdf
Л2.4 : ,
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Вайнер Э.Н. Валеология: учеб. для вузов М.: Флинта, 2007
Л3.2 Назарова Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: : учеб. для вузов М. : Академия, 2012
Л3.3 Силантьева М.М., Карлова Н.В., Мироненко О.Н.. Оновы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права: учеб. пособие Барнаул :Изд-во АлтГУ, 2008. elibrary.asu.ru
Л3.4 И.А. Хлебович, Ю.И. Винокуров, И.Н. Ротанова, В.С. Ревякин Медико-экологический атлас Алтайского края: научно-методические ос-новы разработки и состав-ления Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба статистики – актуальная медико-демографическая информация www.gks.ru
Э2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ www.socionauki.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Медико-экологические основы устойчивого развития»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Медико-экологические основы устойчивого развития» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Медико-экологические основы устой-чивого развития» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом до-ма, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и ме-тодиками медико-экологической оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продол-жает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практиче-ским занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем по-ставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизве-дению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступаю-щий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоис-точникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логич-ное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором доста-точно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он мо-жет (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправ-ления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Медико-экологические основы устойчивого развития» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Медико-экологические основы устойчивого раз-вития» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной ли-тературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Медико-экологические основы устойчивого развития»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Медико-экологические основы устойчивого развития», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и со-держанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков са-мостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, рас-крывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.