Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 30 | 30 | 30 | 30 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор
1.1. | Формирование у студентов понимания взаимосвязи качества окружающей среды и здоровья человека, обеспечение комплексного, системного подхода к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания и к решению проблем устойчивого развития |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ОПК-6 | владением знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды |
ПК-18 | владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды в контексте медико-экологических основ устойчивого развития; - основные термины и понятия медико-экологических основ устойчивого развития; - теоретические основы и законы геохимии и геофизики, окружающей среды; основ природопользования и экономики природопользования в рамках медико-экологических основ устойчивого развития. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - на высоком уровне владеть знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития и т.д.; - пользоваться различными знаниями и информационными ресурсами и применять их в рамках медико-экологических основ устойчивого развития; - владеть знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития; -объяснять основные взаимосвязи и закономерности медико-экологических и географических процессов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - владения знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; - владения методологической базой комплексной оценки состояния и динамики медико-экологической ситуации и устойчивого развития территории; - применения полученных знания для обоснования мероприятий по улучшению медико-экологической ситуации, охране окру¬жающей среды и устойчивого развития регионов; - анализа и моделирования медико-экологических ситуаций, факторов их формирования и развития |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в дисциплину | ||||||
1.1. | Основные особенности современного мирового развития. Актуализация проблемы взаимоотношений человек – окружающая среда. Системный подход к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания. Качество жизни и качество здоро-вья. Приоритет сохранения здоровья как основная задача экологической политики и необходимое условие для достижения устойчивого развития. Основные цели и задачи курса, его содержание и структура. Основные методические особенности курса. Роль курса в достижении целей устойчивого развития | Лекции | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-18 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
1.2. | Основные положения и общенаучные основы современной концепции устойчивого развития. Экологические приоритеты устойчивого развития. Критерии устойчивого развития. Предпосылки научного понимания роли здоровья человека в достижении целей устойчивого развития. Уровни устойчивого развития (локальный, ре-гиональный, национальный, глобальный) | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.2, Л3.3, Л3.2 |
1.3. | Медико-экологические аспекты устойчи-вого развития и медико-экологические факторы, определяющие возможности устойчивого развития на каждом уровне. Опыт разработки стратегий устойчивого развития в мире с учетом показателей здоровья | Лекции | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-18 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л3.2 |
1.4. | Эколого-географические предпосылки здоровья и болезней. Здоровье и болезни как интегральный (комплексный) показа-тель медико-экологического благополу-чия. Индивидуальное и популяционное (общественное) здоровье. Показатели состояния здоровья населения как индика-торы устойчивого развития территории | Практические | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-18 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3 |
Раздел 2. Методология медико-экологических исследований | ||||||
2.1. | Взаимодействие наук об окружающей среде и здоровье населения (география, общая и прикладная экология, экономика, медицинская география, геохимия ланд-шафтов, экогеохимия, экология человека и др.) и их практическая значимость. Си-стемный подход и принцип комплексно-сти исследований в анализе взаимоотно-шений человека со средой его обитания. Медико- экологический мониторинг и его место в системе мониторинга. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-18 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3, Л3.4 |
2.2. | Показатели состояния здоровья населе-ния. Методы получения и обработки ин-формации о состоянии здоровья населе-ния. Методы выявления и оценки взаимосвязей между состоянием здоровья насе-ления и особенностями географической среды (картографические, математико-статистические, эпидемиологические, биогеохимические, социологические и др.). Принципы медико-географического картографирования. Прогнозные оценки изменений состояния природной среды и здоровья населения. | Практические | 8 | 8 | ОПК-6, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л3.3, Л3.2, Л3.4 |
2.3. | Роль медико-экологических исследований в сохранении здоровья населения, качества окружающей среды, генофонда человечества при решении национальных и региональных проблем устойчивого развития. | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-6, ПК-18 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л3.3, Л3.2 |
Раздел 3. Факторы риска окружающей среды для здоровья человека | ||||||
3.1. | Абиотические, биотические, антропогенные факторы внешней среды и их влияние на человека. Практическая значимость медико-экологических исследований для обоснования и разработки профилактических мероприятий по защите здоровья населения в целях устойчивого развития территории | Лекции | 8 | 4 | ОПК-6, ПК-18 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2 |
3.2. | Глобальные экологические потрясения, катастрофы и эпидемии. История гло-бальных эпидемий человека. Войны и эпидемии. Влияние экологических факторов на организм человека | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.2, Л2.3, Л3.3 |
3.3. | Классификация болезней и патологиче-ских состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды. Инфекционные и неинфекционные болезни. Основные механизмы и закономерности эпидемиологических процессов. Концепция природных предпосылок болезней. | Практические | 8 | 4 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.2, Л1.1, Л3.3 |
Раздел 4. Воздействие природных и ан-тропогенных факторов на здоровье человека. | ||||||
4.1. | Зависимость человека от природных и антропогенных факторов. Теория адаптации человека. Сущность антропоэкологической концепции. Особенности жизнедеятельности человека в экстремальных условиях окружающей среды | Лекции | 8 | 4 | ОПК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.3 |
4.2. | Климат и здоровье. Погода как проявле-ние климата и ее влияние на человека. Медико- экологические последствия есте-ственных и антропогенных изменений климата. Атмосфера и здоровье. Гидро-сфера и здоровье. Литосфера и здоровье. Медико-экологические последствия ан-тропогенных нарушений рельефа. Почвы и здоровье. Биогеохимические аспекты здоровья. Микроэлементозы. Биосфера и здоровье. Медико-экологические послед-ствия различных форм преобразования природы. | Практические | 8 | 8 | ОПК-6, ПК-18 | Л2.1, Л1.2, Л3.2 |
4.3. | Загрязнение окружающей среды как эко-логический процесс. Локальные, регио-нальные, глобальные и космические за-грязнения. Первичное и вторичное за-грязнение. Химическая природа, концен-трации и устойчивость загрязнителей. Природное (естественное) и антропоген-ное загрязнение. Физическое, физико-химическое, химическое, биологическое и механическое загрязнение. Основные загрязняющие вещества и пути их поступ-ления в организм человека. Стойкие орга-нические загрязнители, токсичные метал-лы, диоксины и их влияние на здоровье человека. | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-6, ПК-18 | Л2.1, Л1.1, Л3.3, Л3.4 |
4.4. | Социально-психологические аспекты здо-ровья человека. Социально- экономиче-ское развитие как фактор формирования здоровья человека. Роль демографических процессов. Демографическое поведение. Экологические проблемы брака и семьи. Миграции и здоровье. Этническая, языко-вая и религиозная структуры населения и их роль в формировании уровня здоровья. Нарушение питания и взаимосвязь с эко-логическими и экономическими условиями. | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-6 | Л2.1, Л1.2, Л3.3 |
4.5. | Географическое распределение болезней, связанных с алиментарной недостаточно-стью. Наркотики и наркотические веще-ства – социально-экономические и куль-турно-этические аспекты. Алкоголизм как медико-экологическая проблема. Социальные факторы алкоголизма. Стресс и другие психологические проблемы. Качество жилой, рекреационной и производственной среды обитания человека. | Практические | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-18 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.2 |
4.6. | Особенности формирования медико-экологической ситуации в Алтайском крае. Основные нозологические формы. Анализ природных и антропогенных предпосылок заболеваемости населения. | Практические | 8 | 4 | ОПК-6, ПК-18 | Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л3.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Артюнина Г.П. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для пед. вузов | М.: Фонд "Мир", 2009 | 156 |
Л1.2 | Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б. | Социальная экология: учеб. для высш. проф. образования | М.: Академия, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Горелов А.А. | Концепции современного естествознания: учеб. пособие | М.: Юрайт, 2011 | 7 |
Л2.2 | Реймерс Н.Ф. | Природопользование: | Мысль, 1990 | |
Л2.3 | Емельянов А.Г. | Основы природопользования: учебник | М.: Академия, 2011 | http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_23121.pdf |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Вайнер Э.Н. | Валеология: учеб. для вузов | М.: Флинта, 2007 | |
Л3.2 | Назарова Е.Н. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: : учеб. для вузов | М. : Академия, 2012 | |
Л3.3 | Силантьева М.М., Карлова Н.В., Мироненко О.Н.. | Оновы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права: учеб. пособие | Барнаул :Изд-во АлтГУ, 2008. | elibrary.asu.ru |
Л3.4 | И.А. Хлебович, Ю.И. Винокуров, И.Н. Ротанова, В.С. Ревякин | Медико-экологический атлас Алтайского края: научно-методические ос-новы разработки и состав-ления | Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ | www.socionauki.ru | ||
Э2 | Федеральная служба статистики – актуальная медико-демографическая информация | www.gks.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная). MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Медико-экологические основы устойчивого развития» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Медико-экологические основы устойчивого развития» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Медико-экологические основы устой-чивого развития» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом до-ма, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и ме-тодиками медико-экологической оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продол-жает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практиче-ским занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем по-ставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизве-дению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступаю-щий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоис-точникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логич-ное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором доста-точно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он мо-жет (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправ-ления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Медико-экологические основы устойчивого развития» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Медико-экологические основы устойчивого раз-вития» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной ли-тературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Медико-экологические основы устойчивого развития» Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Медико-экологические основы устойчивого развития», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и со-держанию курса. Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков са-мостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, рас-крывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |