Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 62 | 62 | 62 | 62 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор
1.1. | Цель освоения учебной дисциплины: - формирование у студентов целостного представления и комплексных знаний в области международного регулирования водопользования. Задачи дисциплины: - получение теоретических знаний в сфере международного регулирования водопользования; - получение практических умений и навыков по применению нормативных правовых актов, регулирующих водные отношения на национальном и международном уровнях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ОПК-6 | владением знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды |
ПК-18 | владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Начальный этап ОПК-6: - основы международного водного права; - систему, принципы, методы международного экологического права; - нормы международного права, регулирующие отношения в сфере водопользования; - источники права Российской Федерации в сфере водопользования; - права и обязанности в сфере водопользования; - организационный механизм водопользования и обеспечения экологической безопасности; - экономический механизм водопользования; - юридическую ответственность за экологические правонарушения в сфере водопользования. Начальный этап ПК-18: - экологические требования к деятельности в сфере водного хозяйства; - международные принципы охраны окружающей среды; Базовый этап ОПК-6: - базовые международные конвенции в сфере водопользования и охраны водных ресурсов; - экологические требования к хозяйственной деятельности в сфере водного хозяйства; - правовой режим использования и охраны вод в Российской Федерации; - правовой режим использования и охраны природных ресурсов во внутренних водах, территориальном море, прилежащей зоне и исключительной экономической зоне; - правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации. Базовый этап ПК-18: - основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития: - основы трансграничного водопользования; - категории особо охраняемых водных природных территорий и объектов; - основы использования и охраны международных вод (рек, озер); - основы использования и охраны водных ресурсов на международных территориях. - основы использования и охраны водных ресурсов в территориальном море, прилежащей зоне и исключительной экономической зоне. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Начальный этап ОПК-6: - применять основные базовые знания в практической деятельности: - работать с международными и национальными нормативными правовыми документами, регулирующими водопользование; - определять характер юридической ответственности за экологические правонарушения в сфере водопользования. Начальный этап ПК-18: применять основные базовые знания в практической деятельности: - работать в справочно-информационных системах; - работать с международными нормативными доку-ментами; - решать ситуационные задачи в сфере международ-ного регулирования водопользованием. Базовый этап ОПК-6: - применять основные базовые знания в практической деятельности: - работать в справочно-информационных системах; - работать с нормативными правовыми документами, - определять характер международной ответственно-сти за экологические правонарушения в сфере водо-пользования. Базовый этап ПК-18: - применять основные базовые знания в практической деятельности: - работать в справочно-информационных системах; - работать с международными нормативными доку-ментами; - решать ситуационные задачи в сфере международного регулирования водопользованием; - составлять экологические обоснования для рационального использования водных ресурсов на межна-циональном и международном уровнях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Начальный этап ОПК-6: - методами управления водопользования на национальном и международном уровнях. Начальный этап ПК-18: - методами управления водопользования и охраной окружающей среды на международном и межнациональном уровнях. Базовый этап ОПК-6: - методами правоприменения при организации водопользования и мероприятий по охране окружающей среды. Базовый этап ПК-18: - методами управления водопользования и охраной окружающей среды на международном и межнациональном уровнях; - навыками подготовки специальных документов в сфере водопользования на международном уровне. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Водные ресурсы:национальные и трансграничные воды. | ||||||
1.1. | Водные ресурсы:национальные и трансграничные воды. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Водные ресурсы:национальные и трансграничные воды. | Практические | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Водные ресурсы:национальные и трансграничные воды. | Сам. работа | 8 | 8 | ||
Раздел 2. Международное регулирование вордопользованием | ||||||
2.1. | Международное регулирование вордопользованием | Лекции | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Международное регулирование вордопользования | Практические | 8 | 4 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Международное регулирование вордопользования | Сам. работа | 8 | 8 | ||
Раздел 3. Международное водное право | ||||||
3.1. | Международное водное право | Лекции | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Международное водное право | Практические | 8 | 4 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Международное водное право | Сам. работа | 8 | 8 | ||
Раздел 4. Глобальные водные конвенции | ||||||
4.1. | Глобальные водные конвенции | Лекции | 8 | 0 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Глобальные водные конвенции | Практические | 8 | 4 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Глобальные водные конвенции | Сам. работа | 8 | 8 | ||
Раздел 5. Управление международными водными ресурсами. Трансграничное водопользование | ||||||
5.1. | Управление международными водными ресурсами. Трансграничное водопользование | Лекции | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Управление международными водными ресурсами. Трансграничное водопользование | Практические | 8 | 4 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.3. | Управление международными водными ресурсами. Трансграничное водопользование | Сам. работа | 8 | 8 | ||
Раздел 6. Развитие международного водного права по регионам | ||||||
6.1. | Развитие международного водного права по регионам | Лекции | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.2. | Развитие международного водного права по регионам | Практические | 8 | 10 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.3. | Развитие международного водного права по регионам | Сам. работа | 8 | 8 | ||
Раздел 7. Водные споры на межгосударственном уровне и инструменты их решения | ||||||
7.1. | Водные споры на межгосударственном уровне и инструменты их решения | Лекции | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.2. | Водные споры на межгосударственном уровне и инструменты их решения | Практические | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.3. | Водные споры на межгосударственном уровне и инструменты их решения | Сам. работа | 8 | 8 | ||
Раздел 8. Охрана международных вод. | ||||||
8.1. | Охрана международных вод. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.2. | Охрана международных вод. | Практические | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-18 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.3. | Охрана международных вод. | Сам. работа | 8 | 6 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
В приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
В приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Хлуденева Н.И., Пономарев М.В., Кичигин Н.В. | ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. | ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Боголюбов С.А. - отв. ред. | ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | База знаний «Международное и национальное водное право» | www.cawater-info.net | ||
Э2 | Конвенции и соглашения ООН | www.un.org | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE. Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |