МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международное регулирование водопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 62
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 62 62 62 62
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Антюфеева Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Международное регулирование водопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины:
- формирование у студентов целостного представления и комплексных знаний в области
международного регулирования водопользования.
Задачи дисциплины:
- получение теоретических знаний в сфере международного регулирования водопользования;
- получение практических умений и навыков по применению нормативных правовых актов, регулирующих водные отношения на национальном и международном уровнях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Начальный этап ОПК-6:
- основы международного водного права;
- систему, принципы, методы международного экологического права;
- нормы международного права, регулирующие отношения в сфере водопользования;
- источники права Российской Федерации в сфере водопользования;
- права и обязанности в сфере водопользования;
- организационный механизм водопользования и обеспечения экологической безопасности;
- экономический механизм водопользования;
- юридическую ответственность за экологические правонарушения в сфере водопользования.
Начальный этап ПК-18:
- экологические требования к деятельности в сфере водного хозяйства;
- международные принципы охраны окружающей среды;
Базовый этап ОПК-6:
- базовые международные конвенции в сфере водопользования и охраны водных ресурсов;
- экологические требования к хозяйственной деятельности в сфере водного хозяйства;
- правовой режим использования и охраны вод в Российской Федерации;
- правовой режим использования и охраны природных ресурсов во внутренних водах, территориальном море, прилежащей зоне и исключительной экономической зоне;
- правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.
Базовый этап ПК-18:
- основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития:
- основы трансграничного водопользования;
- категории особо охраняемых водных природных территорий и объектов;
- основы использования и охраны международных вод (рек, озер);
- основы использования и охраны водных ресурсов на международных территориях.
- основы использования и охраны водных ресурсов в территориальном море, прилежащей зоне и исключительной экономической зоне.
3.2.Уметь:
3.2.1.Начальный этап ОПК-6:
- применять основные базовые знания в практической деятельности:
- работать с международными и национальными нормативными правовыми документами, регулирующими водопользование;
- определять характер юридической ответственности за экологические правонарушения в сфере водопользования.
Начальный этап ПК-18:
применять основные базовые знания в практической деятельности:
- работать в справочно-информационных системах;
- работать с международными нормативными доку-ментами;
- решать ситуационные задачи в сфере международ-ного регулирования водопользованием.
Базовый этап ОПК-6:
- применять основные базовые знания в практической деятельности:
- работать в справочно-информационных системах;
- работать с нормативными правовыми документами,
- определять характер международной ответственно-сти за экологические правонарушения в сфере водо-пользования.
Базовый этап ПК-18:
- применять основные базовые знания в практической деятельности:
- работать в справочно-информационных системах;
- работать с международными нормативными доку-ментами;
- решать ситуационные задачи в сфере международного регулирования водопользованием;
- составлять экологические обоснования для рационального использования водных ресурсов на межна-циональном и международном уровнях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Начальный этап ОПК-6:
- методами управления водопользования на национальном и международном уровнях.
Начальный этап ПК-18:
- методами управления водопользования и охраной окружающей среды на международном и межнациональном уровнях.
Базовый этап ОПК-6:
- методами правоприменения при организации водопользования и мероприятий по охране окружающей среды.
Базовый этап ПК-18:
- методами управления водопользования и охраной окружающей среды на международном и межнациональном уровнях;
- навыками подготовки специальных документов в сфере водопользования на международном уровне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Водные ресурсы:национальные и трансграничные воды.
1.1. Водные ресурсы:национальные и трансграничные воды. Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Водные ресурсы:национальные и трансграничные воды. Практические 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Водные ресурсы:национальные и трансграничные воды. Сам. работа 8 8
Раздел 2. Международное регулирование вордопользованием
2.1. Международное регулирование вордопользованием Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Международное регулирование вордопользования Практические 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Международное регулирование вордопользования Сам. работа 8 8
Раздел 3. Международное водное право
3.1. Международное водное право Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Международное водное право Практические 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Международное водное право Сам. работа 8 8
Раздел 4. Глобальные водные конвенции
4.1. Глобальные водные конвенции Лекции 8 0 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Глобальные водные конвенции Практические 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Глобальные водные конвенции Сам. работа 8 8
Раздел 5. Управление международными водными ресурсами. Трансграничное водопользование
5.1. Управление международными водными ресурсами. Трансграничное водопользование Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Управление международными водными ресурсами. Трансграничное водопользование Практические 8 4 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Управление международными водными ресурсами. Трансграничное водопользование Сам. работа 8 8
Раздел 6. Развитие международного водного права по регионам
6.1. Развитие международного водного права по регионам Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Развитие международного водного права по регионам Практические 8 10 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Развитие международного водного права по регионам Сам. работа 8 8
Раздел 7. Водные споры на межгосударственном уровне и инструменты их решения
7.1. Водные споры на межгосударственном уровне и инструменты их решения Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.2. Водные споры на межгосударственном уровне и инструменты их решения Практические 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.3. Водные споры на межгосударственном уровне и инструменты их решения Сам. работа 8 8
Раздел 8. Охрана международных вод.
8.1. Охрана международных вод. Лекции 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
8.2. Охрана международных вод. Практические 8 2 ОПК-6, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
8.3. Охрана международных вод. Сам. работа 8 6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хлуденева Н.И., Пономарев М.В., Кичигин Н.В. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Боголюбов С.А. - отв. ред. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 База знаний «Международное и национальное водное право» www.cawater-info.net
Э2 Конвенции и соглашения ООН www.un.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
 Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.