Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Управление природопользованием |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_УП_12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "Менеджмент и маркетинг в природопользовании" являются получение исчерпывающих теоретических знаний, практических навыков менеджмента и маркетинга в сфере природопользования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОПК-7 | способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом |
ПК-2 | способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - алгоритм аналитико-синтетической работы, классифицирования, сравнения, обобщения, систематизации; - основные понятия, представления о право-вых и этических нормах при оценке послед-ствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов; - основы экологического менеджмента и маркетинга; - систему экологического менеджмента; - механизмы маркетинга в природопользовании; - особенности проектирования природоохранных мероприятий; - способы аналитико-синтетической работы, способы классифицирования, сравнения, обобщения, систематизации; - понятия, представления о правовых и этических нормах при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов; - основы теории менеджмента, особенности применения теории менеджмента в практике природопользования; - основы теории маргетинга, особенности применения теории маркетинга в практике природопользования; - этапы планирования экологической и при-родно-ресурсной деятельности предприятия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать содержание научных публи-каций (статей, монографий); - проводить аннотирование и реферирование научных публикаций и источников информации; - применять дедуктивный и индуктивный способы при мыслительной деятельности в ходе выполнения практических заданий; - использовать приобретенные знания о правовых и этических нормах в ходе практической деятельности; - разрабатывать экологическую политику предприятия; - выделять производственные процессы, связанные с экологическим управлением, планировать мероприятия по экологическому аудиту; - осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими, научно-производственными и экспертно-аналитическими работами в области природопользования; - использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры (работать с теоретическим материалами; применять современные компью-терные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе, передаче географической информации; оценивать сложившуюся ситуацию и определения перечня инженерно-технических мероприятий, необходимых для разрешения сложившейся ситуации; разрабатывать проекты по проведению инженерно-технических мероприятий). |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - знанием алгоритма аналитико-синтетической работы, классифицирования, сравнения, обобщения, систематизации; - алгоритмом использования приобретенных знаний о правовых и этических нормах в ходе практической деятельности; - навыками разработки систем экологического менеджмента на предприятии; - навыками проведения экологического аудита; - навыками контроля и мотивации персонала при проведении природоохранных мероприятий; - способами аналитико-синтетической рабо-ты, классифицирования, сравнения, обобще-ния, систематизации; - навыками использования углубленных знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом; - способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания в сфере менеджмента и маркетинга; - способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания в сфере управления природопользованием. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Менеджмент и маркетинг в природопользовании: общие положения | ||||||
1.1. | Менеджмент и маркетинг в природопользовании: общие положения | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Менеджмент и маркетинг в природопользовании: общие положения | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Менеджмент и маркетинг в природопользовании: общие положения | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Система экологического менеджмента | ||||||
2.1. | Система экологического менеджмента | Практические | 2 | 4 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Система экологического менеджмента | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Организация экологической деятельности предприятия | ||||||
3.1. | Организация экологической деятельности предприятия | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Организация экологической деятельности предприятия | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Экологический аудит и аудит природопользования | ||||||
4.1. | Экологический аудит и аудит природопользования | Практические | 2 | 4 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Экологический аудит и аудит природопользования | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Основы экологического маркетинга | ||||||
5.1. | Основы экологического маркетинга | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Основы экологического маркетинга | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
5.3. | Основы экологического маркетинга | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 6. Маркетинг в природопользовании | ||||||
6.1. | Маркетинг в природопользовании | Практические | 2 | 8 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
6.2. | Маркетинг в природопользовании | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 7. Экологическая маркировка и сертификация | ||||||
7.1. | Экологическая маркировка и сертификация | Практические | 2 | 4 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
7.2. | Экологическая маркировка и сертификация | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 8. Экологическое страхование | ||||||
8.1. | Экологическое страхование | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
8.2. | Экологическое страхование | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 9. Рынок экологических товаров и услуг в регионе | ||||||
9.1. | Рынок экологических товаров и услуг в регионе | Практические | 2 | 4 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1 |
9.2. | Рынок экологических товаров и услуг в регионе | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-1, ОПК-7, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
В приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
В приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И.С. Масленникова, Л.М. Кузнецов | Экологический менеджмент и аудит: учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/F3B0D3DB-9F04-4459-8C9C-5FA996787455 |
Л1.2 | Годин А.М. | Экологический менеджмент: Учебные пособия | Издательство "Дашков и К", 2017 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Чернышева А.М., Якубова Т.Н. | ПРОМЫШЛЕННЫЙ (B2B) МАРКЕТИНГ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Липсиц И. В. | Маркетинг-менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/961C3C1E-79C5-4949-95BC-5577C0F17C94 |
Л2.2 | Синяева И.М., Жильцова О.Н. | Маркетинг: учебник | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Экологический маркетинг | www.marketing.spb.ru | ||
Э2 | Применение стандартов ISO для достижения целей "зеленой" экономики | moluch.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle "Менеджмент и маркетинг в природопользовании" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/ Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1 |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE. Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |