МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz05_03_06_ПП-45-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Общая экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. (регистрационный № N 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
В процессе преподавания курса у студентов должны сформироваться основы экологического мышления и культуры.
Задачи курса:
1. Усвоить теоритические основы современной экологии;
2. Рассмотреть особенности экологических систем разного уровня;
3. Изучить влияние антропогенной деятельности на биосферу Земли.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы экологии и современные представления о закомерностях функционирования экологических систем разного ранга
3.2.Уметь:
3.2.1.• анализировать состояние экосистем и прогнозировать их развитие
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Анализа динамики экосистем;
• Выделения экологических характеристик территории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая экология как наука
1.1. Общая экология как наука Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л3.1
1.2. История экологии Сам. работа 1 0 Л3.1
Раздел 2. Взаимодействие организма и среды
2.1. Взаимодействие организма и среды Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.2. Взаимодействие организма и среды Сам. работа 1 12 Л3.1
Раздел 3. Экология популяций
3.1. Экология популяций Практические 1 1 Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.2. Экология популяций Сам. работа 1 12 Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Экология сообществ
4.1. Экология сообществ Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.2. Экология сообществ Сам. работа 1 18 Л1.2, Л3.1
Раздел 5. Экология экосистем
5.1. Экология экосистем Лекции 1 1 Л2.2, Л1.2, Л3.1
5.2. Экология экосистем Практические 1 1 ОПК-4 Л1.1, Л3.1
5.3. Экология экосистем Сам. работа 1 18 Л1.2, Л3.1
Раздел 6. Биосфера как глобальная экосистема
6.1. Биосфера как глобальная экосистема Практические 1 2 Л1.2, Л3.1
6.2. Биосфера как глобальная экосистема Сам. работа 1 18 ОПК-4 Л1.1, Л3.1
Раздел 7. Человек в биосфере.
7.1. Человек в биосфере. Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л3.1
7.2. Человек в биосфере. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.2, Л3.1
7.3. Загрязнение среды Сам. работа 1 9 Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные вопросы к семинарским занятиям


Тема: Основные экологические факторы

1. Солнечная радиация: структура, значение.
2. Экологические группы растений по отношению к свету.
3. Свет как экологический фактор среды обитания животных.
4. Тепловой режим. Влияние температуры на жизненные процессы.
5. Пойкилотермные и гомойотермные организмы.
6. Температурные адаптации наземных растений и животных.
7. Вода. Основные показатели влажности. Распределение влаги по сезонам.
8. Адаптация растений к поддержанию водного баланса. Экологические группы растений по отношению к воде.
9. Водный баланс наземных животных.

Тема: Основные экологические проблемы современности

1. Рост народонаселения Земли.
2. Демографическая политика стран.
3. Сырьевая проблема: состояние и перспективы ее решения.
4. Атмосфера Земли: структура, состав, значение.
5. Источники загрязнения атмосферы и основные загрязняющие вещества.
6. Экологические последствия загрязнения атмосферы: парниковый эффект, кислотные осадки, истощение озонового слоя.
7. Гидросфера Земли: понятие, строение, значение.
8. Источники загрязнения гидросферы и основные загрязняющие вещества.
9. Загрязнение Мирового океана.
10. Почвенный покров Земли: понятие, структура, состав, значение.
11. Источники загрязнения почв и основные загрязняющие вещества.
12. Органическое земледелие.

Тема: Классификация экосистем. Основные типы экосистем

1. Характеристика лесных экосистем.
2. Характеристика травянистых экосистем Земли.
3. Аридные экосистемы.
4. Характеристика пресноводных экосистем.
5. Характеристика морских экосистем Земли.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Иерархия уровней организации биологических систем.
2. Моделирование в экологии.
3. Гипотеза Геи.
4. Город как экосистема.
5. Закон энтропии.
6. Энергетика среды.
7. Концепция продуктивности.
8. Распределение первичной продукции.
9. Универсальная модель потоков энергии.
10. Токсичные соединения в пищевых цепях.
11. Метаболизм и размеры особей.
12. Биогеохимические циклы.
13. Эволюция биосферы.
14. Экотоны и краевые эффекты.
15. Исчезновение видов.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Методология современной экологии.
2. Основные направления экологии.
3. Область применения экологии.
4. Понятие об окружающей среде.
5. Толерантность организмов.
6. Лимитирующие факторы.
7. Понятие о виде. Морфологический и биологический виды.
8. Экологическая структура популяций.
9. Популяционные волны и причины их вызывающие.
10. Наименьшая единица популяции.
11. Понятие о генотипе и генофонде.
12. Фенотип и фенотипическая изменчивость.
13. Понятия о биоценозе. Свойства биоценозов.
14. Понятие о биотопе. Свойства биотопов.
15. Геобиоценоз как экосистема.
16. Дефиниции экосистемы и структура экосистем.
17. Понятие о биосфере и ноосфере. Роль В.И. Вернадского.
18. Компенсация экологических факторов и экотипы.
19. Характеристика лимитирующих абиотических факторов.
20. Характеристика биотических факторов.
21. Типы и иерархия экосистем.
22. Концепция экотона.
23. Устойчивость экосистем. Критерии устойчивости.
24. Понятие об экологических кризисах.
25. Антропогенные экологические кризисы.
26. Природные катастрофы и их влияние на развитие экосистем.
27. Понятие о глобальном мониторинге.
28. Проблема вирусной экологии.
29. Химические и бактериологические действия на экосистемы.
30. Проблема здоровья человека.
31. Человек как мощный экологический фактор.
32. Последствия в биосфере после ядерных конфликтов.
33. Понятие об экологической экспертизе.
34. Главные этапы эволюции биосферы.
35. Концепции возникновения жизни.
36. Концепция рационального природопользования.
37. Экзобиология как наука о неземных формах жизни.
38. Факторы и типы эволюционных процессов.
39. Заповедники Алтайского края.
40. Удивительный растительный мир Алтайского края.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тема «Основы экологии экосистем»
1. Взаимовыгодные отношения между особями разных видов, без которых существование осо-бей становится невозможным- это…:
А.мутуализм; В. аменсализм; Б. комменсализм; Г. нейтрализм.
2. Одной из форм комменсализма, при которой особи одного вида используют тела (или убежи-ща) особей другого вида в качестве жилища является:
А. нахлебничество; В. симбиоз; Б. квартиранство; Г. паразитизм.
3. Примером биотических отношений, при которых особи одного вида потребляют остатки пищи особей другого вида, являются:
А.акула- рыба-прилипала; Б. собака – лопух;
В. Рыба горчак – двухстворчатый моллюск; Г. пчелы- луговые растения.
4. Биотические отношения, при которых одни организмы живут счет особей другого вида:
А.паразитизм; Б. мутуализм; В. симбиоз; Г. хищничество.
5. Взаимоотношения, возникающие между особями разных видов со сходными экологическими требованиями:
А. симбиоз; Б. нейтрализм; В.конкуренция; Г. аменсализм.
6. Постоянное или временное сожительство особей разных видов, при котором один из партне-ров питается остатками пищи или продуктами выделения другого, не причиняя ему вреда:
А. мутуализм; В. аменсализм; Б.комменсализм; Г. нейтрализм.
7. Форма связей между видами, при которой организм-потребитель использует живого хозяина не только в качестве источника пищи, но и как место постоянного или временного обитания:
А. мутуализм; В. аменсализм; Б.паразитизм; Г. нейтрализм.
8. Давление популяции хищников на популяцию жертв приводит в последней к:
А. увеличению числа особей пострепродуктивного возраста;
Б. быстрому сокращению числа здоровых особей;
В. Увеличению числа больных особей;
Г.более раннему участию особей в размножении.
9. Любую совокупность организмов, совместно обитающих в среде, где поддерживается кругово-рот веществ, называют;
а) природным сообществом; б) экосистемой;
в) биотой; г) экотопом.
10. Ученый А. Тенсли ввел понятие:
а) биогеоценоз в 1940 г.; б) биогенная миграция атомов в 1935 г.;
в) экосистема в 1935 г.; г) биосфера в 1920 г.
11. Продукцию консументов называют:
а) первичной; б) вторичной; в) третичной; г) основной.
12. С мертвого растительного опада или помета животных начинаются:
а) цепи пастбищные; б) цепи питания;
в) цепи разложения; г) цепи трофические.
13. Наименьшей первичной продукцией характеризуются;
а) поверхностные слои океана до 100 м;
б) прибрежные части океана;
в) глубины океана;
г) мелководные участки океана.
14. Чистой биологической продукцией называют:
а) часть валовой первичной продукции, которая расходуется на рост и развитие расте-ний;
б) вся валовая первичная продукция;
в) итоговая вторичная продукция;
г) суммарная первичная и вторичная продукция.
16. Наиболее устойчивой из нижеперечисленных экосистем можно назвать:
а) пашню; б) пустошь; в) мелководье; г) дубраву.
17. К сукцессиям, вызванным внешними факторами, можно отнести:
а) саморазрастание отвалов пустой горной породы;
б) изменение пойменных лугов как результат выпаса скота;
в) зарастание скал;
г) саморазрастание озера.
18. Состояние окончательного равновесия в экосистеме, возникающего по завершению сук-цессионного ряда называется:
а) завершающим этапом; б) терминальным этапом;
в) концевой стадией; г) климаксом.
19. Перевернутая пирамида численности характерна для экосистем:
а) пустынь; б) лугов; в) водоемов; г) гор.
20. Устойчивость экосистемы зависит:
а) от биоразнообразия и разветвленности пищевых цепей;
б) от климатических характеристик;
в) от пространственного расположения;
г) от численности представителей отдельного вида.
21. Поток энергии - это переход энергии в виде химических связей органических соединений:
а) в цепях питания от более высокого трофического уровня к более низкому;
б) в цепях питания от более низкого трофического уровня к более высокому;
в) в почву как результат разложения;
г) в реакциях фотосинтеза.
22. При переходе с одного трофического уровня на другой, более высокий, количество энергии:
а) увеличивается не менее чем на 10%; б) уменьшается на 10%;
в) уменьшается не менее чем на 90%; г) совсем незначительно.
23. Максимально возможный в природе КПД фотосинтеза:
а) 0,1-0,5%; б) 1-2%; в) 10-12%; г) 20% и более.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пономарева И.Н., Соломин В.П., Корнилова О.А., Пономарева И.Н. Общая экология: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2009
Л1.2 А. К. Бродский Общая экология: учебник М.: Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бродский А.К. Общая экология: учебник М.: Академия, 2007
Л2.2 А. К. Бродский Общая экология: учебник М.: Академия, 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 авт.-сост. О. В. Отто Общая экология : учеб. пособие для очного отд-ния геогр. фак. Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/
Э2 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog
Э3 3. Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru
Э4 4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/
Э5 5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su
Э6 6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru
Э7 7. Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru
Э8 1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/
Э9 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog
Э10 3. Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru
Э11 4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/
Э12 5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su
Э13 6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru
Э14 7. Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru
Э15 Общая экология : учебное пособие / авт.-сост. О.В. Отто. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2013. - 132 с. elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Ms Office, Word, Exсel, PowerРoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog
3. Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru
4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/
5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su
6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru
7. Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изу-чения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисци-плине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей под-готовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на кон-сультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем постав-ленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступле-ние должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фак-тов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основ-ные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать вы-писки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семина-ра. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.