Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z05_03_06_ПП-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор
1.1. | Формирование у студентов понятий, категорий и теорий ономастики и топонимики; ознакомление с методами топонимических исследований; изучение географической топонимической системы мира и топонимов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ФТД.В |
ОПК-3 | владением профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | сущность, функции и методы ономастики и топонимики; понятийно-терминологический аппарат ономастики и топонимики; основные принципы и закономерности образования топонимов и их проявления в странах и регионах мира. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно анализировать особенности топонимической картины мира отдельных стран и регионов мира, проводить комплексный анализ топонимов; применять основные методы ономастики и топонимики, классифицировать топонимы; выделять и объяснять существенные признаки географических топонимов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть навыками практической работы по проведению частного регионального районирования, анализа территории за счет методов топонимики; подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов по тематике проводимых исследований; практической работы по созданию информационных баз данных. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая ономастика | ||||||
1.1. | Введение. Ономастика как наука | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л1.1 |
Раздел 2. Общая топонимика | ||||||
2.1. | Топонимика как раздел ономастики. Разнообразие топонимов | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л1.3, Л2.1 |
2.2. | Топонимические словари | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3 | Л1.2 |
2.3. | Значение топонимики для географии | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Народные географические термины в топонимии как одна из основ топонимической номинации | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Классификации топонимов. Способы образования топонимов | Практические | 2 | 4 | ОПК-3 | Л2.1 |
2.6. | Физико-географические и социально-экономические термины в топонимии | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3 | |
2.7. | Классификация языков и языковая принадлежность топонимов | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-3 | Л1.4, Л2.1 |
2.8. | Географическая номенклатура как объект изучения топонимики | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-3 | Л1.4, Л2.1 |
2.9. | Полевые топонимические исследования | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-3 | Л1.2 |
2.10. | Топонимический ландшафт как объект изучения топонимики | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3 | Л1.4 |
2.11. | Топонимика в школьной географии | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (УСТНЫЙ ОПРОС, УСТНОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)) И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 1. Ономастика как раздел языкознания, как междисциплинарная область знания. Предмет, задачи и методы исследования. 2. Становление и этапы развития ономастики (донаучный, становление ономастики как науки, научный (ономастический). 3. Разделы (направления) ономастики, группы собственных имен. 4. Топонимика как раздел ономастики. Разнообразие топонимов. 5. Географические названия как элемент ономастики. 6. Структура топонимов. 7. Топонимы на географических картах. 8. Основные виды трансформации географических названий. 9. Топонимические и терминологические словари: сходства и различия. 10. Языковые семьи, группы. 11. Языковая картина мира. 12. Национальные особенности языковой картины мира. 13. Этническая карта Сибири. 14. Топонимическая картина мира. 15. Особенности картографической топонимики, цель, задачи. Выбор географических названий, параллельные названия. 16. Формы передачи на картах иноязычных названий. 17. Законодательная основа присвоения названий географическим объектам. 18. Особенности топонимов Западной Сибири, Алтайского края. 19. Методы определения возраста топонимов. 20. Правильность написания, употребления и передачи на карте географических имен как важнейшая топонимическая задача. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Тема: Общая ономастика. 1. Используя данные о своей семье, обычаях и традициях, месте проживания, определите и укажите: - антропонимы - этнонимы - зоонимы - фитонимы 2. Что означает Ваше имя (фамилия)? Часто ли встречается этот антропоним? У каких народов данный антропоним является популярным? 3. Перечислите имена собственные указанных ниже групп, которые используются (применяются) Вами или Вашей семьей в быту: - теонимы - мифонимы - хоронимы 4. Укажите имена собственные указанных ниже групп, которые будут общими для всех жителей Земли: - астронимы - планетонимы 5. Что означает имя собственное населенного пункта, в котором Вы проживаете? Тема: Топонимика как наука о собственных именах географических объектов. Общий обзор. 1. Укажите населенный пункт, район, административную единицу Вашего проживания 2. Используя данные о месте проживания, определите и укажите топонимы, заполнив таблицу (первая колонка: Классификация топонимов; вторая колонка: Примеры топонимов (в пределах населенного пункта или места проживания); третья колонка: Примеры топонимов (в пределах административной единицы или территории проживания)). Примечание: классификации топонимов: 1) по размерам объектов; 2) по отношению к действительности; 3) по характеру объектов. Примечание: при определении топонимов по характеру объектов указывайте те группы топонимов, которые характерны для населенного пункта или места проживания, а также административной единицы, в пределах которой находится Ваш населенный пункт. 3. Какие группы топонимов и почему являются типичными для населенного пункта или места проживания, а также административной единицы, в пределах которой находится Ваш населенный пункт? 4. Используя данные о структуре топонимов, выявите те группы, которые характерны для места Вашего проживания (заполните таблицу): первая колонка (группы топонимов); вторая колонка (примеры). Необходимо заполнить таблицу по простым топонимам, аффиксальным топонимам и пр. 5. Какими народами созданы топонимы на территории Вашего проживания? |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине "Ономастика и топонимика" размещен в ФОС (см. Приложение). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Д. Бондалетов | Русская ономастика: учеб. пособие | М.: Просвещение, 1983 | |
Л1.2 | А. М. Малолетко | Географическая ономастика: учебное пособие | ТГУ, Рус. геогр. о-во, Бийское отд-ние, 2008 | |
Л1.3 | Л.М. Дмитриева | Топонимика Западной Сибири. Материалы к лекционному курсу. Ч.1. Западная Сибирь : | Барнаул, 2005 | |
Л1.4 | Л.М. Дмитриева | Топонимика Западной Сибири. Материалы к лекционному курсу. Ч.3. Западная Сибирь : | Барнаул, 2005 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А. М. Малолетко | Топонимика: учебное пособие | АлтГУ, ТГУ, Рус. геогр. о-во, Бийское отд-ние, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Международный журнал по проблемам ономастики "Вопросы ономастики" | onomastics.ru | ||
Э2 | Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" (с изменениями и дополнениями) | base.garant.ru | ||
Э3 | Краткий топонимический словарь | litresp.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com / Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com) Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Освоение содержания дисциплины "Ономастика и топонимика" происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 4 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия. В ходе лекций по учебной дисциплине "Ономастика и топонимика" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и понятия. Важно использовать профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов). Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям (вопросы и задания к зачету составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой. |