Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z51_03_04_Музеология-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 132 | 132 | 132 | 132 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор
1.1. | Цель курса: В процессе преподавания курса у студентов должны сформироваться основы экологического мышления и культуры. Задачи курса: 1. Изучение основных закономерностей организации экосистем; 2.Рассмотрение социальных и экономических аспектов взаимодействия общества и природы; 3. Анализ проблем, связанных с изменением состояния окружающей среды и с использованием природных ресурсов; 4. Изучение управления в области охраны природы. 1. Усвоить теоритические основы современной экологии; 2. Рассмотреть особенности экологических систем разного уровня; 3. Изучить влияние антропогенной деятельности на биосферу Земли. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-2 | способность к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • Взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистем; • Важнейшие законы экологии; • Механизмы, обеспечивающие устойчивость экосистем; • Основы биологической продуктивности биосферы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • Анализировать структуру популяций и экосистем; • Характиризовать экосистемы различного уровня. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Иметь навыки: • Анализа динамики экосистем; • Выделения экологических характеристик территории. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экология как наука | ||||||
1.1. | Экология как наука | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2 |
1.2. | История экологии | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-2 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2 |
Раздел 2. Основные закономерности биоэкологии | ||||||
2.1. | Основные закономерности биоэкологии | Лекции | 2 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2 |
2.2. | Основные закономерности биоэкологии | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.2 |
2.3. | Основные закономерности биоэкологии | Сам. работа | 2 | 36 | ПК-2 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 3. Человек в биосфере | ||||||
3.1. | Экология человечества | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.2 |
3.2. | Экология человечества | Сам. работа | 2 | 32 | ПК-2 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2 |
Раздел 4. Концептуальные основы современного природопользования | ||||||
4.1. | Концептуальные основы современного природопользования | Лекции | 2 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.2 |
4.2. | Состояние окружающей природной среды территории РФ | Сам. работа | 2 | 34 | ПК-2 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2 |
4.3. | международное экологическое сотрудничество | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2 | Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Тема: История формирования и развития экологии СЕМИНАР 1. Развитие экологии 1. Накопление экологических знаний (до 19 века). 2. Формирование первых теоретических обобщений (19 век). 3. Развитие экологии в 20 веке. Формирование мегаэкологии. Тема: Экологические факторы среды. СЕМИНАР 2. Основные экологические факторы 1. Солнечная радиация: структура, значение. Экологические группы растений по отношению к свету. Свет как экологический фактор среды обитания животных. 2. Тепловой режим. Влияние температуры на жизненные процессы. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. 3. Вода. Основные показатели влажности. Распределение влаги по сезонам. Экологические группы растений по отношению к воде. Водный баланс наземных животных. Тема: Климатическая зональность и основные типы наземных экосистем СЕМИНАР 3. Классификация наземных экосистем 1. Тундра: арктическая и альпийская. 2. Хвойные леса. 3. Листопадный лес умеренной зоны. 4. Степь умеренной зоны. 5. Саванна. 6. Пустыня: пустыни умеренного и тропического климата. 7. Вечнозеленый тропический дождевой лес. Студенты образуют группы для подготовки докладов по выбранному типу экосистемы. Доклад должен включать: 1. Характеристика биотопа. Основные особенности географических условий. Неблагоприятные факторы среды. 2. Характерные виды растительного покрова и животного населения. 3. Особенности адаптаций организмов данной экосистемы. Доклад должен сопровождаться презентацией. Время доклада 5-10 минут. Тема: Особо охраняемые природные территории СЕМИНАР 4. Особо охраняемые природные территории Подготовка докладов по теме «Охрана биологического разнообразия на территории … заповедника/заказника/природного или национального парка». Доклад должен содержать: 1. Географическое положение ООПТ. 2. Основные особенности абиотических факторов. 3. Охраняемые виды живого мира. 4. Виды хозяйственной деятельности. Тема: Основные экологические проблемы современности СЕМИНАР 5. Демографическая и сырьевая проблемы 1. Рост народонаселения Земли. 2. Демографическая политика стран. 3. Сырьевая проблема: состояние и перспективы ее решения. СЕМИНАР 6. Антропогенное воздействие на атмосферу 1. Атмосфера Земли: структура, состав, значение. 2. Источники загрязнения атмосферы и основные загрязняющие вещества. 3. Экологические последствия загрязнения атмосферы: парниковый эффект, кислотные осадки, истощение озонового слоя. СЕМИНАР 7. Антропогенное воздействие на гидросферу 1. Гидросфера Земли: понятие, строение, значение. 2. Источники загрязнения гидросферы и основные загрязняющие вещества. 3. Загрязнение Мирового океана. СЕМИНАР 8. Антропогенное воздействие на почвы 1. Почвенный покров Земли: понятие, структура, состав, значение. 2. Источники загрязнения почв и основные загрязняющие вещества. 3. Органическое земледелие. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Иерархия уровней организации биологических систем. 2. Моделирование в экологии. 3. Гипотеза Геи. 4. Город как экосистема. 5. Закон энтропии. 6. Энергетика среды. 7. Концепция продуктивности. 8. Распределение первичной продукции. 9. Универсальная модель потоков энергии. 10. Токсичные соединения в пищевых цепях. 11. Метаболизм и размеры особей. 12. Биогеохимические циклы. 13. Эволюция биосферы. 14. Экотоны и краевые эффекты. 15. Исчезновение видов. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Взаимовыгодные отношения между особями разных видов, без которых существование осо-бей становится невозможным- это…: А.мутуализм; В. аменсализм; Б. комменсализм; Г. нейтрализм. 2. Одной из форм комменсализма, при которой особи одного вида используют тела (или убежи-ща) особей другого вида в качестве жилища является: А. нахлебничество; В. симбиоз; Б. квартиранство; Г. паразитизм. 3. Примером биотических отношений, при которых особи одного вида потребляют остатки пищи особей другого вида, являются: А.акула- рыба-прилипала; Б. собака – лопух; В. Рыба горчак – двухстворчатый моллюск; Г. пчелы- луговые растения. 4. Биотические отношения, при которых одни организмы живут счет особей другого вида: А.паразитизм; Б. мутуализм; В. симбиоз; Г. хищничество. 5. Взаимоотношения, возникающие между особями разных видов со сходными экологическими требованиями: А. симбиоз; Б. нейтрализм; В.конкуренция; Г. аменсализм. 6. Постоянное или временное сожительство особей разных видов, при котором один из партне-ров питается остатками пищи или продуктами выделения другого, не причиняя ему вреда: А. мутуализм; В. аменсализм; Б.комменсализм; Г. нейтрализм. 7. Форма связей между видами, при которой организм-потребитель использует живого хозяина не только в качестве источника пищи, но и как место постоянного или временного обитания: А. мутуализм; В. аменсализм; Б.паразитизм; Г. нейтрализм. 8. Давление популяции хищников на популяцию жертв приводит в последней к: А. увеличению числа особей пострепродуктивного возраста; Б. быстрому сокращению числа здоровых особей; В. Увеличению числа больных особей; Г.более раннему участию особей в размножении. 9. Любую совокупность организмов, совместно обитающих в среде, где поддерживается кругово-рот веществ, называют; а) природным сообществом; б) экосистемой; в) биотой; г) экотопом. 10. Ученый А. Тенсли ввел понятие: а) биогеоценоз в 1940 г.; б) биогенная миграция атомов в 1935 г.; в) экосистема в 1935 г.; г) биосфера в 1920 г. 11. Продукцию консументов называют: а) первичной; б) вторичной; в) третичной; г) основной. 12. С мертвого растительного опада или помета животных начинаются: а) цепи пастбищные; б) цепи питания; в) цепи разложения; г) цепи трофические. 13. Наименьшей первичной продукцией характеризуются; а) поверхностные слои океана до 100 м; б) прибрежные части океана; в) глубины океана; г) мелководные участки океана. 14. Чистой биологической продукцией называют: а) часть валовой первичной продукции, которая расходуется на рост и развитие расте-ний; б) вся валовая первичная продукция; в) итоговая вторичная продукция; г) суммарная первичная и вторичная продукция. 16. Наиболее устойчивой из нижеперечисленных экосистем можно назвать: а) пашню; б) пустошь; в) мелководье; г) дубраву. 17. К сукцессиям, вызванным внешними факторами, можно отнести: а) саморазрастание отвалов пустой горной породы; б) изменение пойменных лугов как результат выпаса скота; в) зарастание скал; г) саморазрастание озера. 18. Состояние окончательного равновесия в экосистеме, возникающего по завершению сук-цессионного ряда называется: а) завершающим этапом; б) терминальным этапом; в) концевой стадией; г) климаксом. 19. Перевернутая пирамида численности характерна для экосистем: а) пустынь; б) лугов; в) водоемов; г) гор. 20. Устойчивость экосистемы зависит: а) от биоразнообразия и разветвленности пищевых цепей; б) от климатических характеристик; в) от пространственного расположения; г) от численности представителей отдельного вида. 21. Поток энергии - это переход энергии в виде химических связей органических соединений: а) в цепях питания от более высокого трофического уровня к более низкому; б) в цепях питания от более низкого трофического уровня к более высокому; в) в почву как результат разложения; г) в реакциях фотосинтеза. 22. При переходе с одного трофического уровня на другой, более высокий, количество энергии: а) увеличивается не менее чем на 10%; б) уменьшается на 10%; в) уменьшается не менее чем на 90%; г) совсем незначительно. 23. Максимально возможный в природе КПД фотосинтеза: а) 0,1-0,5%; б) 1-2%; в) 10-12%; г) 20% и более. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Хаскин В. В. | Экология. Человек — Экономика — Биота — Среда: учебник | Москва: Юнити-Дана, 2015 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=118249 |
Л1.2 | Пономарева И.Н., Соломин В.П., Корнилова О.А., Пономарева И.Н. | Общая экология: учеб. пособие для вузов | Ростов н/Д: Феникс, 2009 | |
Л1.3 | В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др. | Экология : учебник : | М. : Логос, 2013 | biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233716 |
Л1.4 | А. К. Бродский | Общая экология: учебник | М.: Академия, 2010 | |
Л1.5 | Под ред. Саевича К.Ф. | Общая и прикладная экология: Учебник | Вышэйшая школа, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452747 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | авт.-сост. О. В. Отто | Общая экология : учеб. пособие для очного отд-ния геогр. фак. | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Н.В. Барабаш; И.Н. Тихонова | Экология среды: Учебное пособие | , 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | сост.: С. С. Семикина | Социальная экология: метод. указания | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. | www.ecolife.ru/ | ||
Э2 | 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. | window.edu.ru | ||
Э3 | 3. Жизнь растений. | plantlife.ru | ||
Э4 | 4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. | filin.vn.ua | ||
Э5 | 5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. | animalkingdom.su | ||
Э6 | 6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. | plant.geoman.ru | ||
Э7 | 7. Лесная энциклопедия. | forest.geoman.ru | ||
Э8 | 8. Доклад о состоянии окружающей среды в РФ. | mpr.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Ms Office, Word, Exсel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/ Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт): http://www.mnr.ru/. Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт):: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география, биология. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog . Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам по изучению дисциплины Лекции В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экология» необходимо вести конспектирова-ние учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной рабо-ты, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в боль-шой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Сле-дует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно де-лать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов об-щераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавате-лем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. Методические указания по подготовке семинарских/ практических занятий Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей под-готовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассмат-ривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе само-стоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяс-нение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные по-ложения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллю-стративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на кон-сультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем постав-ленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступле-ние должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собствен-ное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновы-вал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фак-тов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основ-ные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). • В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. |