МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы экологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 132
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 132 132 132 132
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы экологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 810

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2017-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
В процессе преподавания курса у студентов должны сформироваться основы экологического мышления и культуры.
Задачи курса:
1. Изучение основных закономерностей организации экосистем;
2.Рассмотрение социальных и экономических аспектов взаимодействия общества и природы;
3. Анализ проблем, связанных с изменением состояния окружающей среды и с использованием природных ресурсов;
4. Изучение управления в области охраны природы.


1. Усвоить теоритические основы современной экологии;
2. Рассмотреть особенности экологических систем разного уровня;
3. Изучить влияние антропогенной деятельности на биосферу Земли.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистем;
• Важнейшие законы экологии;
• Механизмы, обеспечивающие устойчивость экосистем;
• Основы биологической продуктивности биосферы.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Анализировать структуру популяций и экосистем;
• Характиризовать экосистемы различного уровня.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки:
• Анализа динамики экосистем;
• Выделения экологических характеристик территории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экология как наука
1.1. Экология как наука Лекции 2 2 ПК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.2. История экологии Сам. работа 2 20 ПК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 2. Основные закономерности биоэкологии
2.1. Основные закономерности биоэкологии Лекции 2 1 ПК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
2.2. Основные закономерности биоэкологии Практические 2 2 ПК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.2
2.3. Основные закономерности биоэкологии Сам. работа 2 36 ПК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Человек в биосфере
3.1. Экология человечества Практические 2 2 ПК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.2
3.2. Экология человечества Сам. работа 2 32 ПК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 4. Концептуальные основы современного природопользования
4.1. Концептуальные основы современного природопользования Лекции 2 1 ПК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.2
4.2. Состояние окружающей природной среды территории РФ Сам. работа 2 34 ПК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
4.3. международное экологическое сотрудничество Сам. работа 2 10 ПК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тема: История формирования и развития экологии
СЕМИНАР 1. Развитие экологии
1. Накопление экологических знаний (до 19 века).
2. Формирование первых теоретических обобщений (19 век).
3. Развитие экологии в 20 веке. Формирование мегаэкологии.
Тема: Экологические факторы среды.
СЕМИНАР 2. Основные экологические факторы
1. Солнечная радиация: структура, значение. Экологические группы растений по отношению к свету. Свет как экологический фактор среды обитания животных.
2. Тепловой режим. Влияние температуры на жизненные процессы. Пойкилотермные и гомойотермные организмы.
3. Вода. Основные показатели влажности. Распределение влаги по сезонам. Экологические группы растений по отношению к воде. Водный баланс наземных животных.
Тема: Климатическая зональность и основные типы наземных экосистем
СЕМИНАР 3. Классификация наземных экосистем
1. Тундра: арктическая и альпийская.
2. Хвойные леса.
3. Листопадный лес умеренной зоны.
4. Степь умеренной зоны.
5. Саванна.
6. Пустыня: пустыни умеренного и тропического климата.
7. Вечнозеленый тропический дождевой лес.
Студенты образуют группы для подготовки докладов по выбранному типу экосистемы. Доклад должен включать:
1. Характеристика биотопа. Основные особенности географических условий. Неблагоприятные факторы среды.
2. Характерные виды растительного покрова и животного населения.
3. Особенности адаптаций организмов данной экосистемы.
Доклад должен сопровождаться презентацией. Время доклада 5-10 минут.
Тема: Особо охраняемые природные территории
СЕМИНАР 4. Особо охраняемые природные территории
Подготовка докладов по теме «Охрана биологического разнообразия на территории … заповедника/заказника/природного или национального парка». Доклад должен содержать:
1. Географическое положение ООПТ.
2. Основные особенности абиотических факторов.
3. Охраняемые виды живого мира.
4. Виды хозяйственной деятельности.
Тема: Основные экологические проблемы современности
СЕМИНАР 5. Демографическая и сырьевая проблемы
1. Рост народонаселения Земли.
2. Демографическая политика стран.
3. Сырьевая проблема: состояние и перспективы ее решения.
СЕМИНАР 6. Антропогенное воздействие на атмосферу
1. Атмосфера Земли: структура, состав, значение.
2. Источники загрязнения атмосферы и основные загрязняющие вещества.
3. Экологические последствия загрязнения атмосферы: парниковый эффект, кислотные осадки, истощение озонового слоя.
СЕМИНАР 7. Антропогенное воздействие на гидросферу
1. Гидросфера Земли: понятие, строение, значение.
2. Источники загрязнения гидросферы и основные загрязняющие вещества.
3. Загрязнение Мирового океана.
СЕМИНАР 8. Антропогенное воздействие на почвы
1. Почвенный покров Земли: понятие, структура, состав, значение.
2. Источники загрязнения почв и основные загрязняющие вещества.
3. Органическое земледелие.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Иерархия уровней организации биологических систем.
2. Моделирование в экологии.
3. Гипотеза Геи.
4. Город как экосистема.
5. Закон энтропии.
6. Энергетика среды.
7. Концепция продуктивности.
8. Распределение первичной продукции.
9. Универсальная модель потоков энергии.
10. Токсичные соединения в пищевых цепях.
11. Метаболизм и размеры особей.
12. Биогеохимические циклы.
13. Эволюция биосферы.
14. Экотоны и краевые эффекты.
15. Исчезновение видов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Взаимовыгодные отношения между особями разных видов, без которых существование осо-бей становится невозможным- это…:
А.мутуализм; В. аменсализм; Б. комменсализм; Г. нейтрализм.
2. Одной из форм комменсализма, при которой особи одного вида используют тела (или убежи-ща) особей другого вида в качестве жилища является:
А. нахлебничество; В. симбиоз; Б. квартиранство; Г. паразитизм.
3. Примером биотических отношений, при которых особи одного вида потребляют остатки пищи особей другого вида, являются:
А.акула- рыба-прилипала; Б. собака – лопух;
В. Рыба горчак – двухстворчатый моллюск; Г. пчелы- луговые растения.
4. Биотические отношения, при которых одни организмы живут счет особей другого вида:
А.паразитизм; Б. мутуализм; В. симбиоз; Г. хищничество.
5. Взаимоотношения, возникающие между особями разных видов со сходными экологическими требованиями:
А. симбиоз; Б. нейтрализм; В.конкуренция; Г. аменсализм.
6. Постоянное или временное сожительство особей разных видов, при котором один из партне-ров питается остатками пищи или продуктами выделения другого, не причиняя ему вреда:
А. мутуализм; В. аменсализм; Б.комменсализм; Г. нейтрализм.
7. Форма связей между видами, при которой организм-потребитель использует живого хозяина не только в качестве источника пищи, но и как место постоянного или временного обитания:
А. мутуализм; В. аменсализм; Б.паразитизм; Г. нейтрализм.
8. Давление популяции хищников на популяцию жертв приводит в последней к:
А. увеличению числа особей пострепродуктивного возраста;
Б. быстрому сокращению числа здоровых особей;
В. Увеличению числа больных особей;
Г.более раннему участию особей в размножении.
9. Любую совокупность организмов, совместно обитающих в среде, где поддерживается кругово-рот веществ, называют;
а) природным сообществом; б) экосистемой;
в) биотой; г) экотопом.
10. Ученый А. Тенсли ввел понятие:
а) биогеоценоз в 1940 г.; б) биогенная миграция атомов в 1935 г.;
в) экосистема в 1935 г.; г) биосфера в 1920 г.
11. Продукцию консументов называют:
а) первичной; б) вторичной; в) третичной; г) основной.
12. С мертвого растительного опада или помета животных начинаются:
а) цепи пастбищные; б) цепи питания;
в) цепи разложения; г) цепи трофические.
13. Наименьшей первичной продукцией характеризуются;
а) поверхностные слои океана до 100 м;
б) прибрежные части океана;
в) глубины океана;
г) мелководные участки океана.
14. Чистой биологической продукцией называют:
а) часть валовой первичной продукции, которая расходуется на рост и развитие расте-ний;
б) вся валовая первичная продукция;
в) итоговая вторичная продукция;
г) суммарная первичная и вторичная продукция.
16. Наиболее устойчивой из нижеперечисленных экосистем можно назвать:
а) пашню; б) пустошь; в) мелководье; г) дубраву.
17. К сукцессиям, вызванным внешними факторами, можно отнести:
а) саморазрастание отвалов пустой горной породы;
б) изменение пойменных лугов как результат выпаса скота;
в) зарастание скал;
г) саморазрастание озера.
18. Состояние окончательного равновесия в экосистеме, возникающего по завершению сук-цессионного ряда называется:
а) завершающим этапом; б) терминальным этапом;
в) концевой стадией; г) климаксом.
19. Перевернутая пирамида численности характерна для экосистем:
а) пустынь; б) лугов; в) водоемов; г) гор.
20. Устойчивость экосистемы зависит:
а) от биоразнообразия и разветвленности пищевых цепей;
б) от климатических характеристик;
в) от пространственного расположения;
г) от численности представителей отдельного вида.
21. Поток энергии - это переход энергии в виде химических связей органических соединений:
а) в цепях питания от более высокого трофического уровня к более низкому;
б) в цепях питания от более низкого трофического уровня к более высокому;
в) в почву как результат разложения;
г) в реакциях фотосинтеза.
22. При переходе с одного трофического уровня на другой, более высокий, количество энергии:
а) увеличивается не менее чем на 10%; б) уменьшается на 10%;
в) уменьшается не менее чем на 90%; г) совсем незначительно.
23. Максимально возможный в природе КПД фотосинтеза:
а) 0,1-0,5%; б) 1-2%; в) 10-12%; г) 20% и более.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хаскин В. В. Экология. Человек — Экономика — Биота — Среда: учебник Москва: Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=118249
Л1.2 Пономарева И.Н., Соломин В.П., Корнилова О.А., Пономарева И.Н. Общая экология: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2009
Л1.3 В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др. Экология : учебник : М. : Логос, 2013 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233716
Л1.4 А. К. Бродский Общая экология: учебник М.: Академия, 2010
Л1.5 Под ред. Саевича К.Ф. Общая и прикладная экология: Учебник Вышэйшая школа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452747
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. О. В. Отто Общая экология : учеб. пособие для очного отд-ния геогр. фак. Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Н.В. Барабаш; И.Н. Тихонова Экология среды: Учебное пособие , 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост.: С. С. Семикина Социальная экология: метод. указания Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. www.ecolife.ru/
Э2 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. window.edu.ru
Э3 3. Жизнь растений. plantlife.ru
Э4 4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. filin.vn.ua
Э5 5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. animalkingdom.su
Э6 6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. plant.geoman.ru
Э7 7. Лесная энциклопедия. forest.geoman.ru
Э8 8. Доклад о состоянии окружающей среды в РФ. mpr.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Ms Office, Word, Exсel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru
Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/
Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su
Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru
Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru
Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт): http://www.mnr.ru/.
Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт):: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/.
Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география, биология. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog .
Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам по изучению дисциплины

Лекции

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экология» необходимо вести конспектирова-ние учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной рабо-ты, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в боль-шой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Сле-дует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно де-лать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов об-щераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавате-лем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания по подготовке семинарских/ практических занятий

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей под-готовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассмат-ривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе само-стоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяс-нение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные по-ложения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллю-стративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на кон-сультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем постав-ленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступле-ние должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собствен-ное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновы-вал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фак-тов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основ-ные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.