МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания лингвострановедения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра иностранных языков ИИМО
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Деренчук О.В.;доцент, Пьянзина И.В.

Рецензент(ы):
канд.филол.наук, доцент, Сибирякова С.Н.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания лингвострановедения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.07.2017г. №555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра иностранных языков ИИМО

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.пед.наук, доцент Деренчук О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра иностранных языков ИИМО

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.пед.наук, доцент Деренчук О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ведущая цель изучения методики преподавания иностранных языков (лингвострановедения) – активное освоение студентами теоретических основ и практических умений деятельности учителя иностранных языков, способствующее формированию интереса к будущей профессии, готовности к ней, личностных и профессиональных качеств, решению проблемных педагогических ситуаций в
профессиональной деятельности, помогает осуществлять научную деятельность, постоянно повышать своё методическое мастерство.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-2 Способен применять информационно-коммуникационные технологии и программные средства для решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры и требований информационной безопасности
ОПК-3 Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-5 Способен формировать дайджесты и аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в научных журналах и средствах массовой информации
ОПК-7 Способен составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности
ПК-3 Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)
ПК-4 Способен участвовать в разработке аналитических материалов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.связь лингвистики и методики преподавания иностранного языка, а именно потенциальные трудности изучаемого иностранного языка и возможности их преодоления в процессе обучения иноязычным умениям и навыкам.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать современные методы и технологии коммуникативного иноязычного образования, включая новые технологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами анализа и решения проблем в профессионально-педагогических ситуациях средствами иностранного языка.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Методика как наука. Связь методики с другими науками Лекции 7 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Предмет, цели и задачи лингвострановедения как аспекта методики преподавания иностранного языка Лекции 7 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Лингвострановедческая теория слова Лекции 7 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.4. Лингвострановедение и межкультурная коммуникация в аспекте иностранного языка Лекции 7 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.5. Формирование лингвистической компетенции при обучении иностранному языку Лекции 7 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.6. Мультимедийные технологии в преподавании лингвострановедения Лекции 7 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.7. Коммуникативный метод обучения. Коммуникативная компетенция. Интенсивные методы обучения лингвострановедению. Практические 7 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.8. Современная система методов обучения лингвострановедению. Понятия «метод», «методический прием обучения», их соотношение. Дискуссии вокруг проблемы классификации методов обучения. Обоснование собственного выбора той или иной классификации для практического применения. Практические 7 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.9. Роль лингвистики в научном обосновании методики обучения иностранным языкам. Характеристика понятия “лингвистические основы методики”. Практические 7 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.10. Понятия “иноязычная культура”, “диалог культур”, “межкультурная коммуникация” в обучении ИЯ. Практические 7 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.11. Характеристика языковых единиц, содержащих культурный компонент значения: безэквивалентная лексика, или национальные реалии, фоновые, коннотативные лексические единицы, речевой узус, паралингвистические средства выражения Практические 7 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.12. Компоненты тематического лингвострановедческого минимума при обучении ИЯ: а) фоновая информация по теме (ситуации); б) лингвострановедческий языковой материал; в) паралингвистические средства выражения; г) лингвострановедческая зрительная наглядность. Практические 7 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.13. Лингвострановедческая и социокультурная компетенция как цель обучения ИЯ. Пути формирования лингвострановедческой и социокультурной компетенции в средней школе и языковом вузе. Практические 7 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.14. Проблема отбора и разработки методов, методических приемов, средств обучения при планировании учебного процесса по иностранным языкам Практические 7 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.15. Итоговая работа. Планирование урока с использованием инновационных педагогических технологий. Требования к составлению и структура технологической карты урока по лингвострановедению Практические 7 2 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.16. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 7 51 УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Милюк, Н.М. Язык и культура: От теории к практике : учебное пособие : Москва : ФЛИНТА, 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Крускоп, И.Х. Практикум по курсу «Лингвострановедение» : учебно-методическое пособие: Тюмень : ТюмГУ, 2017 e.lanbook.com
Л1.3 Методология лингвострановедения: учебное пособие : Москва : ФЛИНТА, 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
301М лаборатория «Лингафонный кабинет» - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Интерактивная доска в комплекте SmartBoard B480iv3 – 1 шт.; рабочее место преподавателя в комплекте: стол, ПК: ViewSonic, гарнитура: Dialog, колонки, магнитоофн Erisson; рабочее место студента на 12 посадочных мест в комплекте: столы, гарнитуры: Dialog – 12 единиц, цифровые пульты: HOPG – 12 шт.; учебные издания и журналы на иностранных языках
304М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 23 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка Start master, модель SM-1142180 - 9 единиц; мониторы: марка Аser модель v193 - 9 единиц; LCD Телевизор LG 42LV3700 - 1шт.; наушники SVEN AP-860 – 9 единиц; плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.