МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мифология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доцент, к.ф.н. Сафронова Е.Ю.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент Е.Г. Романова

Рабочая программа дисциплины
Мифология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Мифология» является формирование представления о мифе как особой форме культуры на основе изучения законов функционирования мифологического сознания с помощью теории мифа и мифологических систем народов мира.
Основные задачи курса:
1)рассмотреть основные свойства мифа как особой картины мира;
2)познакомить студентов с различными национальными мифологиями;
3)сформировать представления об авторской мифопоэтике как творческой, личностной и жизнетворческой системе художника, основанной на художественно мотивированном обращении к традиционным мифологическим схемам, моделям, сюжетно-образным системам, и поэтике мифа и обряда;
4)развить и закрепить навыки неомифологических текстов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов
ПК-2 способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об эстетическом своеобразии различных национальных мифологий, о роли мифологии в процессе становления и развития мировой культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.знать общие свойства мифологического мышления, важнейшие теории мифа, особенности мифологического мышления разных народов;
уметь анализировать, комментировать и интерпретировать важнейшие концепции мифа;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа и интерпретации текста с использованием методов мифопоэтики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть
1.1. Теория мифа в зарубежной науке ХIХ–ХХ вв. Лекции 8 18 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Основная часть
2.1. Миф и ритуал в отечественной науке ХХ в. Практические 8 6 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Классические формы мифа Практические 8 6 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Миф и литература Практические 8 6 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Внеаудиторное чтение Сам. работа 8 30 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Теория мифа в зарубежной науке ХIХ–ХХ вв. Сам. работа 8 6 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 5. Мифология и фольклор: М.: Знак // ЭБС «Университетская библиотека online», 2017, 2009 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: М.: Директ-Медиа, 2007 biblioclub.ru
Л2.2 Фрейденберг О. М. Миф и литература древности: М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2007 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Античная мифология //www.mythology.sgu.ru
Э2 2. Мифы и легенды // www.mythology.ru.
Э3 3. Мифы и мифология //www.nauki-online.ru/mifologia
Э4 4. Мифология и мифы //www.filologia.su/mifologia
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина «Мифология» представляет собой курс для студентов-филологов 4 года обучения (специальность «отечественная филология», «прикладная филология»). Проблематика спецкурса расширяет культурологический, методологический, общетеоретический кругозор студентов, являясь в то же время неотъемлемой частью фундаментального филологического образования.

В процессе изучения дисциплины студенту необходимо сосредоточить внимание на том, что миф – особый феномен культуры, обладающий специфическими чертами. Процесс изменения роли мифа в культуре обусловлен особенностями исторической эпохи, При этом важно сосредоточить внимание на наиболее важных позициях во взглядах на природу мифа в ходеразвития мифологии от античности до романтизма, понять особенности подходов основных научные направленияXIX–XX вв., занимавшиеся исследованием мифа.
Студент должен иметь представление об особенностях пространства и времени в самом мифе, о картине мира, создаваемой мифологическим сознанием, знать основные модели строения мифологического космоса и специфику профанного и сакрального времени. Студент должен уметь охарактеризовать культурного героя как особый тип мифического героя, понимать позицию трикстера в повествовании, значение имени (собственного и нарицательного) для мифологического повествования, роль эпитетов в именах мифологических персонажей.
При подготовке по курсу «Мифология» студентам необходимо обратить внимание на специфические черты изучаемых мифологических систем, а также на существование аналогичных представлений у разных народов: о сотворении мира и человека, о жизни и посмертном существовании, о некоторых божествах и мифологических сюжетах.
Особое внимание следует обратить на изучение специфики классификации мифов, студент должен подробно изучить каждый из типов, уметь подкрепить теоретический материал примерами из мифологических систем разных народов, выделить основные различия мифа и сказки.
Студент должен понять специфику мифологического сознания, механизмы функционирования и проявления мифологического сознания в психике современного человека.
В ходе освоения курса необходимо также обратить внимание на важнейшие аспекты мифологического мировосприятия, которые могут быть полезными для понимания процессов, протекающих в современном обществе, и служить образцами для подражания в настоящее время, подумать над ролью мифологии в решении актуальных проблем современности — экологической, антропологической, общенаучной, и о возможных способах их решения.
Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.
Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее». Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.