Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Биология и химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 11 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_БиХ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 19 | 19 | 15 | ||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 26 | 26 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 98 | 98 |
Практические | 26 | 26 | 24 | 24 | 26 | 26 | 24 | 24 | 100 | 100 |
Сам. работа | 29 | 29 | 60 | 60 | 22 | 22 | 33 | 33 | 144 | 144 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 0 | 0 | 0 | 0 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 72 | 72 | 108 | 108 | 396 | 396 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М., д.б.н., профессор
1.1. | Цель освоения учебной дисциплины - ознакомить студентов с разнообразием грибов и растений, с особенностями их анатомии, морфологии, биологии, экологии, распространением в природе и значением для человека, а также освоить особенности обучения биологии и химии, в частности, ботаники, в образовательных организациях различного уровня, методы осуществления воспитателоной и развивающей, а также педагогической деятельности в области биологии и химии, в частности, ботаники, особенности реализации программ основного и среднего общего образования, а также по их проектированию в области биологии и химии, в частности, ботаники. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ОПК-8 | Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Особенности обучения биологии и химии, в частности, ботаники, в образовательных организациях различного уровня, методы осуществления воспитателоной и развивающей, а также педагогической деятельности в области биологии и химии, в частности, ботаники, особенности реализации программ основного и среднего общего образования, а также по их проектированию в области биологии и химии, в частности, ботаники. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | учитывать особенности обучения биологии и химии, в частности, ботаники, в образовательных организациях различного уровня, методы осуществления воспитателоной и развивающей, а также педагогической деятельности в области биологии и химии, в частности, ботаники, особенности реализации программ основного и среднего общего образования, а также по их проектированию в области биологии и химии, в частности, ботаники. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | обучения биологии и химии, в частности, ботаники, в образовательных организациях различного уровня, осуществления воспитателоной и развивающей, а также педагогической деятельности в области биологии и химии, в частности, ботаники, реализации программ основного и среднего общего образования, а также их проектирования в области биологии и химии, в частности, ботаники. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Анатомия и морфология высших растений | ||||||
1.1. | Введение. Ботаника – наука о растениях. Значение растений в природе и жизни человека. Разделы ботаники. Ботаника и химия. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Значение растений в природе и жизни человека | Сам. работа | 1 | 5 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Растительная клетка | Лекции | 1 | 4 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Общий план строения клетки. Основные компоненты и органоиды клетки. | Практические | 1 | 2 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Физиологически активные вещества, растений, запасные питательные вещества,состав клеточного сока. | Сам. работа | 1 | 7 | ОПК-8 | Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Производные протопласта: физиологически активные вещества, запасные питательные вещества, вакуоли и состав клеточного сока, клеточная стенка и ее видоизменения. Митоз. | Практические | 1 | 2 | ОПК-8 | Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
1.7. | Растительные ткани. | Лекции | 1 | 6 | ОПК-8 | Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
1.8. | Понятие о тканях. Ткани: образовательные, покровные, основные, механические, проводящие, выделительные. Использование в хозяйственной деятельности человека. | Практические | 1 | 4 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
1.9. | Огранография. Корень. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.10. | Строение семян пшеницы и фасоли, их прорастание,строение проростков. Функции корня. Типы и формы корневых систем. Анатомия. Метаморфозы. Симбиоз. | Практические | 1 | 2 | ОПК-8 | Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.11. | Побег. Стебель. Лист. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.12. | Понятие о побеге, его строение. Почка: строение, классификация. Функции стебля. Морфологическая классификация жизненных форм. Морфология. Метаморфозы побега (стебля). Анатомическое строение стеблей однодольных, двудольных и голосеменных растений. | Практические | 1 | 2 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.13. | Анатомическое строение стеблей однодольных, двудольных и голосеменных растений. | Практические | 1 | 2 | ОПК-8 | Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.14. | Развитие и функции листа. Части листа у двудольных и однодольных растений. Листопад. Метаморфозы. Морфология. Анатомическое строение в зависимости от экологических условий. | Практические | 1 | 2 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.15. | Развитие и функции листа. Части листа у двудольных и однодольных растений. Листопад. Метаморфозы. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.16. | Цветок. Соцветия. Плоды. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-8 | Л2.4, Л1.4, Л1.3 |
1.17. | Строение и функции цветка. Двойное оплодотворение. | Практические | 1 | 2 | ОПК-8 | Л2.4, Л1.4, Л1.3 |
1.18. | Типы соцветий. | Практические | 1 | 2 | ОПК-8 | Л2.4, Л1.4, Л1.3 |
1.19. | Типы плодов. Способы распространения семян. | Практические | 1 | 2 | ОПК-8 | Л2.4, Л1.4, Л1.3 |
1.20. | Использование плодов и семян. | Сам. работа | 1 | 5 | ОПК-8 | Л2.4, Л1.4, Л1.3 |
1.21. | Размножение растений. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.3 |
1.22. | Способы размножения: вегетативное, бесполое, половое Эволюция полового и бесполого размножения. | Практические | 1 | 4 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.3 |
1.23. | Размножение растений | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-8 | Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.3 |
1.24. | Экзамен | 1 | 27 | ОПК-8 | Л2.3, Л1.4, Л1.2 | |
Раздел 2. Общая систематика растений | ||||||
2.1. | Вирусы. Бактерии. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-8 | Л2.3, Л1.2 |
2.2. | Систематика растений. Царство грибов. | Лекции | 2 | 6 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.3. | Таксономические единицы. Вид и его критерии. Вирусы. Бактерии. Цианобактерии. Особенности строения, питания, размножения. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека. | Практические | 2 | 4 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.4. | Фитопатогенные вирусы и бактерии. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-8 | Л2.3, Л1.4 |
2.5. | Общая характеристика. Классы грибов: Хитридиомицеты, Оомицеты, Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Несовершенные грибы. Грибы паразиты, вредители растений. Значение царства Грибов. | Практические | 2 | 6 | ОПК-8 | Л2.3, Л1.4, Л1.2 |
2.6. | Грибы-паразиты - вредители растений. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-8 | Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.7. | Царство Растения. Водоросли. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.8. | Общая характеристика группы отделов Водоросли Отделы: Зеленые, Диатомовые, Бурые, Красные водоросли (общая характеристика, представители, хозяйственное использование). | Практические | 2 | 4 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.9. | Водоросли в природе и жизни человека. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-8 | Л2.3, Л1.2 |
2.10. | Лишайники. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-8 | Л2.3, Л1.2 |
2.11. | Особенности строения, питания, размножения и систематики Лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. | Практические | 2 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.12. | Высшие споровые растения. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-8 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.13. | Характеристика высших споровых растений. Отделы: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные,Папоротниковидные. Роль в природе и хозяйственной деятельности человека. | Практические | 2 | 4 | ОПК-8 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.14. | Разнообразие представителей высших споровых растений. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-8 | Л2.2 |
2.15. | Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-8 | Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.16. | Значение представителей отдела Голосеменные в природе и хозяйственной деятельности человека. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.17. | Общая характеристика отдела Голосеменные. Классы: Саговниковые, Гинкговые, Гнетовые. Класс Хвойные: семейство Сосновые (строение и цикл развития на примере сосны обыкновенной). Значение представителей в природе и хозяйственной деятельности человека. | Практические | 2 | 2 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.18. | Отдел Покрытосеменные. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.19. | Отличительные особенности растений отдела Покрытосеменные. Развитие зародыша и эндосперма. Семя, типы семян, созревание. | Практические | 2 | 2 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.20. | Роль представителей отдела Покрытосеменные в природе и жизни человека. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.21. | Зачет | 2 | 0 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3 | |
Раздел 3. Систематика отдела Покрытосеменных. | ||||||
3.1. | Филогенетические системы. Отличие классов двудольных и однодольных растений. Основные семейства класса Двудольные. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2 |
3.2. | План характеристики семейств: число видов, распространение, жизненные формы, корневая система, стебель, лист, цветок, соцветия, плоды, основные роды и виды, хозяйственное значение. | Практические | 3 | 2 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2 |
3.3. | Техника определения растений. Работа с гербарием. | Практические | 3 | 2 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2 |
3.4. | Характеристика семейств Лютиковые Гвоздичные, Маревые, Гречишные, Тыквенные, Капустные (Крестоцветные), Розоцветные. | Лекции | 3 | 8 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2 |
3.5. | Определение растений семейств Лютиковые, Гвоздичные, Маревые, Гречишные, Тыквенные, Капустные (Крестоцветные). | Практические | 3 | 8 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2 |
3.6. | Работа с гербарием. | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2 |
3.7. | Характеристика семейств Бобовые, Льновые, Сельдерейные (Зонтичные), Пасленовые, Бурачниковые, Яснотковые (Губоцветные), Астровые (Сложноцветные). | Лекции | 3 | 8 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2 |
3.8. | Определение растений семейств Розоцветные, Бобовые, Льновые,Сельдерейные (Зонтичные), Пасленовые, Бурачниковые,Яснотковые (Губоцветные), Астровые (Сложноцветные). | Практические | 3 | 10 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2 |
3.9. | Класс Однодольные растения. Харастеристика семейств Лилейные, Луковые, Осоковые, Мятликовые (Злаковые). | Лекции | 3 | 6 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2 |
3.10. | Определение растений семейств Лилейные, Луковые, Осоковые, Мятликовые (Злаковые). | Практические | 3 | 4 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2 |
3.11. | Хозяйственное значение растений класса Однодольные. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2 |
3.12. | Зачет | 3 | 0 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2 | |
Раздел 4. Основы экологии растений и геоботаники. | ||||||
4.1. | Экологические группы растений по отношению к различным факторам. | Лекции | 4 | 8 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л1.4 |
4.2. | Особенности строения растений различных экологических групп. | Практические | 4 | 8 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л1.4 |
4.3. | Экологические группы растений Алтайского края | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л1.4 |
4.4. | Основы геоботаники. | Лекции | 4 | 8 | ОПК-8 | Л2.2, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2 |
4.5. | Составление геоботанических описаний. | Практические | 4 | 8 | ОПК-8 | Л2.2, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2 |
4.6. | Растительность Алтайского края | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л1.4 |
4.7. | Особенности различных типов растительности. | Лекции | 4 | 8 | ОПК-8 | Л2.4, Л3.1, Л1.4 |
4.8. | Хозяйственно-ценные растения Алтайского края. | Практические | 4 | 8 | ОПК-8 | Л2.2, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2 |
4.9. | Характеристика основных культурных растений Алтайского края. | Сам. работа | 4 | 13 | ОПК-8 | Л2.2, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2 |
4.10. | Экзамен | 4 | 27 | ОПК-8 | Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Соколова Г.Г., Овчарова Н.В. | Ботаника. Анатомия растений: учебное пособие | , 2016 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3037 |
Л1.2 | Г. А. Белякова, Ю. Т. Дьяков, К. Л. Тарасов | Ботаника: учебник: в 2 т.: учебник | Академия, 2010 | 48 |
Л1.3 | Соколова Г.Г., Овчарова Н.В. | Ботаника. Морфология растений: учебное пособие | , 2016 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3392 |
Л1.4 | Терехина Т.А., Косачев П.А., Сперанская Н.Ю. | Высшие семенные растения: уч..пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/142 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Пятунина С.К., Ключникова Н.М. | Ботаника. Систематика растений: учебное пособие.: Учеб. пособие | Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240522 |
Л2.2 | Шмаков А.И. | Систематика высших споровых растений. : Учебник | Барнаул "Азбука", 2007 | 63 |
Л2.3 | Г.А. Белякова, Ю.Т. Дьяков, К.Л. Тарасов. | Ботаника: в 4 т. Т. 2. Водоросли и грибы : | Издательский центр «Академия», 2006 | 48 |
Л2.4 | Терехина Т.А. | Высшие семеные растения.: Учебное пособие | Барнаул, изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Терехина Т.А.,Косачев П.А., Сперанская Н.Ю. | Семенные растения: Методические указания к малому практикуму по ботанике для студентов 2 курса | Алт ГУ, , 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Плантариум | www.plantarium.ru | ||
Э2 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э3 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э4 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э6 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Плантариум (http://www.plantarium.ru/) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
Приступая к изучению дисциплины "Ботаника", студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина "Ботаника" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Ботаника". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных и практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом и лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. Требования к оформлению альбомов. Альбомы для лабораторных работ по ботанике должны быть максимального объема из плотной бумаги объемом около 100 листов и на скрепках. Альбомы с вклеенными листами не допускаются, так как рассыпаются. На обложке альбома приклеивается этикетка на внешней стороне альбома 15×10 см, на которой указывается фамилия, имя, номер группы и подгруппы, дисциплина. Все данные должны быть записаны разборчивым почерком или напечатаны на принтере в верхней части этикетки размером шрифта не более 0,5 см или 14 пунктов. Этикетка необходима для выставления текущих оценок по лабораторным занятиям и росписи преподавателя. Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, простые карандаши твердые и мягкие, точилку для них, ластик, немного цветных карандашей (не более 6 цветов), линейку не менее 20 см длиной. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия. Затем справа от систематической части должен быть расположен перечень выполненных рисунков. Обратная сторона этого листа должна оставаться чистой! То есть рисунки выполняются на следующем листе. Следующий альбомный лист делится на 4 равных части с помощью линейки. На этой странице с помощью простого карандаша зарисовываются объекты. Рисунки нумеруются. Сноски выполняют аккуратно с помощью линейки, линии проводят горизонтально. Все условные обозначения нумеруются, а расшифровка даётся под названием рисунка. Название рисунка пишется внизу простым карандашом. Схема выполнения такая, как во всех печатных изданиях. Для изображения цикла развития допускается использовать целую страницу альбомного листа в зависимости от сложности схемы. Все рисунки располагаются на альбомном развороте только с ПРАВОЙ стороны. Другая сторона листа должна остаться чистой. Анатомическая часть рисунков выполняется таким образом, чтобы клетки находились в одной плоскости и не было пустого пространства между ними. При выполнении анатомических рисунков клетки должны отличаться морфологическими признаками. При изображении диаграммы цветка все ее части должны быть симметричны относительно оси цветка. Изображая крупные объекты (поперечные срезы корня и стебля) допустимо прорисовывать четверть среза, а остальные части среза изображать в виде схемы. |