МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преп., Мардасова Е.В.;к.с/х.н., доцент, Кононцева Е.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.г.н., профессор Барышников Г.Я.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой д.г.н., профессор Барышников Г.Я.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов и слушателей представлений об этике как о системе научных знаний о проблемах нравственных отношений между людьми, моральных ценностях и нормах как основах осуществлении любой профессиональной деятельности; а также выработка у студентов и слушателей практических умений и навыков этикетных форм поведения в трудовой деятельности, связанной со сферой природопользования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-9 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы профессиональной этики и этикета как важнейшей составляющей профессиональной деятельности специалистов в области охраны окружающей среды,
- особенности межкультурных коммуникаций, правила делового общения, специфику профессиональных отношений в области охраны окружающей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.- формировать и совершенствовать деловой имидж, опираясь на общие профессиональные требования;
- анализировать проблемы этики профессиональных отношений в современном обществе;
- работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- формирования и совершенствования делового имиджа с учетом общих профессиональных требований;
- анализа проблем этики профессиональных отношений в современном обществе;
- организации работы над определенным проектом в соответствии с кодексом профессиональной этики в области охраны окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этика как система знаний. Понятия морали и нравственности. Место профессиональной этики в этической науке. Биоэтика.
1.1. Этика как система знаний. Понятия морали и нравственности. Мораль как предмет изучения этики. Биоэтика. Лекции 3 4 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Общие понятия этики как науки и явления общественной жизни. Направления в истории развития этики.Биоэтика. Практические 3 2 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.3. Соотношение этики с другими формами общественного сознания. Подходы к изучению морали. Биоэтика. Сам. работа 3 8 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Мораль – форма самоутверждения личности и способ реализации ее внутренних сил и возможностей. Культура общения и современный нравственный человек.
2.1. Мораль – форма самоутверждения личности и способ реализации ее внутренних сил и возможностей. Культура общения и современный нравственный человек. Этика взаимоотношений человека и природы. Лекции 3 4 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.2. Культура общения и современный нравственный человек. Практические 3 2 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.3. Мораль – форма самоутверждения личности и способ реализации ее внутренних сил и возможностей. Сам. работа 3 10 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Профессиональная этика как составная часть морали, ее виды.
3.1. Профессиональная этика: сущность, определения, функции. Этика эколога. Лекции 3 2 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.2. Виды профессиональной этики, их особенности. Практические 3 2 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.3. Этические проблемы деловой жизни. Сам. работа 3 12 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 4. Этические основы делового общения. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного.
4.1. Принципы профессиональной морали работников сервиса и туризма: профессиональный долг, профессиональная совесть, профессиональное достоинство Лекции 3 4 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
4.2. Принципы профессиональной морали работников сферы охраны окружающей среды. Практические 3 4 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
4.3. Этические основы делового общения. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного. Сам. работа 3 12 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 5. Этика менеджмента: определение и составляющие. Этика взаимоотношений в трудовом коллективе. Этика лидерства.
5.1. Этика менеджмента и взаимоотношений в трудовом коллективе. Лекции 3 2 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
5.2. Этика менеджмента: определение и составляющие. Этика взаимоотношений в трудовом коллективе. Практические 3 4 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
5.3. Этика лидерства. Сам. работа 3 10 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 6. Правила этикета. Корпоративная культура.
6.1. Правила этикета. Корпоративная культура. Лекции 3 2 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
6.2. Культура речи и формы речевого этикета. Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации. Практические 3 4 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
6.3. Деловая переписка и деловой протокол. Особенности составления деловых бумаг в профессиональной деятельности. Сам. работа 3 10 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
6.4. Подготовка к зачету Сам. работа 3 10 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. Этика как система знаний. Понятия морали и нравственности. Место профессиональной этики в этической науке.
2. Соотношение этики с другими формами общественного сознания.
3. Подходы к изучению морали.
4. Мораль – форма самоутверждения личности и способ реализации ее внутренних сил и возможностей.
5. Культура общения и современный нравственный человек.
6. Профессиональная этика как составная часть морали, ее виды.
7. Этические проблемы деловой жизни.
8. Этические основы делового общения.
9. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного.
10. Принципы профессиональной морали работников экологической сферы.
11. Культура речи и формы речевого этикета.
12. Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации.
13. Деловая переписка и деловой протокол.
14. Особенности составления деловых бумаг в профессиональной деятельности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. А. А. Гусейнова Этика: учеб. для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2015 biblio-online.ru
Л1.2 Александрова, З.А., С.Б. Кондратьева Профессиональная этика : учебное пособие М. : МПГУ, 2016. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398
Л1.3 Колмогорова, Н.В. Основы общей и профессиональной этики и этикет : учебное пособие Омск : Издательство СибГУФК, 2012. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274600
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 З.А. Александрова, С.Б. Кондратьева Профессиональная этика : учебное пособие М. : МПГУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Т.Н. Козловская, Г.А. Епанчинцева, Л.В. Зубова Профессиональная этика : учебное пособие Оренбург : ОГУ, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Профессиональная этика» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия, предназначенные для углубленного изучения дисциплины. Одной из форм практических занятий являются семинарские занятия. Семинарские занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
При изучении курса «Профессиональная этика» семинарские занятия логически продолжают работу, начатую на лекции. Целью проведения семинарских занятий является формирование у студентов на основе изученных теоретических знаний по предмету практических навыков применения полученных знаний. Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.
План семинарских занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Семинарские занятия способствуют развитию у студентов творческого профессионального мышления, познавательной мотивации, овладения понятийным аппаратом «Профессиональной этики», умению решать интеллектуальные проблемы и задачи, опровергать и отстаивать свою точку зрения. В данном курсе предлагается проведение формы семинарских занятий в виде подготовки студентами небольших докладов по предложенным в практикуме вопросам с последующим обсуждением участниками семинара. Важной задачей преподавателя является: обучение студентов приемам публичного выступления и стимулирование студенческой активности в направлении формулирования вопросов и ответов выступающих. Следует направлять усилия на то, что бы каждый из участников семинара научился точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Следует обращать внимание студентов на способы и приемы выступления с докладом на семинаре. Например, давать студентам сделать сообщения не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей. Преподаватель должен, реализовать общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов.
Темы семинарских занятий отражают последовательность изучения курса «Профессиональная этика» связаны с программой данной дисциплины.
План семинарских занятий состоит из названия изучаемого раздела, темы, вопросов на повторение. Для выяснения степени усвоения материала в помощь студентам предлагаются вопросы для самоконтроля. В конце каждого семинарского занятия приводится список литературы и других источников, имеющихся в библиотеке университета. Студенты могут пользоваться в дополнение к рекомендуемому перечню, литературой и источниками периодической печати. Не исключено и использование материалов, найденных студентами в Интернет. Также предусмотрены примерные темы для рефератов.
Для каждой темы в практикуме разработаны проблемные вопросы для обсуждения на семинаре, кроме того студентам предоставляется возможность подготовить по отдельным вопросам сообщения. Предложен список основной и дополнительной литературы, которая позволит студентам на должном уровне подготовиться к обсуждению и подготовить сообщения.