МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональное водопользование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 14,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 8 8 20 20
Практические 24 24 10 10 34 34
Сам. работа 36 36 27 27 63 63
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
д.г.н., профессор, Барышников Г.Я.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Региональное водопользование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Геннадий Яковлевич д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Геннадий Яковлевич д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения курса являются обеспечение целостного представления о специфике регионального водопользования, современных проблемах водопользования на региональном уровне, о концепции устойчивого водопользования в России и регионе, кризисных моментах водообеспечения и путях решения водохозяйственных проблем.
Курс ориентирован на формирование у студентов широкого комплексного объективного и творческого подхода к обсуждению наиболее и сложных проблем регионального водопользования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования
ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности регионального водопользования;
- принципы управления водным хозяйством;
- мероприятия по экономии водных ресурсов и поддержанию качества вод;
- базовую информацию по природопользованию;
- региональные особенности использования водных ресурсов;
- основные понятия из общего ресурсоведения;
- особенности различных видов природопользования;
- особенности проектирования и составления географических карт;
- особенности регионального природопользования;
- особенности формирования и размещения природных ресурсов;
3.2.Уметь:
3.2.1.- понимать, излагать и анализировать информацию в сфере регионального природопользования и водопользования;
- анализировать экологические аспекты развития водопользование в регионах;
- выбирать классификации природных ресурсов и применять методы оценки природно-ресурсного потенциала;
- использовать межсекторальный и междисциплинарный подход в изучении и решении проблем регионального природопользования;
- составлять картографические изображения;
- оценивать природно- ресурсный потенциал территории на разном иерархическом уровне;
- анализировать соответствующие ресурсные запросы и их разумное использование с позиции доминирования законов природы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- анализа базовой информации в области природопользования и экологии;
- использования методов воднобалансовых и водно-энергетических расчетов;
- навыками обработки, анализа и оценки гидрометеорологической информации;
- определения природно-ресурсной базы территории по разным источникам информации;
- использования основных методических подходов к обсуждению проблем регионального природопользования;
- опыт экологического картографирования;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение в региональное водопользование. Структура водного хозяйства РФ. Структура органов управления водохозяйственной отраслью. Лекции 7 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л1.2
1.2. Федеральное агентство водных ресурсов, положения, полномочия, структура. Полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в сфере водных ресурсов. Практические 7 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л1.2
1.3. Федеральное агентство водных ресурсов, положения, полномочия, структура. Полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в сфере водных ресурсов. Сам. работа 7 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Водные ресурсы.Законодательная база водного хозяйства.
2.1. Водные ресурсы: федеральные и региональные водные объекты. Правоввая база водного хозяйства. Принципы водопользования. Лекции 7 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л1.2
2.2. Нормативно правовые акты регулирующие водопользование. Практические 7 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л1.2
2.3. Нормативно правовые акты регулирующие водопользование. Сам. работа 7 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Общая характеристика водопользования
3.1. Лимиты водопользования. Условия предоставления водных объектов в пользование. Договор водопользования. Цели использования водных объектов. Лекции 7 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.3, Л2.3
3.2. Общая характеристика пользования водными объектами. Право водопользования и его виды. Договор водопользования. Практические 7 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.3, Л2.3
3.3. Общая характеристика пользования водными объектами. Право водопользования и его виды. Договор водопользования. Сам. работа 7 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.3, Л2.3
Раздел 4. Вопросы и проблемы современного водопользования.
4.1. Вопросы водообеспечения в различных регионах страны.Оценка водообеспеченности. Лекции 7 1 ОПК-7, ПК-16 Л1.4, Л1.3, Л2.1
4.2. Водообеспеченность регионов России. Практические 7 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.4, Л1.3, Л2.1
4.3. Водообеспеченность регионов России. Сам. работа 7 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.4, Л1.3, Л2.1
4.4. Проблемы водообеспеченности. Оценка экологической опасности и опасности затопления территорий. Проблемы качества и количества водных ресурсов, способы экономии водных ресурсов и сохранения водных объектов. Лекции 7 3 ОПК-7, ПК-16 Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.5. Проблемы водообеспеченности по регионам России. Проблемы качества и количества водных ресурсов. Регионы, подверженные опасности затопления. Практические 7 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.6. Проблемы водообеспеченности по регионам России. Проблемы качества и количества водных ресурсов. Регионы, подверженные опасности затопления. Сам. работа 7 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.7. Мероприятия по экономии водных ресурсов, и поддержанию качества вод. Лекции 7 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.4, Л1.3, Л2.1
4.8. Мероприятия по экономии водных ресурсов, и поддержанию качества вод. Практические 7 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.4, Л1.3, Л2.3
4.9. Мероприятия по экономии водных ресурсов, и поддержанию качества вод. Сам. работа 7 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.4, Л1.3, Л2.3
Раздел 5. Организация управления водными ресурсами.
5.1. Бассейновые и территориальные уполномоченные органы управления и контроля в водном хозяйстве.Схема принятия решений при управлении водными ресурсами на уровнях бассейна крупной реки и субъекта РФ. Лекции 8 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.1, Л2.3
5.2. Бассейновые и территориально уполномоченные органы управления Российской федерации. Практические 8 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.1, Л2.3
5.3. Бассейновые и территориально уполномоченные органы управления Российской федерации. Сам. работа 8 0 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.1
Раздел 6. Качество вод.
6.1. Улучшение качества воды и очистка природных вод. Негативное воздействие вод, причины и последствия. Способы минимизации ущербов от негативного воздействия вод Лекции 8 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.3, Л2.2
6.2. Методы очистки природных вод. Способы улучшения качества вод. Способы минимизации ущербов от негативного воздействия вод. Практические 8 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.3, Л2.2
6.3. Методы очистки природных вод. Способы улучшения качества вод. Способы минимизации ущербов от негативного воздействия вод. Сам. работа 8 9 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 7. Водопользование в Алтайском крае.
7.1. Становление системы водопользования в Алтайском крае. Организация управления водными ресурсами региона. Лекции 8 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.3
7.2. История становления системы водопользования в Алтайском крае.Органы управления водопользованием края. Практические 8 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.3
7.3. История становления системы водопользования в Алтайском крае.Органы управления водопользованием края. Сам. работа 8 9 ОПК-7, ПК-16 Л1.3
7.4. Проблемы водопользование в Алтайском крае. Лекции 8 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.1, Л2.2
7.5. Проблемы водопользование в Алтайском крае.Негативное воздействие вод. Способы минимизации ущербов от негативного воздействия вод. Практические 8 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.1, Л2.2
7.6. Проблемы водопользование в Алтайском крае.Негативное воздействие вод. Способы минимизации ущербов от негативного воздействия вод. Сам. работа 8 9 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.1, Л2.2
7.7. Подготовка к экзамену Экзамен 8 27 ОПК-7 Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Структура водного хозяйства Р.Ф., Назовите организации, осуществляющие управление водными ресурсами.
2. Полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в сфере водных ресурсов.
3. Полномочия Федерального агентства водных ресурсов.
4. Назовите основные законодательные акты Российской Федерации в сфере водопользования.
5. Основные принципы водного законодательства.
6. Договор водопользования.
7. Представление водного объекта в пользование.
8. Цели использования водных объектов.
9. Лимиты водопользования.
10. Назовите уровни управления водными ресурсами в России и функции, на них осуществляющиеся.
11. Укажите полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений.
12. Назовите форму собственности на водные объекты в России.
13. Мероприятия по экономии водных ресурсов.
14. Мероприятия по поддержанию качества вод.
15. Основные методы очистки воды: классификация.
16. Классификация источников воздействия на водные объекты.
17. Кто такие водопользователи и водопотребители?
18. Виды водопользования.
19. Обеспечение водными ресурсами регионов Р.Ф.
20. Проблемы водообеспеченности регионов Р.Ф.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1) Использование природных запасов воды. Пути преодоления дефицита водных ресурсов.
2) Основные источники загрязнения природных вод.
3) Мероприятия по восстановлению чистоты водоемов.
4) Способы очистки промышленных и коммунальных стоков.
5) Проблемы водохозяйственного комплекса (ВХК) Алтайского края.
6) Перспективы использования водных ресурсов.
7) Пути преодоления дефицита водных ресурсов.
8) Проблемы водного хозяйства в агропромышленном комплексе России.
9) Способы минимизации ущербов от негативного воздействия вод.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Региональное водопользование" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Савичев О.Г., Токаренко О.Г. Управление водными ресурсами: учебное пособие Издательство ТПУ, 2014 portal.tpu.ru
Л1.2 Иванова Р. Р. , Гончаров Е. А. Основы природопользования: учебное пособие ПГТУ, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Михайлов В. Н. , Добролюбов С. А. Гидрология: Учебник для вузов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.4 Стрелков А.К., Теплых С.Ю. Охрана окружающей среды и экология гидросферы [: Учебник Издательство АСВ, , 2015 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Байлагасов Л. В. Региональное природопользование: Учебное пособие Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Чудновский С. М. Улучшение качества природных вод: учебное пособие Инфра-Инженерия, 2017 biblioclub.ru
Л2.3 Т.В. Леонтьева, И. Куделина, Н. Галянина и др. Правовые аспекты комплексного использования водных ресурсов: Учебное пособие Оренбург : ОГУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ВОДНЫЙ КОДЕКС РФ rulaws.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.