МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рекреационное природопользование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ПП-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель , Денисенко Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
к.г.н. , доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Рекреационное природопользование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Геннадий Яковлевич д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Геннадий Яковлевич д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Рекреационное природопользование» является Формирование представлений о пространственном выражении процессов и явлений, связанных с развитием рекреации. Развитие конструктивного мышления, направленного на разработку рекомендаций для оптимальной организации рекреационной деятельности в пространстве, устойчивого развития территориально-рекреационных систем. Развитие способности анализировать социально значимые проблемы, связанные с рекреационным природопользованием.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды
ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Оценить рекреационный потенциал туристических объектов;
- Определять допустимые рекреационные нагрузки на территориальные комплексы;
- Проводить изыскания по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов для обоснования принимаемых решений при проектировании объектов природообустройства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Оценки состояния природных и природно-техногенных объектов для обоснования принимаемых решений при проектировании объектов природообустройства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы рекреационного природопользования
1.1. Феномен рекреации и рекреационная деятельность.Признаки рекреации.Типы рекреации.Основные понятия рекреации. Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-16 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Основные типы рекреационных территорий. Функциональные типы современных рекреационных территорий.Классификация рекреационных территорий по степени трансформации природного комплекса.Модификации рекреационных природно-культурных комплексов в пространстве и их трансформации во времени. Практические 6 4 ОПК-6, ПК-16 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Пространственное планирование и организация рекреационных территорий.
2.1. Порядок подготовки документов пространственного планирования. Практические 6 4 ОПК-6, ПК-16 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Определение, цели и задачи пространственного планирования. Лекции 6 4 ОПК-6, ПК-16 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Кодексы: лесной, водный, земельный, градостроительный – правовая основа для развития рекреации. Сам. работа 6 4 ОПК-6, ПК-16 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.4. Районирование и зонирование территорий для целей развития рекреации и туризма. Практические 6 4 ОПК-6, ПК-16 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.5. Организация рекреационных территорий.Оценка рекреационного потенциала территории (технологическая, психолого-эстетическая, физиологическая или медико-биологическая). Формы и методы оценки.Лимитирующие и стимулирующие факторы. Лекции 6 4 ОПК-6, ПК-16 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.6. Эколого-рекреационный каркас территории. Сам. работа 6 2 ОПК-6, ПК-16 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Экологический аудит рекреационных объектов в целях развития рекреации
3.1. Экологический аудит в целях развития рекреации Лекции 6 4 ОПК-6, ПК-16 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.2. Порядок проведения экологического аудита Практические 6 4 ОПК-6, ПК-16 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.3. Проблемы рекреационного природопользования Практические 6 6 ОПК-6, ПК-16 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.4. Проблемы рекреационного природопользования Сам. работа 6 3 ОПК-6, ПК-16 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Формы воздействия человека на природу.
2. Объект и предмет изучения.
3. Основные задачи. Место в системе наук.
4. Формы природопользования.
5. Виды природопользования.
6. Принципы рационального природопользования.
7. Особенности природопользования в условиях НТР.
8. Определение понятий «природные условия», «природные ресурсы», «природно-ресурсный потенциал».
9. Классификации природных рекреационных ресурсов.
10. Историко-культурный потенциал.
11. Архитектурные памятники.
12. Археологические и этнографические памятники.
13. История развития музейного дела.
14. Народные промыслы.
15. Научные и технические комплексы и сооружения.
16. Основные принципы рекреационного освоения природного и исторического наследия.
17. Определение понятий: рекреация, отдых, рекреационные ресурсы, рекреационная система, рекреационное природопользование.
18. Рекреационная оценка ландшафтов.
19. Рельеф. Оценка рельефа для лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного туризма. Ресурсы гор.
20. Климатические ресурсы. Оценка биоклиматического потенциала.
21. Гидроминеральные ресурсы.
22. Водные ресурсы. Оценка водных объектов для пляжно-купального отдыха.
23. Водные ресурсы для спортивного туризма.
24. Биологические рекреационные ресурсы.
25. Воздействие рекреационной деятельности на компоненты природных систем.
26. Экологические проблемы территорий с интенсивным развитием рекреационной деятельности.
27. Нормирование допустимых нагрузок на природу.
28. Природоохранные мероприятия.
29. Требования охраны природы в процессе рекреационной деятельности.
30. Система ООПТ. Рекреационная деятельность в ООПТ.
31. Создание культурных ландшафтов. Ландшафтно-экологические принципы организации территории.
32. Объект, субъект и цели управления.
33. Организационная структура, уровни управления, функции органов власти.
34. Методы регулирования природопользования.
35. Оценка воздействия на окружающую среду.
36. Природные предпосылки развития туризма в России.
37. Социальные предпосылки развития туризма в России. Население и религиозный состав современной России.
38. Туристско-рекреационное районирование.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Факторы возникновения и развития рекреационного природопользования
Функции рекреационного природопользования и критерии оценки его развития
Рекреационное природопользование как практическая деятельность
Рекреационное природопользование как научная географическая дисциплина
Эколого-рекреационный каркас территории
Оценка рекреационного потенциала территории: формы и методы оценки
Районирование и зонирование территорий для целей развития рекреации и туризма
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Рекреационное природопользование" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018. biblio-online.ru
Л1.2 Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география: учеб. -метод. комплекс М.: Флинта, 2005
Л1.3 Николаенко, Д.В. Рекреационная география: учеб. пособие для вузов М. : ВЛАДОС, 2001
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Корытный Л.М., Потапова Е.В. ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Харламова Н.Ф. Рекреационная георафия: Учебное пособие Изд-во АлтГУ, , 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.https://www.mnr.gov.ru – Минприроды России (Государственные доклады «О состоя-нии и об охране окружающей среды Российской Федерации», «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации», Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации»).
2. https://rosreestr.ru – РОСРЕЕСТР (Государственный доклад о состоянии и использова-нии земель в российской федерации).
3. http://национальныйатлас.рф – Национальный Атлас России
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.