МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сельскохозяйственное водопользование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Максимова Н.Б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент , Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Сельскохозяйственное водопользование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование у студентов представлений об общих задачах водопользования в отраслях сельского хозяйства, структурой и функциями федерального и территориальных органов службы водного хозяйства РФ, изучении особенностей аграрного водопользования, задач и территориально-отраслевой структурой водохозяйственных комплексов и систем, составом мероприятий по экономии водных ресурсов и поддержанию качества вод

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Теоретические основы и применение технологий рационального природопользования и охраны окружающей среды,
- водохозяйственные системы и водопользование в приложении к аграрному природопользованию в соответствии с современной водохозяйственной обстановкой в России и мире
- нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять знания по эксплуатации мелиоративных систем и мониторингу для решения конкретных задач в области сельскохозяйственного производства;
- использовать методы водно-балансовых, гидрохимических и водно-энергетических расчетов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыком анализа природно-климатических условий и режима работы аграрных водохозяйственных систем;
- методикой формирования экологически обоснованной структуры водохозяйственного комплекса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Аграрные водохозяйственные системы
1.1. Аграрные водохозяйственные системы и их структура Лекции 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Источники водоснабжения Подземные и поверхностные источники Практические 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Водозаборные сооружения Практические 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.4. Требования сельскохозяйственных культур к водному режиму орошаемых и осушаемых земель Лекции 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.5. Особенности возделывания зерновых, технических, овощных культур, садов и виноградников при орошении Практические 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.6. Создание агромелиоративных ландшафтов Практические 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.7. Способы регулирования водного режима Лекции 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.8. Изменение гидрологических и гидрогеологических условий при проведении гидротехнических мелиораций Практические 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.9. Водный баланс и методы регулирования влажности почвы на полях Практические 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.10. Аграрные водохозяйственные системы Сам. работа 8 10 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Основы сельскохозяйственного водопользования
2.1. Современные гидромелиоративные системы и основные задачи их эксплуатации Лекции 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Влияние качества оросительных вод на почву и растения в различных зональных и морфо-гидрогеологических условиях Практические 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Внутрихозяйственное регулирование водного режима Лекции 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.4. Требования сельскохозяйственного производства к водному режиму осушаемых земель. Практические 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.5. Особенности орошения в различных почвенно-климатических зонах. Практические 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.6. Основы сельскохозяйственного водопользования Сам. работа 8 10 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Охрана водных ресурсов при сельскохозяйственном водопользовании
3.1. Водоохранные мероприятия и методы рационального использования водных ресурсов Лекции 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Мероприятия по предотвращению загрязнения и истощения вод, охране и восстановлению водных ресурсов Практические 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Рациональное водопользование в сельском хозяйстве Практические 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.4. Основные водохозяйственные проблемы при сельскохозяйственном использовании Лекции 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.5. Сельскохозяйственное использование и охрана водных ресурсов Алтайского края Практические 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.6. Охрана земель при сельскохозяйственном водопользовании Практические 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.7. Охрана поверхностных и подземных вод, источники их загрязнения Практические 8 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.8. Охрана водных ресурсов при сельскохозяйственном водопользовании Сам. работа 8 10 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные цели расхода воды в сельском хозяйстве.
2. Особенность использования водных ресурсов в сельском хозяйстве.
3. Мелиоративная инфраструктура.
4. Эксплуатация водоприемников, водохранилищ и дамб обвалования.
5. Технологии мелиорации земель.
6. Организация эксплуатационной гидрометрии. Автоматизация поливов.
7. Интенсификация использования водных ресурсов в сельском хозяйстве.
8. Водный баланс поля.
9. Суммарное водопотребление сельскохозяйственных культур и методы его расчета.
10. Основные сорта, особенности агротехники возделывания, режимы орошения.
11. Особенности систем земледелия на мелиорируемых землях: интенсивные, почвозащитные, природоохранные системы земледелия.
12. Принципы адаптивно-ландшафтного земледелия.
13. Экологические аспекты комплексных мелиораций агроландшафтов.
14. Значение мелиорации в обеспечении продовольственной безопасности страны.
15. Виды мелиорации. Особенности гидротехнической мелиорации, ее влияние на почву, растение и продуктивность сельскохозяйственных культур.
16. Изменение свойств и процессов почвообразования болотных и заболоченных почв под влиянием мелиорации и сельскохозяйственного освоения.
17. Влияние качества оросительных вод на почву и растения в различных зональных и морфо-гидрогеологических условиях.
18. Водный и солевой балансы орошаемых земель. Мероприятия по предупреждению и борьбе с засолением орошаемых земель,
19. Специфика проведения мелиоративных работ в Алтайском крае.
20. Экологические требования, предъявляемые к системам водопользования в агропромышленном комплексе.
21 Водоснабжение сельских населенных пунктов животноводческих комплексов и птицефабрик, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
22. Сущность рекультивации земель, классификация нарушенных земель.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Влияние водохранилищ на окружающую среду.
2. Гео и гидроинформационные системы в сельскохозяйственном водопользовании.
3. Анализ исторических и экологических предпосылок для водохозяйственного развития Алтайского края.
4. Вопросы и проблемы современного сельскохозяйственного водопользования
5. Способы экономии водных ресурсов и сохранения водных объектов.
6. Отраслевые водохозяйственные системы и системы комплексного назначения.
7. Оценка эффективности капитальных вложений в мелиорацию.
8. Использование водных ресурсов в животноводстве.
9. Интенсификация использования водных ресурсов в сельском хозяйстве.
10. Оросительные мелиорации.
11. Осушительные мелиорации
12. Экономико-экологическая эффективность капитальных вложений в водохозяйственное строительство.
13. Роль мелиорации в производстве сельскохозяйственной продукции.
14. Технологии мелиорации земель.
15. Основные мероприятия рационального водопользования.
16. Мелиоративная инфраструктура.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету:
1. Аграрные водохозяйственные системы и их структура
2. Источники водоснабжения Подземные и поверхностные источники
3. Особенность использования водных ресурсов в сельском хозяйстве.
4. Мелиоративная инфраструктура.
5. Водозаборные сооружения
6. Технологии мелиорации земель.
7. Требования сельскохозяйственных культур к водному режиму орошаемых и осушаемых земель
8. Особенности возделывания зерновых, технических, овощных культур, садов и виноградников при орошении
9. Интенсификация использования водных ресурсов в сельском хозяйстве.
10. Требования растений и почв к водному и другим режимам.
11. Принципы адаптивно-ландшафтного земледелия. Причины нарушения агрогеосистем.
12. Способы регулирования водного режима.
13. Значение мелиорации в обеспечении продовольственной безопасности страны.
14. Виды мелиорации.
15. Особенности гидротехнической мелиорации, ее влияние на почву, растение и продуктивность сельскохозяйственных культур.
16. Водный баланс и методы регулирования влажности почвы на полях
17. Современные гидромелиоративные системы и основные задачи их эксплуатации
18. Влияние качества оросительных вод на почву и растения в различных зональных и морфо-гидрогеологических условиях
19. Внутрихозяйственное регулирование водного режима
20. Требования сельскохозяйственного производства к водному режиму осушаемых земель.
21. Особенности орошения в различных почвенно-климатических зонах.
22. Влияние качества оросительных вод на почву и растения в различных зональных и морфо-гидрогеологических условиях.
23. Водоохранные мероприятия и методы рационального использования водных ресурсов
24. Мероприятия по предотвращению загрязнения и истощения вод, охране и восстановлению водных ресурсов
25. Рациональное водопользование в сельском хозяйстве
26. Основные водохозяйственные проблемы при сельскохозяйственном использовании
27. Сельскохозяйственное использование и охрана водных ресурсов Алтайского края
28. Охрана земель при сельскохозяйственном водопользовании
29. Охрана поверхностных и подземных вод, источники их загрязнения.
30. Особенности рационального использования и охраны подземных вод в Алтайском крае.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.Н. Есаулко, Т.Г. Зеленская, И.О. Лысенко Сельскохозяйственная экология (в аспекте устойчивого развития): Агрус, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Иванова Р.Р., Гончаров Е.А. Основы природопользования: учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сапцин, В.П Эксплуатация и мониторинг систем и сооружений: учебное пособие: учебное пособие Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 К. К. Эдельштейн Гидрология материков: учебное пособие: учебное пособие М.: Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
Л2.3 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование: учебное пособие: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/
Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1
http://biodat.ru – BioDat.
Каталог информационных ресурсов BioDat и Internet, который поможет сориентироваться во множестве различных баз данных, справочников, информационных и аналитических материалов по экологии.
http://www.zelife.ru - "Зелёная жизнь" - экологический портал.
Материалы о защите окружающей среды, экологии планеты и человека. Справочные материалы, статистическая информация и рейтинги. Экологические карты.
http://oopt.info - Информационно-справочная система «ООПТ России».
Интернет-ресурс «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ», целью которого является распространение научной, технической и популярной информации о российских особо охраняемых природных территориях (ООПТ) через Интернет.
Проблемы устойчивого развития //
http://www.russ.ru/politics/20020902-gro.html
РИО+10: Полезные материалы и ссылки //
http://rio10.cis.lead.org/ref.htm
Что такое устойчивое развитие? //
http://alkir.narod.ru/sd-article.html
Documents relating to Sustainable Development //
http://www.laetusinpraesens.org/themes/azsusta.php

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.