МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы водоснабжения и водоотведения жилищно-коммунального хозяйства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент , Пивень П.В.

Рецензент(ы):
к.г.н. , доцент , Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Системы водоснабжения и водоотведения жилищно-коммунального хозяйства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование фундаментальных знаний в области экологических технологии восстановления водных объектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. – структуру водохозяйственного комплекса, включающую системы водоснабжения и водоотведения жилищно-коммунального хозяйства;
– принципы планирования комплексного использования водных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве;
– водохозяйственный баланс систем водоснабжения и водоотведения жилищно-коммунального хозяйства;
– концептуальные основы охраны водных ресурсов;
– требования водопользователей к качеству водных ресурсов и режиму их использования;
– требования к стокам систем водоотведения жилищно-коммунального хозяйства;
– перспективы и задачи комплексного использования водных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве;
– принципы управления системами водоснабжения и водоотведения жилищно-коммунального хозяйства;
– принципы экономической оценки водных ресурсов;
–основы водоохранной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.– рассчитать лимиты на водопотребление и водоотведение жилищно-коммунального хозяйства;
– составлять отчеты по водопользованию;
– рассчитать водохозяйственный баланс населенного пункта, или дома;
– составлять планы природоохранных мероприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- составлять отчет о природоохранной деятельности предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками расчета водопотребления и водоотведения
– методикой организации рационального водопользования в жилищно-коммунальном хозяйстве;
– навыками оценки качества поверхностных и подземных вод территории для их возможного использования для нужд жилищно-коммунального хозяйства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы рационального водопользования в жилищно-коммунальном хозяйстве.
1.1. Воздействие на водные экосистемы жилищно-коммунального хозяйства в различные исторические эпохи. Лекции 8 4 ОПК-6 Л2.2, Л2.4, Л2.8, Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л1.1, Л1.4, Л3.1, Л2.6, Л2.1, Л1.3, Л1.5
1.2. Воздействие на водные экосистемы жилищно-коммунального хозяйства в различные исторические эпохи. Практические 8 4 ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.6
1.3. Воздействие на водные экосистемы жилищно-коммунального хозяйства в различные исторические эпохи. Сам. работа 8 8 ОПК-6 Л2.3, Л1.6
Раздел 2. Экономические и юридические основы водопользования в сфере ЖКХ.
2.1. экономические и юридические основы регулирования водопользования в сфере ЖКХ. Лекции 8 4 ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.6
2.2. экономические и юридические основы регулирования водопользования в сфере ЖКХ. Практические 8 4 ОПК-6 Л2.2, Л1.6, Л3.1
2.3. экономические и юридические основы регулирования водопользования в сфере ЖКХ. Сам. работа 8 8 ОПК-6 Л2.2, Л1.6
Раздел 3. Системы водопользования в современном ЖКХ.
3.1. Системы водоснабжения и водоотведения в современном ЖКХ. Лекции 8 4 ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.6
3.2. Системы водоснабжения и водоотведения в современном ЖКХ. Практические 8 4 ОПК-6 Л2.2, Л1.6, Л3.1
3.3. Системы водоснабжения и водоотведения в современном ЖКХ. Сам. работа 8 10 ОПК-6 Л2.2, Л1.6
Раздел 4. Экологические проблемы в сфере водопользования современного ЖКХ.
4.1. Экологические проблемы в сфере водопользования современного ЖКХ. Лекции 8 6 ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.6
4.2. Экологические проблемы в сфере водопользования современного ЖКХ. Практические 8 6 ОПК-6 Л2.3, Л1.6, Л3.1
4.3. Экологические проблемы в сфере водопользования современного ЖКХ. Сам. работа 8 10 ОПК-6 Л2.3, Л1.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Мировой исторический опыт эксплуатации систем водопользования и водоотведения в ЖКХ.
2. Сущность эксплуатации систем водопользования в современном ЖКХ.
3. Сущность эксплуатации систем водоотведения в современном ЖКХ.
4. Основные функции систем водоснабжения и водоотведения в ЖКХ.
5. Основные задачи и виды деятельности организаций занятых в сфере систем водопользования и водоотведения ЖКХ.
6. Санитарно-гигиенические, экономические, этические и эстетические аспекты охраны водных ресурсов.
7. Специфика коммунального водоснабжения и водоотведения, как участниках водохозяйственного комплекса.
8. Принципы планового водопользования в ЖКХ.
9. Управление водохозяйственным комплексом в ЖКХ.
10. Технологии планирования и реа¬лизации водопользования в ЖКХ.
11. Требования к водным источникам, используемым для водопользования в ЖКХ, их режиму и качеству.
12. Основные факторы, определяющие эколого-экономическую эффектив¬ность использования водных ресурсов в ЖКХ.
13. Правовые основы организации и эксплуатации систем водопользования и водоотведения ЖКХ.
14. Специфика основных водохозяйственных проблем в ЖКХ.
15. Прогнозы состояния водных ресурсов, используемых для водопользования в ЖКХ.
16. Водохозяйственные балансы, их виды, структура, принципы составления и роль в планировании и использования водных ресурсов в ЖКХ.
17. Основные направления совершенствования технологии планирования и реализации водопользования и водоотведения в ЖКХ.
18. Влияние водного фактора на размещение населения.
19. Примеры водопотребления и водоотведения в жилищно-коммунальном хозяйстве отдельных регионов Российской Федерации и других стран.
20. Организация выполнения внутрихозяйственного плана водопользования и водоотведения в ЖКХ.
21. Содержание системного плана водораспределения в ЖКХ. Исходные данные для его составления.
22. Составление плана забора воды в горводоканалах для нужд ЖКХ.
23. Коэффициент полезного действия систем водопользования и водоотведения в ЖКХ. Пути повышения К.П.Д.
24. Определение расчетных расходов воды систем водопользования и водоотведения в ЖКХ, исходные данные для расчетов.
25. Контроль и мониторинг состояния водных объектов и эксплуатационных систем в России и Мире.
26. Водоохранные зоны и зоны санитарной охраны.
27. Водоохранные мероприятия и технологии.
28. Фильтрационных потери из систем водопользования и водоотведения ЖКХ.
29. Метрологическое обеспечение эксплуатации пунктов водоучета систем водопользования в ЖКХ.
30. Состав, структура и виды деятельности подразделений служб эксплуата¬ции по метрологическому обеспечению водоучета систем водопользования и водоотведения ЖКХ.
31. Виды планового технического обслуживания (ПТО) элементов систем водопользования и водоотведения ЖКХ, периодичность их проведения.
32. Сущность замкнутого водооборота в системах водопользования и водоотведения ЖКХ, его применение.
33. Водоочистка и мониторинг качества сточных вод.
34. Водоподготовка и мониторинг качества вод, поступающих в системы водопользования.
35. Пути оптимизации работы систем и объектов водоснабжения и водоотведения в ЖКХ.
36. Общие требования, предъявляемые к подземным водозаборам.
37. Общие требования, предъявляемые к поверхностным водозаборам.
38. Экологические проблемы, возникающие при эксплуатации подземных водозаборов.
39. Экологические проблемы, возникающие при эксплуатации поверхностных водозаборов.
40. Требования по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека при осуществлении функционирования системам водопользования и водоотведения ЖКХ.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к зачёту.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Э.В. Сазонов Экология городской среды: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.3 Пугина О. А. Правовое регулирование энергетической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 biblioclub.ru
Л1.4 Сазонов Э. В. ЭКОЛОГИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Промышленная экология: Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2015 biblioclub.ru
Л1.6 Сапцин, В.П Эксплуатация и мониторинг систем и сооружений: учебное пособие: учебное пособие Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фирсов А. И., Борисов А. Ф. Экология техносферы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ННГАСУ, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Кузнецов А..Е. и др. Прикладная экобиотехнология: Учебное пособие БИНОМ, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Стрелков А. К., Теплых С. Ю Охрана окружающей среды и экология гидросферы: учебник: учебник Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013 biblioclub.ru
Л2.4 Быков, А.П. Инженерная экология : учебное пособие: Новосибирск : НГТУ, 2011 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228914
Л2.5 Д. А. Дурникин Экология водоемов: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.6 Быков А.П. Инженерная экология: Часть 4. Основы экологии производства: учебное пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
Л2.7 Стрелков А. К., Теплых С. Ю. Охрана окружающей среды и экология гидросферы: учебник Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013 biblioclub.ru
Л2.8 А.И. Фирсов, А.Ф. Борисов Экология техносферы : Н. Новгород : ННГАСУ, 2013 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427427
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 B.B. Ларичкин, К.П. Гусев Промышленная экология. Лабораторный практикум: учебное пособие Издательство НГТУ, 2011 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Всероссийский экологический портал www.ecoportal.ru
Э2 Природа: национальный портал. www.priroda.ru
Э3 Эколайн: справочно-информационная служба. www.ecoline.ru
Э4 Экологический портал «Экознание». www.eco.iuf.net
Э5 Экологический словарь. www.cntd.ru
Э6 Павлинова, И. И. Водоснабжение и водоотведение : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Павлинова, В. И. Баженов, И. Г. Губий. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 380 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00626-1. www.biblio-online.ru/book/4D31AFA4-8724-4892-BE73-9F7EB6443065.
Э7 Феофанов, Ю. А. Инженерные сети: современные трубы и изделия для ремонта и строительства : учебное пособие для академического бакалавриата / Ю. А. Феофанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 157 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04169-9. www.biblio-online.ru/book/C5D28623-F9F3-40C1-8963-09C6FD474326.
Э8 Сибагатуллина, А.М. Водоснабжение : учебное пособие / А.М. Сибагатуллина ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016. - Ч.1 Наружные сети и сооружения. - 104 с. : табл., схем., ил. - Библиогр.: с. 81. - ISBN 978-5-8158-1635-0; ISBN 978-5-8158-1636-7 (Ч. 1) biblioclub.ru
Э9 Тихоненков, Б.П. Насосы и насосные станции : учебное пособие : в 2-х ч. / Б.П. Тихоненков ; Министерство транспорта Российской Федерации, Агенство морского и речного флота, Московская государственная академия водного транспорта. - Москва : Альтаир-МГАВТ, 2005. - Ч. 1. Насосы. - 121 с. : ил., табл., схем. biblioclub.ru
Э10 Самусь, О.Р. Водоснабжение и водоотведение с основами гидравлики : учебное пособие / О.Р. Самусь, В.М. Овсянников, А.С. Кондратьев. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 128 с. : табл., рис., ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4458-9555-8 biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме сдачи практического задания;
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр).
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий,презентации, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.

В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на зачете:
На зачет выносятся два вопроса из общего перечня вопросов к зачету, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-50 – «зачтено», 0-49 – «не зачтено».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных ком-петенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос):
Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происходят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисципли-ной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 50 баллов. Максимальное количество вопросов, на которые можно ответить обучающемуся – 2 во-проса Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовле-творительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и проме-жуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего обра-зования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1690/п.