МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы особо охраняемых природных территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Максимова Н.Б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Системы особо охраняемых природных территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. (регистрационный № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- изучение взаимозависимости и взаимодействия в системе "общество – природа" на определенной территории и с помощью системы территориальных ограничений природопользования,
- ознакомление студентов с особенностями структуры и функционирования наиболее важных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) мира.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы создания современной системы ООПТ. Категории ООПТ в зарубежных странах и России;
- роль ООПТ в осуществлении концепции устойчивого развития;
- направления основной деятельности заповедников и национальных парков;
- основные характеристики сети ООПТ своего региона.
3.2.Уметь:
3.2.1.- обосновать и аргументировать необходимость создания ООПТ разных типов на теоретическом или практическом (конкретном) примере;
- понимать стратегию развития системы особо охраняемых природных территорий в РФ
-соотносить особенности природных категорий и оптимальные для них формы ООПТ,
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- терминологией, связанной с ООПТ, основными положениями нормативно-правовой базы, необходимыми для организации ООПТ, их охраны, управления;
- методами сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, поддержания общего экологического баланса и содействие устойчивому развитию регионов и государства в целом.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы функционирования ООПТ
1.1. Научно-теоретические основы дисциплины Лекции 7 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.2. Концептуальные подходы к созданию ООПТ. Классификация МСОП Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.3. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.4. История развития ООПТ в России Лекции 7 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.5. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.6. Основные категории ООПТ Лекции 7 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.7. 2. Основные категории ООПТ. Соответствие основных категорий ФООПТ России категориям МСОП Практические 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.8. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета Сам. работа 7 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.9. Обеспечение функционирования ООПТ Лекции 7 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.10. Правовые основы обеспечения функционирования ООПТ Практические 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.11. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.12. Биосферные резерваты Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.13. Территории Всемирного наследия. Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.14. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.15. Категории охраняемых природных территорий Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.16. Заповедник - высшая форма охраны природы Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.17. Научная деятельность заповедников Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.18. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
Раздел 2. Экологические аспекты сохранения биологического разнообразия заповедников
2.1. Теория островной биогеографии и особо охраняемые природные территории Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.2. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.3. Основные задачи особо охраняемых природных территорий Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.4. Основные биомы суши и наличие в них особо охраняемых природных территорий Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.5. Красные книги Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.6. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата, подготовка к коллоквиуму Сам. работа 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.7. Поддержание ландшафтно-экологического равновесия Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.8. Экологическое просвещение - вид деятельности заповедников на современном этапе Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4
2.9. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1 В чем заключается вклад русских ученых в развитие заповедного дела.
2 Перечислите основные труды В.И. Докучаева.
3 Какие требования предъявляются к географической сети заповедников.
4 Перечислите основные глобальные экологические проблемы и укажите роль охраняемых природных территорий в их решении.
5 Чем была вызвана необходимость создания государственных заповедников в России.
6 Перечислите основные этапы истории заповедного дела в России.
7 В чем заключается роль заповедников в экологическом воспитании населения.
8 Составьте перечень национальных парков мира.
9 Составьте перечень национальных парков России.
10 Обоснуйте принципы выделения особо охраняемых природных территорий.
11 В чем заключается сущность антропогенной трансформации заповедных экосистем.
12 Какие существуют проблемы управления динамикой природных экосистем в условиях заповедников.
13 Перечислите виды особо охраняемых природных территорий.
14 Выделите составные элементы биосферного заповедниках.
15 Каково назначение сукцессионных заповедников.
16 Объясните в чем разница между регуляционными и технологическими мероприятиями в заповедниках.
17 Каково назначение «Летописи природы».
18 В чем состоит различие буферной и транзитной зонами природных заповедников.
19 В каких заповедниках проводят наблюдение по восстановлению типичных коренных экосистем.
20 В чем состоит различие между природным заказником и памятниками природы.
21 В чем состоит различие между ботаническими садами и дендрариями.
22 Составьте список законов Российской Федерации, имеющих отношение к заповедному делу.
23 Каково назначение Конвенции Всемирного наследия.
24 В связи с чем заповеднику «Катунский» был присвоен статус биосферного.
25 Чем вызвана необходимость сохранения биоразнообразия.
26 Какие экологические организации действуют на территории Алтайского края, их значение для развития системы охраняемых природных территорий.
27 Перечислите виды экологического туризма в заповедниках.
28 Как проводится научный туризм в заповедниках.
29 Оцените систему охраняемых природных территорий Алтайского края.
30 Каковы перспективы социально-экономического развития и развитие системы охраняемых природных территорий в Алтайском крае.
31 Составьте перечень охраняемых растений заповедника «Тигирекский».
32 Каково назначение экологических троп.
33 Какие типы экологических троп вы знаете.
34 Объясните значение Конвенции по биоразнообразию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).
35 Объясните значение Конвенции о водно-болотных (Рамсар 1971 г.).
36 Объясните значение Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972 г.).

Вопросы для самостоятельной работы:
1. Глобальное распределение биоразнообразия
2. Островные экосистемы и исчезновение видов.
3. Цивилизация и исчезновение видов.
4. Картографирование биоразнообразия естественных и антропогенно преобразованных экосистем.
5. Каким требованиям должен удовлетворять биоиндикатор?
6. Основные подходы к оценке биоразнообразия на различных уровнях организации биоты.
7. Применение кластерного анализа для вычисления гамма-разнообразия.
8. Роль природных факторов в изменении биоразнообразия.
9. Генная инженерия и проблемы биоразнообразия.
10. Роль антропогенных факторов в изменении биоразнообразия.
11. Видовой и биохорологический (экосистемный) уровни охраны биоразнообразия. Концепция экологического каркаса территории.
12. Принципы создания и ведения Красных книг.
13. Редкие виды растений и животных. Роль охраняемых природных территорий в их сохранении.
14. Сохранение редких видов в искусственных условиях.
15. Стратегии восстановления и сохранения биоразнообразия.
16. Всемирная стратегия охраны природы и национальные стратегии.
17. Международные организации и сотрудничество стран в решении проблем сохранения биоразнообразия. Конвенция ООН по сохранению биоразнообразия.
18. Международный и национальный эколого-правовой режим охраны биоразнообразия.
19. Проблемы рационального использования биологических ресурсов при сохранении биоразнообразия.
20. Национальная стратегия сохранения биоразнообразия в России.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1 Глобальные экологические проблемы и глобальная система охраняемых природных территорий.
2 Роль заповедного дела в решении региональных экологических проблем: любой регион России.
3 Наиболее известные заповедники России.
4 Биосферные заповедники России
5 Важнейшие заказники на России.
6 Заказники Алтайского края.
7 Важнейшие памятники природы России.
8 Всемирно известные национальные парки.
9 Национальные парки России.
10 Охраняемые морские побережья России.
11 История заповедного дела в России.
12 История и современное состояние заповедного дела в Алтайском крае.
13 Система охраняемых природных территорий Алтайского края и перспективы ее развития.
14 Экологическая программа Алтайского края и роль заповедного дела в ее осуществлении.
15 Минимальные размеры заповедников: теория и практика.
16 Сохранение видового разнообразия в заповедниках России.
17 Редкие виды растений в ООПТ Алтайского края.
18 Редкие виды животных в ООПТ Алтайского края.
19 Разнообразие и устойчивость сообществ в заповедниках.
20 Минимальная площадь популяции и минимальная площадь заповедника: теория и практика.
21 Экологическая ситуация в России и заповедники.
22 Экологическая ситуация в Алтайском крае и состояние заповедников.
23 Сельскохозяйственные воздействия на ООПТ Алтайского края.
24 Воздействия лесного хозяйства на ООПТ Алтайского края.
25 Воздействия охотничьего хозяйства на ООПТ Алтайского края.
26 Воздействия транспорта и космического мусора на ООПТ Алтайского края.
27 Синантропные виды в фаунах заповедников.
28 Цели и методы управления динамикой растительного покрова заповедников и других охраняемых природных территорий.
29 Изменение скорости сукцессий: теория и практика.
30 Предотвращение "резерватогенных" смен в растительном покрове: опыт российских заповедников.
31 Покровительство редким и исчезающим видам растений и животных в заповедниках и на других охраняемых природных территориях.
32 Значение заказников для охраны редких и исчезающих видов растений и животных.
33 Значение памятников природы для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных.
34 Целенаправленная и непреднамеренная интродукция.
35 Влияние пожаров на ООПТ Алтайского края.
36 Экологическое просвещение населения в ООПТ Алтайского края.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачёту:
1. Категории ОПТ, принятые в международной классификации. Проблемы терминологии в современной природоохранной практике.
2. Отечественные и зарубежные примеры классификации охраняемых территорий.
3. Национальные парки как основная форма ООПТ в зарубежных странах.
4. Международные принципы организации национальных парков.
5. Концепции национального парка: американская, азиатская, европейская, новозеландская, африканская.
6. Характеристика системы ООПТ в различных регионах. ООПТ США, Канады, Южной Америки, Европы, Азии, Австралии и Океании.
7. Охраняемые природные территории (ОПТ) прошлого.
8. История развития ООПТ в России.
2 Концепция системы охраняемых природных территорий (СОПТ) России. Термины и определения.
3 Предпосылки, цели и задачи СОПТ России.
4 Современная система ОПТ в России.
5 Заповедники. Цели и задачи. Географическое распределение. Размеры. Конфигурация. Режим охраны. Благоприятное и неблагоприятное соседство.
6 Принципы организации и анализ сети заповедников.
7 Научная деятельность в заповедниках. Летопись природы.
8 Экологическое просвещение в заповедниках. Экологическая тропа.
9 Величина и территориальная структура заповедников. Минимальные размеры заповедников. Форма и характер границ заповедников.
10 История создания и развития национальных парков в России. Задачи национальных парков России.
11 Национальные парки. Зонирование территории. Территориальное распределение.
12 Обзор Деятельности национальных парков России и Ближнего зарубежья.
13 Заказники. Цели и задачи. Классификация отечественных заказников.
14 Развитие сети природных заказников России.
15 Памятники природы – новая форма ООПТ. Особенности организации и функционирования памятников природы России.
16 Примеры классификации отечественных памятников природы. Формы подчинённости и особенности охранных мероприятий.
17 Биосферные резерваты и всемирное природное наследие – охраняемые объекты имеющие международный статус.
18 Возникновение и развитие концепции всемирной цепи Биосферных резерватов.
19 Современная стратегия Биосферных резерватов (Севильская стратегия).
20 Проблемы организации мировой сети Биосферных резерватов.
21 Требования, предъявляемые территориям биосферных резерватов. Отличия биосферных резерватов от классических заповедников и аналогичных ОПТ.
22 Цели, задачи, зонирование биосферных резерватов. Биосферные заповедники (резерваты) РФ.
23 Принципы создания отечественных биосферных заповедников. Территориальное распределение. Примеры зонирования.
24 Биосферные резерваты. Особенности природоохранной деятельности.
25 Критерии и условия включения природных объектов в список Всемирного наследия.
26 Всемирное природное наследие в системе национального наследия РФ.
27 Российские объекты Всемирного природного наследия.
28 Организационные аспекты управления объектами Всемирного природного наследия.
29 Региональные формы ОПТ. История создания и современное состояние сети ОПТ в регионе.
30 Теория островной биогеографии и особо охраняемые природные территории. Индекс формы ООПТ.
31 Охрана участков с нетронутой природой. Основные биомы суши и наличие в них особо охраняемых природных территорий.
32 Сохранение биоразнообразия. Сохранение БР путем создания особо охраняемых природных территорий.
33 Поддержание ландшафтно-экологического равновесия. Факторы поддержания ландшафтно-экологического равновесия. Оптимальное соотношение природных и антропогенно-преобразованных ландшафтов.
34 Экологический каркас. Ключевые районы устойчивого развития.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иванов, А. Н. Охраняемые природные территории: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Байлагасов, Л.В. Теория и практика заповедного дела: уч. пособие Горно-Алтайск : РИО Горно-Алтайского госуниверситета, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135303
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бабенко, В.Г. Основы биогеографии : учебник для вузов Москва : Прометей, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Темнова, Е.Б. Биокаркас территории: учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017 biblioclub.ru
Л2.3 Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Ляпустин, С.Н. Правовые основы охраны природы : учебное пособие Владивосток : Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:
Э2 1. Wilson E.O., Perlman D.L. Conserving Earth’s Biodiversity (an interactive learning experience for studying conservation biology and environmental science). Washington: Iseland Press, 2000. 500 MB. (Электронный учебник с иллюстрациями, фотографиями и видеороликами).
Э3 2. Заварзин А.А. Биоразнообразие и охрана природы (компьютерная презентация доклада) // Первый летний сертификационный курс «Устойчивое развитие и экологический менеджмент» (29 мая -12 июня 2005 г.). Санкт-Петербург: СПбГУ, 2005. 52 слайда (формат .ppt).
Э4 http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
Э5 http://plantlife.ru Жизнь растений
Э6 http://filin.vn.ua/ Иллюстрированная Энциклопедия Животных
Э7 http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
Э8 http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека
Э9 http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия
Э10 http://bird.geoman.ru Птицы цифровая тематическая библиотека о птицах.
Э11 http://invertebrates.geoman.ru Беспозвоночные (от простейших до насекомых)
Э12 http://www.bookblack.ru/ Чёрная книга флоры Средней России. Чужеродные виды растений в экосистемах Средней России.
Э13 http://www.sevin.ru/invasjour/ Российский Журнал Биологических Инвазий
Э14 http://www.issg.org/database/species/ecology.asp?si=67&fr=1&sts=&lang=EN Global Invasive Species Database
Э15 Курс в Moodle «Системы особо охраняемых природных территорий» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
http://plantlife.ru Жизнь растений
http://filin.vn.ua/ Иллюстрированная Энциклопедия Животных
http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека
http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия
http://bird.geoman.ru Птицы цифровая тематическая библиотека о птицах.
http://invertebrates.geoman.ru Беспозвоночные (от простейших до насекомых)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.